Колонка Владимира Берхина о том, как не надо раздавать бесплатный хлеб.
Людям свойственно мечтать о том, чтобы жизнь была легче, проще, удобнее, дешевле. А еще лучше, чтобы в жизни было что-то совсем бесплатно. Классическая мечта павшего в бездну отчаяния человека звучала именно так: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным».
Даром. То есть – бесплатно.
Люди очень привыкли к тому, что за все хорошее в жизни приходится платить, бороться, вкладывать время, силы, труд, деньги и нервы – а все, что получается даром, автоматически воспринимается как добро. Между «халявой» и «благом» в головах российских людей стоит почти непоколебимый знак равенства.
И это нормально само по себе – только очень глубокий мистик или крайне высокосознательный аскет сочтет бесплатно полученную полезную вещь излишней или вредной.
Но есть и другая сторона этого убеждения: когда современный русский человек хочет сделать что-то хорошее, он зачастую просто устраивает «халяву» ближнему своему. Именно поэтому люди из самых добрых побуждений жертвуют «на благотворительность» всякий бесполезный хлам и продолжают несмотря на все разъяснения тоннами везти ненужные и вредные подарки в детские дома.
Самая распространенная форма покаяния в России – подавать нищим, а демонстративная щедрость, преходящая в барство и готовность «платить за всех», считается признаком доброты, хотя обычно это признак тщеславия и малодушия.
Однако халявность сама по себе может иметь не только благие последствия. И дело даже не чьих-то коварных планах (про место, где чаще всего бывает бесплатный сыр, все помнят), а в самом восприятии «даром» как почти невозможного чуда в трудной жизни-в-которой-за-все-надо-платить.
В России привыкли смеяться над поведением американцев в «черные пятницы», когда невообразимо огромные толпы ломятся в супермаркеты за рождественскими скидками. Но в России дело с ажиотажем вокруг дешевизны обстоит не лучше, а боюсь, как бы не хуже. И когда объявляется скидка или почти бесплатная раздача такой прозаической вещи, как куриные яйца – получаются не то, что очереди, драки начинаются.
Или когда Павел Дуров, основатель «ВКонтакте», в день города Санкт-Петереюурга из окна офиса деньги разбрасывал – тоже быстро началась драка, собравшихся пришлось чуть ли не полицией разгонять.
И несложно предвидеть последствия анонсированной акции томского хлебозавода, решившего наподобие древнеримских императоров устроить бесплатную раздачу хлеба, но установившего при этом жесткий лимит в 30 буханок в день, только по праздничным дням и строго с десяти до одиннадцати. Тридцать буханок! Хорошо, что не три штуки, право слово.
Вот о чем бы ни думали авторы акции, к чему бы ни стремились, но очевидно, что чувства людей в очереди с тридцать первого места до самого ее конца они точно не учли. А очередь может оказаться длинной – вспомните про опыт торговцев рублевыми яйцами, описанный выше.
Уж лучше бы и не начинали такой добродетели, потому что подобное «даром» – это и не благо вовсе. Это его механическое воспроизведение – берется один из признаков добра, а прочие отбрасываются. Счастье подразумевается «не для всех», а только для тех, кто успел, да и проблемы «ушедших обиженными» благотворителей не беспокоят.
Это довольно условный«дар» здесь, потому что платой за него должна стать победа в соревновании – нужно прийти первым и войти в число победителей.
Отбрасывается самый главный признак настоящей доброты – личностное начало. Добрым может быть человек к человеку, а не бюджетный план к электоральной единице. А в представленных примерах вместо принятия человека, внимания к нему, заботы о нем, совершается формальный акт отдачи материальной ценности без должной оплаты. И посеянные так зерна не дадут добрых всходов.
В этом свете, кстати, неожиданно понятной становится спасительность «луковки Достоевского» – героиня притчи все же лично от себя подала конкретному человеку, пусть даже и грошик, а не презрительно кинула горсть монет в толпу от скуки и ради выполнения принципов социальной ответственности.
Прислушайтесь к себе, сравните, насколько отличается от Павла Дурова – вот просто по внутреннему ощущению от поступка – неизвестный добрый человек, который оплачивал старушкам квитанции за ЖКУ в честь праздника. Ведь очевидно же, где милость и радость, а где недоброе развлечение.
Во всем этом, помимо нравственного смысла, есть и смысл сугубо практический для тех, кто работает в области помощи ближнему. Он достаточно прост: смысл нашей работы не измеряется одними только финансовыми показателями. Тридцать накормленных пенсионеров – это, конечно, хорошо, но что делать со ста пятьюдесятью при этом обиженными? Подарить денег случайным людям – ну, в общем, ничего плохого, но зачем при этом доводить дело до разбитых носов? Не стоило ли подумать обо всем этом заранее, и взаимодействовать с людьми, а не с безликой толпой?
И даже если вы нацелены на эффективность и расчет, на массовые последствия и долговременные эффекты – хотя бы подберите себе душевных, любящих исполнителей ваших прекрасных замыслов. Равнодушие к людям всегда все портит, а в деле помощи – особенно.
Фото с сайта www.qaqos.largerhosting.com
В прекрасном российском мультсериале «Смешарики» была серия, которая называлась «Железная няня». В этой серии пингвином-изобретателем была сделана попытка поручить заботу о друге роботу, обладавшему всеми необходимыми навыками, кроме умения думать о реальном ближнем. Посмотрите эту серию – мне кажется, это прекрасное пособие для благотворителей из серии «Как не надо делать».