Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Хоспис с кафе и садом: посторонним вход разрешен

Хосписы бывают разные. Хоспис Доброго Пастыря в Чехии сначала вызвал у местных жителей испуг: «построили дом смерти». Сейчас местные ходят в
хосписное кафе в прекрасном саду, да и помогают делом

Фото: hospic-cercany.cz

В фонде помощи хосписам «Вера» не так давно появилась традиция: когда кто-то из сотрудников едет за границу, мы связываемся с одним из местных хосписов и «напрашиваемся» в гости – посмотреть, как там у них все устроено. Вопросов к коллегам очень много: как лечат боль, как сочетается помощь государства и благотворителей, много ли волонтеров и откуда они, где обучается персонал хосписов.

Так и я, отправившись в конце мая в отпуск в Прагу, договорилась о встрече с директором некоммерческой организации «TŘI», развивающей хосписную помощь в Чехии, – Иржи Крейчи.

«TŘI» объединяет стационар взрослого хосписа, две выездные службы, работающие в разных городах, службу аренды специального оборудования и консультативную службу.

Встречались мы в Хосписе Доброго Пастыря в Черчанах – это городок примерно в часе езды от Праги.

Иржи Крейчи – не врач, у него экономическое образование. Каждый день он ездит на работу из Праги, что по чешским меркам – довольно далеко.

Иржи Крейчи.

Фото: hospic-cercany.cz

Организация занимается и фандрайзингом, и развитием волонтерства, обучением персонала хосписов и просвещением. Например, не так давно была организована образовательная  конференция по паллиативной помощи детям. С ней в Чехии дела обстоят почти так же, плохо, как и в России – практически нет детских хосписов и не развита помощь семьям с неизлечимо больными детьми на дому.

Но в отношении паллиативной помощи взрослым нам есть чему поучиться у хосписа в Черчанах.

Хоспис Доброго Пастыря работает не так давно – с 2008 года. Тогда его создатели столкнулись  с теми же проблемами, какие возникали при строительстве Первого хосписа в Москве в 1994 году. Местные жители были против появления хосписа по соседству –  им было страшно, хоспис воспринимался как дом смерти. Но сегодня уже многие помогают хоспису как деньгами, так и делами.

Рядом с хосписом – небольшой, но красивый и ухоженный сад. Он обнесен простым деревянным забором – вроде дачного. Увы, у нас большинство хосписов отгорожены от остального мира высокой каменной стеной (в том числе из-за требований безопасности при хранении наркотических обезболивающих).

Прямо в этот прекрасный сад выходит кафе, расположенное на первом этаже здания хосписа. Кафе – общедоступное. Кроме самих пациентов, их родственников и посетителей, сюда любят заходить и местные жители. В кафе они приходят и на концерты и благотворительные ярмарки, которые устраивает хоспис.

Меня поразила эта простая находка. В Чехии, как и в России, к хосписам и неизлечимо больным людям многие относятся предвзято, стремятся уйти от этой темы. Закрытость людей ведет к социальной изоляции пациентов и их родных. Доступное обычным прохожим кафе на территории хосписа – по-моему, гениальный шаг к преодолению этого барьера. Интересно, кому это впервые пришло в голову?

Стационар хосписа расположен в очень красивом и светлом трехэтажном здании. Здание выстроено амфитеатром – окна палат выходят во внутренний дворик со скамейками и столиками. В холле меня встретили приветливые сотрудники. Охраны я не видела.

Стационар хосписа рассчитан на 30 человек. Палаты – одноместные и двухместные, находятся на всех трех этажах. На первом живут самые активные пациенты, которые чаще посещают библиотеку, ходят в кафе и гуляют в саду. Впрочем, другим пациентам тоже это доступно, так как есть вместительный лифт, в который легко въехать и на коляске, и на кровати.

В хосписах не бывает неважных мелочей – каждая деталь очень важна и говорит о внимании (или невнимании) к человеку. В Черчанах, возле входа в каждую палату висят симпатичные таблички с именами пациентов. В комнатах очень продуманная обстановка: кроме постели пациента, есть кровать для родственника или посетителя, а также телевизор и шкаф, ванная с туалетом, оборудованная специальными поручнями и прочими приспособлениями для пациентов, движения которых ограничены болезнью.

Все кровати – оранжевого цвета, и застелены красивым цветным бельем. В хосписе также есть отдельная ванная со специальным подъемником – для пациентов, которые могут только лежать.

Фото: hospic-cercany.cz

На каждом этаже хосписа – уютные уголки для отдыха и балконы. На балконах – пара стульев и столик с пепельницей. Курить пациенты могут и в палатах, но в присутствии медсестры.

Родственники и друзья могут навещать пациентов в любое время суток и оставаться на ночь. Особенно здесь поощряют визиты с детьми. Для маленьких гостей, которым скучно долго сидеть в палате, в хосписе есть детский уголок – совсем как в Первом московском хосписе.

Посетители могут принести с собой еду и разогреть ее на специальной кухне – такие есть на каждом этаже, или сходить в то самое кафе.

На первом этаже расположена библиотека с проектором для проведения самых разных встреч и комната для досуга и творчества, где можно рисовать, шить, играть на гитаре, – все, что угодно. На стенах висят созданные здесь картины и другие работы пациентов. А скоро должна состояться ярмарка футболок с рисунками 60-летнего пациента хосписа.

Фото: hospic-cercany.cz

А еще в библиотеке живет кролик. Кстати, в стационар можно приводить животных – официально это не разрешено, но руководство не против, а даже очень за.

На каждом этаже хосписа – сестринская комната. На двери написано «сестрички» – по-чешски это звучит не так приторно, как по-русски. И, конечно, менее официально и сухо, чем «медсестры».

Хоспис в Черчанах помогает взрослым пациентам с любыми неизлечимыми диагнозами. В основном это онкология, но есть люди и с неврологическими заболеваниями. Несколько раз хоспис помогал пациентам со СПИДом. Иржи Крейчи рассказал, что некоторые сотрудники хосписа не понимали, как вести себя и поддерживать таких пациентов, и даже боялись. Поэтому руководство проводило специальные собрания, чтобы снять напряжение.

Услуги хосписа почти полностью покрывает общая страховка. Но 15-20% стоимости пациенты по закону оплачивают сами. Если по какой-то причине у человека нет такой возможности, ему все равно помогут, для этого нужно только разрешение руководства. Как правило, каждый месяц хоспис помогает двум-трем таким пациентам.

Среднее время, которое человек проводит в стационаре, – 34 дня, хотя формальных ограничений нет. Но здесь считают, что пациенту лучше как можно дольше находиться дома, в окружении близких и под наблюдением выездной службы хосписа.

В отличие от России, в Чехии нет проблем с медицинскими наркотическими обезболивающими. Эти препараты вполне доступны пациентам с болевым синдромом, а выписать их может любой терапевт, в том числе по назначению врача хосписа.

В стационаре хосписа в Черчанах работают 2 врача, 8 сестер и психолог. Также в хосписе есть небольшая часовня, там 2 раза в неделю проходят католические службы.

В хоспис регулярно приходят волонтеры, они помогают заботиться о пациентах, ухаживают за садом и организовывают разные мероприятия. Развито и корпоративное волонтерство – когда сотрудники компании всем офисом приезжают помогать в хосписе.

Когда я вспоминаю нашу встречу с Иржи Крейчи – я поражаюсь родству людей, которые помогают тем, кого нельзя вылечить. Мы говорим на разных языках, но знаем, что хоспис – это место, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось, где все продумано до мелочей, и даже инвалидная коляска может выглядеть как уютное домашнее кресло. Ведь то, что кажется пустяком в жизни здорового человека, — для пациента имеет огромный смысл.

В России подобных хосписов пока, к сожалению, немного. Но они существуют и развиваются, и это возможно только благодаря поддержке самых разных людей.

Фонд помощи хосписам «Вера» сейчас помогает 30 хосписам по всей России.

Поддержать их работу очень просто:

Отправить смс со словом «ВЕРА» и суммой пожертвования на короткий номер 3443, например «ВЕРА 200».

Или сделать перечисление на банковскую карту

 

PayPal фонда «Вера»: fund@hospicefund. ru

Спасибо!

 

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?