У «новой» инфекции есть еще одна общая черта с коронавирусом: она передается уже на раннем этапе, когда симптомы еще не появились, и человек или его родители – а в нашем случае речь в первую очередь о детях – не знают, что он заразен.
Обжегшись, как говорится, на молоке, Всемирная организация здравоохранения дует на воду. В ноябре 2023, когда из Китая начали поступать тревожные вести, ВОЗ затребовала от Китайского министерства здравоохранения подробную информацию о происходящем, и Китай ответил, что «никакого нового или необычного патогена обнаружено не было».
Между тем, во второй половине ноября схожая вспышка респираторной инфекции, провоцирующей пневмонию у детей, имела место в штате Огайо (США), затем в Дании, затем на Филиппинах и во многих других странах. Как мы знаем из прессы, это заболевание распространяется и в России.
Ни одна из этих вспышек не привела к перегрузке систем здравоохранения такой, как в Китае. Почему так? Об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас пора назвать виновника столь драматичного развития событий.
Микоплазма, или Mycoplasma pneumonia
Это бактериальная инфекция, и совсем не новая, о ней известно примерно все, что нужно знать врачу для лечения больного. Самое главное, микоплазменная пневмония лечится. Поводов для паники совсем нет, а тот факт, что многие родители никогда раньше не слыхали о такой инфекции, объясняется тем, что она, как правило, не вызывает тяжелых симптомов.
Даже переходя в пневмонию, болезнь, чаще всего, несильно беспокоит своего носителя, во множестве случаев ее переносят на ногах, и поэтому ее называют также «ходячая пневмония».
Кроме того, при легком течении респираторной инфекции ни сам пациент, ни его врач не делают анализов на выявление патогена, поэтому до настоящего времени микоплазма, в отличие, например, от гриппа, не попадала в центр общественного внимания.
Как говорит американский эпидемиолог профессор превентивной медицины в Университете Вандербильта доктор Уильям Шаффнер, волноваться особенно не о чем: «Mycoplasma pneumonia распространена повсеместно, и так было всегда».
Существует консенсус врачей и ученых по поводу того, что многочисленные вспышки заболевания в Азии, Америке и Европе никак не связаны между собой, и каждая страна болеет тем, что уже циркулирует в ее пределах.
Особенные симптомы? Скорее, нет
Как уже было сказано выше, обычные симптомы респираторного заболевания при микоплазме чаще всего легче, чем при гриппе или ковиде, а люди, болеющие микоплазменной пневмонией, часто сами думают, что у них простуда.
Кашель, незначительное повышение температуры (как правило, не выше 38°C), усталость, слабость, головная боль – вот обычные симптомы микоплазменной пневмонии.
В некоторых случаях микоплазма может привести к сильному воспалению и спазмам дыхательных путей, что вызывает у больного особенно сильный кашель. Нередко после того, как организм уже поборол инфекцию, кашель может продолжаться в течение еще нескольких недель.
При более тяжелом течении микоплазменной пневмонии к основным симптомам присоединяется озноб, боль в ушах, носовых пазухах и в горле, учащение ритма дыхания и хрипы, потеря аппетита, тошнота или рвота.
Длится заболевание от одной до шести недель.
Почему сейчас? Почему в Китае?
Помните, прошлой зимой России, как и многим другим странам, пришлось столкнуться с нашествием сразу трех вирусов: гриппа, ковида и респираторного синцитиального вируса? Тогда же мы впервые услышали об «иммунном долге».
Маленький дисклеймер: несмотря на то, что этот термин употребляется как врачами, так и учеными, мы пока что не можем считать иммунный долг научным понятием, так как его суть сформулирована на уровне здравого смысла, а существование такого феномена научно еще не доказано.
И тем не менее гипотеза иммунного долга представляется вполне логичной.
В течение двух лет локдаунов, ношения масок и иных ограничительных мер, мы практически не болели гриппом, а также ОРВИ, вызванной респираторным синцитиальным вирусом. Это значит, что наш иммунитет начал их подзабывать, так что зимой 2022-го вирусы брали свое, с большей легкостью распространяясь и протекая несколько тяжелее обычного.
То же самое, предположительно, происходит сегодня в Китае, который придерживался – в отличие от большинства стран мира – политики нулевой терпимости к ковиду. Только в этом году там были сняты ковидные ограничения и, вероятнее всего, иммунитет китайцев оказался еще слабее, чем у нас после двух пропущенных для общения с многочисленными респираторными инфекциями сезонов.
«Поскольку Китай пережил гораздо более длинный и строгий локдаун, чем любая из стран мира, ожидалось, что выход из него повлечет очень значительные волны других респираторных заболеваний», – говорит биолог из Университетского колледжа Лондона Франсуа Баллу.
Микоплазма, как уже было сказано, присутствует в популяции практически постоянно и имеет цикл активности 3–6 лет, когда она вырывается вперед.
Почему микоплазменная инфекция в этом сезоне особенно активна в Китае, понятно, если придерживаться концепции иммунного долга, но почему большинство пострадавших – дети?
Как говорит доктор Шаффнер, в этом нет ничего удивительного. «Дети легко заражаются сами и далее распространяют патоген в своей среде с большой скоростью, потому что они играют друг у друга на головах, иногда в прямом смысле слова, при этом соблюдают гигиенические правила не лучшим образом. В контракте с природой ребенку отведена роль распределителя, так что это вполне нормально», – говорит он.
Как лечить?
Помимо всех тех советов, которые медики дают родителям по уходу за ребенком с ОРВИ, важно отметить, что микоплазма, будучи бактерией, чувствительна к антибиотикам, а потому, если диагностирована пневмония, а микоплазма идентифицирована в качестве возбудителя, скорее всего, врач пропишет препарат одной из антибактериальных групп.
На сегодняшний день нет серьезных опасений того, что антибиотик может не сработать, однако врачи и ученые уже тревожатся о том, что будет завтра.
Например, при урогенитальном микоплазмозе антибиотики-макролиды, такие как азитромицин, доксициклин, квинолон в настоящее время почти полностью утратили свою эффективность. Родственная ему Mycoplasma pneumonia начинает двигаться в том же направлении.
В Китае, где антибиотики, по мнению европейцев, используются еще более чрезмерно, чем в Европе и Америке, резистентность микоплазмы к макролидам достигла 70–90%.
К счастью, пока что есть альтернатива макролидам, и очень важно каждому врачу и каждому пациенту применять их строго по правилам, чтобы эти препараты оставались эффективными как можно дольше.
Как говорит глава Минздрава Михаил Мурашко, в России нет недостатка эффективных при микоплазме лекарств и пока что не было зарегистрировано случаев тяжелого течения болезни, так что причин для беспокойства нет.
Что касается профилактики, то вакцины от микоплазмы не существует, приходится полностью полагаться на гигиенические правила, актуальные в сезон ОРВИ – их мы после пандемии знаем наизусть. Так что микоплазма нам не страшна.
Источники:
What’s behind China’s mysterious wave of childhood pneumonia?
What is mycoplasma, the driver of the child pneumonia outbreak in China?
How the New Outbreak in China Is Hitting Clinics Elsewhere
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА