Раннее утро в супермаркете. В очереди четыре человека, все спешат на работу. Кассир, молодой парень, вдруг решительно говорит пожилому покупателю: «Этот творог я вам пробивать не буду, у него срок годности истекает, вы можете отравиться». Старый мужчина настаивает: «Он в два раза дешевле, пробивайте!» Кассир встает, быстро уходит и возвращается через минуту с пачкой творога: «Вот этот хороший». И добавляет, смущаясь: «Можно я оплачу вашу покупку?»
В «Покровской обители», доме престарелых на берегу Финского залива, прямо внутри здания установили настоящий знак автобусной остановки, «проспект Просвещения», чтобы люди с деменцией, у которых часто возникает навязчивое желание куда-то ехать, могли легко ее найти и не тревожиться.
Еще недавно, до пандемии, эти случаи смотрелись бы фантастикой. Похоже, мы действительно становимся уважительнее и бережнее друг к другу – и чем дальше, тем больше. Потому что доброта заразительна.
«Здравствуйте» и «Хорошего дня» стали частью повседневности
Выйдя рано утром на улицу, вы встретите много прохожих с собаками. Мало того что почти у каждого с собой пакетик, чтобы убрать за своей собакой (знак уважения к окружающим), многие поздороваются с вами, незнакомым человеком, и пожелают удачи или хорошего дня.
В супермаркетах, кафе, офисах, банках, клиниках, центрах «Мои документы», на почте и так далее – это вообще давно стало правилом. После обмена вежливостями разговор часто перерастает в общение и добрые знакомства. Мы приходим именно к этому кассиру оплатить покупки, официант в соседнем кафе уже запомнил наши вкусы и спрашивает с улыбкой: «Вам как обычно?»
В некоторых супермаркетах кассиры вежливо раскрывают упаковочный пакет, прежде чем передать его покупателю. Конечно, есть и другие – демонстративно не здороваются, а бывает, и хамят. Но такие случаи смотрятся исключением и только подчеркивают, как прочно вошли в нашу жизнь выражение благодарности, просьбы и пожелания «Хорошего дня» и «Удачи».
– Я наблюдаю такое доброжелательное поведение в основном у молодых и социально благополучных, с высоким доходом горожан, – говорит самарец Николай. – Чем ниже социальная лестница и доход, тем меньше добра. С другой стороны, эта спокойная атмосфера благополучия, взаимного уважения и позитива очень приятна, ею легко заражаешься и начинаешь следовать элементарным правилам вежливости.
Пусть эта привычка пришла к нам из мира корпораций и бизнеса, где цель – создать для клиента максимально приятную обстановку для покупки. Лучше так, чем никак, как было до этого.
В магазины и кафе теперь пускают с собаками
Марина переехала в Воронеж из Москвы, чтобы ухаживать за пожилой мамой. Каждое утро вместе со своим корги по имени Челси (кстати, взятым из приюта) они гуляют в любимом парке, а по дороге два-три раза в неделю заходят в кафе позавтракать.
– Нас пускают везде, во всех кофейнях на нашем прогулочном пути – «Ватсон», Coffee like, Jojo, «Волконский», – говорит Марина. – «Ватсон» – моя любимая, здесь приятно, вкусно и дешево. С учетом того, что по утрам мы в ней единственные посетители, нам особенно рады.
Магазины и кафе стали гостеприимными к животным совсем недавно – значок на входной двери «Мне тоже можно» рядом с изображением собаки все еще смотрится в диковинку. Но с каждым днем их становится больше, и даже без значка в большинстве случаев – не прогонят. Конечно, здесь есть желание привлечь покупателей, но одновременно это классный побочный эффект идеи доступной среды. Пространство должно быть комфортным для всех, включая животных.
Бок о бок с обычными работают сотрудники с особенностями
Курьеры с синдромом Дауна, официанты и флористы с ментальными особенностями, слабослышащие кассиры в супермаркете, менеджеры разметки данных с РАС – люди с разной степенью мобильности теперь могут получить работу по душе наравне со всеми.
В VK работают незрячие сотрудники – тестировщиками, разработчиками, системными администраторами, менеджерами в отделах персонала, рекламы, образования. Еще несколько лет назад такое невозможно было представить. И хотя рынок труда для человека с инвалидностью по-прежнему полон препятствий, которых не должно быть, дело явно сдвинулось с мертвой точки.
Водители притормаживают на перекрестках, пропуская пешеходов
Не все и не всегда, но в большинстве случаев машины теперь действительно сбавляют скорость, чтобы пропустить пешеходов, и не только маму с малышом и коляской, но и одинокого прохожего.
Вообще-то так должно быть по определению – правила дорожного движения защищают пешехода, так как человек за рулем в данном случае «сильнее», а человек перед его машиной беззащитен на дороге. Но еще 10 лет назад водители проносились на перекрестках, игнорируя пешеходов на зебре. Если прохожий на свой страх все-таки делал попытку перейти дорогу в положенном месте, возмущенно сигналили – эй, не видишь, я еду!
Что заставило нас измениться в лучшую сторону?
– За время, прошедшее с перестройки и 90-х, мы стали с гораздо большим уважением относиться к своей стране и к себе самим, и как следствие – к окружающим, – считает горожанин Илья. Он вырос в Кемерове и уже многие годы живет в Москве. – Это проявляется в том числе в том, что водители пропускают пешеходов, а таксисты с пониманием относятся к просьбе не курить, выключить громкую музыку на время поездки.
В учреждениях, кафе и магазинах появились пандусы и «островки безопасности»
Доступная среда пока по большей части по-прежнему недоступна маломобильным людям и мамам с малышом в коляске, но колоссальные шаги в этом направлении все-таки пройдены.
В государственных учреждениях, не говоря об офисах и сетевых магазинах, устанавливают пандусы, для маломобильных пассажиров действует служба поддержки в метро, аэропортах и на железных дорогах. Для туристов на колясках прокладывают специальные маршруты в заповедниках, для паломников – в монастырях.
В районных поликлиниках после ремонта появились мини-кафе. Казалось бы, мелочь, но когда приходишь ни свет ни заря на голодный желудок сдавать анализы, какое же удовольствие сесть потом и выпить чашечку кофе, съесть круассан. Все это дает ощущение заботы и доброты. В регистратуре поликлиники в одном из тихих московских переулков около сотрудниц на телефоне стоят вазочки с сиренью. «Как у вас заботятся о пациентах, создают настроение! – А это не мы, отвечает сотрудница, – пришли отец с сыном и принесли эту роскошную сирень, просто так. А отец, между прочим, 1932 года рождения…»
Еще один признак того, что среда вокруг нас добреет, – Островки безопасности» в магазинах и других людных местах, куда можно привести потерявшегося прохожего или самому зайти и получить помощь, если из головы вылетел адрес собственного дома.
Рабочая среда тоже становится доступнее, безопаснее и менее токсичной – открыто ведется разговор о масштабах травли во взрослых коллективах и создаются возможности для ее прекращения – в некоторых компаниях есть горячая линия и уполномоченные по корпоративной этике, которым можно пожаловаться на буллинг.
Благотворить и волонтерить – хороший тон и привычка
В петербургском заказнике «Сестрорецкое болото» в этом году аншлаг волонтеров: больше 700 человек два месяца подряд вручную переносили через асфальтовую дорогу, по которой ездят машины, велосипедисты и самокатчики, около 17 500 маленьких жаб, чтобы те выжили и благополучно дали потомство. За пару дней анкету на участие заполнили более 600 человек, и заказнику пришлось распределять их по сменам и секторам.
По данным ВЦИОМа, 81% россиян отмечают, что люди вокруг них занимаются волонтерством больше, чем 10–15 лет назад, и особенно заметный рост пришелся на последние два года. У почти 60% из нас среди знакомых есть несколько человек, кто занят волонтерским трудом, у многих – до девяти человек. Адресно помогают 60% россиян, жертвуют фондам 53%.
В каждой третьей российской компании действует программа корпоративного волонтерства – сотрудники помогают детям-сиротам, пожилым людям, животным, дикой природе. Причем в последние два года эйчары корпораций и фандарйзеры НКО, сотрудничающие с бизнесом по волонтерским программам, отмечают, что потребность быть вовлеченными в добрые дела у персонала стала острее, а кандидаты на собеседованиях спрашивают, предоставляет ли компания возможности для волонтерства.
Волонтерство может быть очень разным. Кто-то занимается английским и математикой с детьми из детского дома, а кто-то раз в пару месяцев покупает несколько книг-новинок и отправляет в сельские библиотеки, где их очень ждут дети и взрослые.
После пандемии люди говорили, что выжили, опираясь друг на друга. Многие ближе познакомились с соседями, общение с которыми до этого сводилось к «здрасьте-до свидания», стали звонить, предлагать привезти продукты, погулять с собакой, да просто поговорить и обнять друг друга. Рост доброты во всем мире помог нам выжить в пандемию. Хочется верить, что поможет и сейчас.