Православный портал о благотворительности

«Холестериновая теория выгодна Большой Фарме, получающей гигантские прибыли»

Связь «плохого» холестерина и сердечно-сосудистых заболеваний постоянно подвергается критике со стороны врачей и ученых, которых называют «холестериновыми скептиками»

Фото: freepik

Жизненно необходимый компонент

Холестерин – это органическое соединение, природный полициклический липофильный спирт, который является важным строительным компонентом клеточных мембран всех животных и человека. Он обеспечивает устойчивость клеточной стенки в широком диапазоне температур, регулирует проницаемость клеток, в частности, предохраняет эритроциты крови от воздействия гемолитических ядов.

Обратите внимание: холестерин – это отнюдь не жир, а спирт, почему и был в середине XIX века переименован в холестерол (cholesterol), однако в русскоязычной традиции сохранил свое прежнее название.

Холестерин производится печенью из жиров, глюкозы, аминокислот. За сутки образуется до 2,5 г холестерина, с пищей поступает около 0,5 г. Его содержание может повышаться в ответ на самые разные изменения состояний организма, это одна из его защитных реакций.

Холестерин абсолютно необходим нам для выработки витамина D, желчных кислот, различных гормонов, включая гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) и половые (эстрогены, прогестерон, тестостерон). Кроме того, без него невозможна нормальная работа серотониновых и адренергических рецепторов в мозге, что является залогом эмоционального и психического благополучия.

Но среднестатистическому гражданину и у нас в стране, и за рубежом холестерин представляется злейшим врагом здоровья. Наше знание о нем ограничивается тем, что этот «вредный жир» прилипает к стенкам кровеносных сосудов, выстилая нашу дорогу к атеросклерозу и инфаркту.

Такова расхожая интерпретация холестериновой теории происхождения сердечно-сосудистых заболеваний.

Холестериновые скептики, однако, задают два вопроса. Первый: действительно ли так вреден высокий холестерин? И второй: не опасны ли слишком низкие уровни «плохого» холестерина?

Начнем со второго, так как именно эта тема оказалась в центре внимания летом 2019 года.

Женщины рискуют

Врач меряет давление пациенту
Фото: PA Wire/ТАСС

Важно уточнить: холестерин неоднороден. Он делится на фракции: ЛПНП – липопротеины низкой плотности и ЛПВП – липопротеины высокой плоскости. Считается, что вредна для сосудов первая фракция, поэтому ЛПНП называют плохим холестерином, а ЛПВП считают ответственным за все хорошее.

Реальная картина, однако, несколько сложнее.

В мае 2019 года в журнале Neurology было опубликовано совместное исследование ученых Гарвардской медицинской школы и Больницы BWH (Бостон, США), данные которого вошли в противоречие с принятой концепцией рисков инсульта.

Участниками, а точнее, участницами исследования стали 27 937 женщин в возрасте от 45 лет и старше. Риск инсульта у женщин выше, чем у мужчин, поэтому исследования на женских когортах особенно актуальны.

Ведущий автор исследования доктор Памела Рист и ее коллеги проанализировали данные мониторинга участниц в начале исследования и через 19 лет. На входе у женщин измеряли ЛПНП («плохой» холестерин), ЛПВП («хороший» холестерин) и триглицериды (повышение их уровня в сочетании с повышением ЛПНП считается особенно опасным для сосудов).

В течение 19 лет 137 женщин из когорты перенесли геморрагический инсульт (с кровоизлиянием в мозг). Разделив женщин на группы с низким уровнем ЛПНП (1,8 ммоль/л или ниже), нормальным (до 2,5) и высоким (от 2,5 до 3,3) и сделав поправки на иные факторы риска, ученые установили, что у женщин с пониженным уровнем «плохого» холестерина риск кровоизлияния в мозг был в 2,2 раза выше, чем у их ровесниц с повышенным показателем.

Важное примечание: американские стандарты в этом вопросе несколько отличаются от российских. Наши медики считают нормой ЛПНП для мужчин 2,25-4,82, а для женщин – все, что ниже 3,5. Однако и в соответствии с ними уровень, например, 1,8 или ниже не вызовет опасений врача и самой пациентки.

Кстати, аналогичная зависимость наблюдалась и с уровнями триглицеридов (самый высокий риск геморрагического инсульта – в группе с самыми низкими показателями).

Результаты исследования ставят под сомнение само понятие «плохого» холестерина, которого, якобы, чем меньше, тем лучше.

Авторы, однако, не претендовали на то, что их выводы окончательны, так как любая работа имеет свои ограничения, и результаты требуют перепроверки.

Интересно, что новое исследование на эту же тему не заставило себя долго ждать. Оно было опубликовано в июле 2019, а выполнили ее независимая группа ученых из Университета штата Пенсильвания.

И мужчины тоже

На этот раз когорта представляла собой 96 043 участника обоего пола, средний возраст – 51 год. В начале исследования им измерили уровни ЛПНП, а кроме того, ученые убедились в том, что все мужчины и женщины были относительно здоровы, по крайней мере, не имели истории инсультов, инфарктов или рака.

В течение последующих 9 лет каждый из участников сдавал анализ на ЛПНП ежегодно.

На основании полученных данных, которые были скорректированы с учетом иных факторов (возраста, пола, показателей кровяного давления и приема лекарств), ученые установили, что риск геморрагического инсульта был на 65% выше у тех, чьи уровни ЛПНП были ниже 1,8 по сравнению с участниками с уровнем от 1,8 до 2,5.

Интересно, что показатель «плохого» холестерина выше уровня 2,5 никак не повышал риск участника исследования пострадать от кровоизлияния в мозг по сравнению со средней группой.

Джианг Гао, руководитель исследования, говорит, что повышенный уровень ЛПНП может быть опасен не сам по себе, а в сочетании с другими факторами риска: высоким давлением, семейной историей сердечно-сосудистых болезней, алкоголизмом. Если этих факторов в вашей жизни нет, то нет и особых оснований волноваться о показателях холестерина, считает ученый.

Но вернемся к холестериновой теории возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Это предмет многочисленных баталий между весьма уважаемыми врачами и учеными, причем ведутся они сразу на нескольких фронтах.

Как питаться?

Это первый фронт разногласий. Несмотря на ряд исследований, реабилитирующих насыщенные (животные) жиры, диетические рекомендации всех официальных медицинских агентств обязательно содержат пункт о том, что они опасны и их нужно сократить до минимума или полностью от них отказаться.

Именно насыщенный жир, говорят многочисленные эксперты, резко повышает холестерин и способствует закупорке артерий.

Эта точка зрения постоянно оспаривается. Весной 2017 года три уважаемых кардиолога: доктор Асим Малорта из Академии медицинских королевских колледжей (Великобритания), профессор Медицинской школы Калифорнийского университета и редактор медицинского журнала JAMA Internal Medicine Рита Редберг и доктор Паскаль Майер из Университетской больницы Женевы (Швейцария), являющийся также редактором журнала BMJ Open Heart, – опубликовали статью в журнале British Journal of Sports Medicine.

Авторы цитируют опубликованные медицинские обзоры, не находящие корреляции между употреблением в пищу насыщенных жиров и риском сердечных заболеваний.

Пришло время для систем здравоохранения переместить акцент с постоянных измерений показателей крови и рекомендаций не есть жирного на другие факторы, которые гораздо больше способствуют развитию сердечно-сосудистых болезней, считает международная группа кардиологов.

Не так страшны насыщенные жиры (если речь идет о качественных продуктах), как рафинированные углеводы (сахара и крахмалы), пишут они, и именно их в структуре питания нужно сокращать. Кроме того, ежедневная физическая активность хотя бы в течение 30 минут и сокращение уровня стресса способны значительно снизить риск коронарной болезни сердца.

К сожалению, за этими рекомендациями нет бизнес-модели и рынка, которые способствовали бы их продвижению, сетуют маститые кардиологи в заключении статьи.

Другое дело – лекарства.

Наука или бизнес-модель?

Фото: PA Wire/ТАСС

«Холестериновая теория выгодна Большой Фарме, получающей гигантские прибыли от статинов, которые прописывают огромному количеству пациентов с повышенным холестерином в крови», – говорят скептики. Именно в конфликте интересов они видят основную причину того, что устоявшаяся медицинская практика борьбы с холестерином не подвержена никаким изменениям.

Выводы большого систематического обзора исследований, выполненного в 2016 году всемирно известным холестериновым скептиком доктором Уффе Равнсковым, бывшим преподавателем Лундского университета (Швеция) и его 15 коллегами из исследовательских центров разных стран мира, вызвали негативную реакцию многих представителей официальной медицины.

Обзор охватил в общей сложности 68 094 человека старше 60 лет. Авторы обнаружили, что в 8% случаев высокие показатели ЛПНП не сокращали продолжительность жизни участников исследования, а 92% – даже удлиняли ее!

«Прием препаратов для снижения уровней холестерина – пустая трата времени» – говорит профессор васкулярной и эндоваскулярной хирургии Ирландского университета Шериф Султан, один из авторов исследования.

Обзор резко критикуют сторонники холестериновой теории и приема статинов для снижения ЛПНП. Интересно, однако, что статья на сайте Британского министерства здравоохранения о работе Равнскова и коллег выдержана в очень сдержанном и уважительном тоне и по сути не отвергает ее результаты как однозначно неверные.

Более того, в статье говорится, что «многие важные научные прорывы были совершены благодаря усилиям тех людей, которые бросали вызов преобладающей ортодоксальной точке зрения».

В то же время эксперты, анализирующие работу Равнскова, считают полученные данные недостаточными для того, чтобы отказаться от использования статинов и изменить текущие рекомендации по питанию.

В своем комментарии по поводу работы Ранскова газете The Telegraph британский кардиолог доктор Тим Чико заявил, что находит полученные данные неубедительными. Скептики не преминули отметить, что доктор Чико получил грант фармацевтического гиганта GlaxoSmithKline, и хотя непосредственно эта компания не производит статинов, интересы Большой Фармы в целом едины, и покушаться на них небезопасно для собственного кармана.

Но, думается, что даже не материальная заинтересованность играет здесь ведущую роль. Отказаться от распространенных медицинские практик, признаваемых в течение долгих лет и десятилетий обоснованными и полезными, всегда психологически очень трудно.

Холестериновая теория шатается, но не падает, несмотря на нарастающий массив научных данных, включая недавние работы, о которых мы рассказали в начале статьи.

Пока что официальные рекомендации по диете – не более 30 грамм насыщенных жиров в день для мужчин и не более 20 грамм для женщин – остаются в силе, а «плохой» холестерин официально остается плохим.

Научная дискуссия, между тем, продолжается, и мы будем внимательно за ней следить.

Источники:

High cholesterol ‘does not cause heart disease’ new research finds, so treating with statins a ‘waste of time’

Very low levels of ‘bad’ cholesterol may raise stroke risk

Low levels of ‘bad cholesterol’ may actually increase stroke risk

Does ‘bad’ cholesterol deserve its bad name?

Artery-clogging saturated fat myth debunked

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version