11-12 мая в Москве в четвертый раз пройдет «ДОБРО 2018» – ежегодная образовательная встреча благотворительных организаций. Ее проводят Добро Mail.Ru (компании Mail.Ru Group), «МегаФон» и «Металлоинвест». На этот раз выбран новый формат – хакатон.
По сути хакатон – одновременно мастерская, конкурс и марафон. Это мозговой штурм, цель которого – создание каркаса IT-проектов в сжатые сроки. Хакатоны для НКО уже проводили «Теплица социальных технологий» (признана в РФ иноагентом) и Impact Hub Moscow. В Добро Mail.Ru решили масштабировать эксперимент.
Предварительный отбор по заявкам прошли 26 благотворительных организаций. От каждой НКО в хакатоне участвуют два человека. Им предстоит решить задачу в течение ограниченного времени вместе и под руководством менторов – экспертов и волонтеров из Mail.Ru Group и «МегаФона». Всего в хакатоне примут участие около 100 человек.
Конструктор для НКО
В отличие от привычных конференций и конкурсов, хакатон дает возможность максимально погрузиться в решение конкретной задачи: не привлекая дополнительных ресурсов, быстро создать прототип сайта или приложения, техническое задание на его разработку и получить отзывы экспертов.
«На нашем хакатоне будут не только практические, но и теоретические блоки, – говорит Александра Бабкина. – Участники узнают, из чего состоит жизненный цикл IT-проекта, какие ресурсы нужны на каждом этапе, как привлечь их на свой проект, как подаваться на гранты в IT, какие существуют бизнес-модели, как подготовиться к питчингу (защите) проектов».
Еще хакатон поможет НКО в подготовке и оформлении заявок на получение различных грантов, в том числе президентских – к следующим конкурсам они придут с качественно иным уровнем проработки заявки.
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Коробочное решение
Создание внятного и подробного техзадания для IT-проектов – большая проблема НКО. Многие не понимают, что, скажем, для создания мобильного приложения требуется не только разработчик: обязательно нужно учитывать этап предварительного анализа, дизайна, верстки, этап тестирования, а после запуска – этап обновления приложения. В то же время различные задачи, которые стоят перед благотворительными организациями, с точки зрения IT, могут решаться приблизительно одним набором инструментов.
«Особенность нашего хакатона еще в том, что он нацелен на разработку практически готового продукта (например, приложения или сайта), – объясняет Александра Бабкина. – Цель – получить на выходе техзадания и прототипы, которые помогут НКО решить различные задачи».
Существует немало инструментов и решений, которые, как составные части конструктора, могут подойти для самых разных НКО. Скажем, у многих есть потребность в реализации образовательных проектов. IT-решения в этой сфере очень схожи. Они могут быть полезны, например, в работе с молодыми «кризисными» мамами, – рассказать о существующих льготах и как их получить, о вариантах заработка в декретном отпуске и т.д.). Или помочь благотворительным организациям, занимающимся адаптацией выпускников детских домов, – предоставлять информацию, необходимую им на различных жизненных этапах.
Скоринг и безопасный интернет для подростков
– Мне очень бы хотелось, чтобы НКО начали работать над проектами в сфере скоринга – разработки и применения балльной оценки, на основании которой организация могла бы принимать решения, кого она будет/не будет поддерживать. Это, безусловно, очень нужная тема для фондов, занимающихся адресной помощью. Она будет представлена на хакатоне, но, к сожалению, далеко не все благотворительные организации сочли ее важной на данном этапе развития. Большинство НКО заняты, в первую очередь, прикладными задачами, а скоринг предполагает выход на иной – системный – уровень в адресной помощи, – поясняет Александра Бабкина.
Также организаторы хакатона хотели бы начать общаться с благотворительными организациями, поддерживающими подростков, – для обсуждения разработки инструментов, которые помогали бы подросткам чувствовать себя в безопасности в сети. Но пока не удалось найти НКО, готовых стать частью этого большого системного проекта.
Дальнейшая поддержка
«Мы бы хотели, чтобы как можно больше прототипов реализовались и улучшили жизнь благополучателей, – говорит Александра Бабкина. – Если в 2018 году хотя бы половина прототипов, разработанных на хакатоне, преобразуется в действующие сайты, приложения и сервисы, будет великолепно».
Хакатон не заканчивается в эти два дня – в течение года проекты-участники будут получать поддержку и помощь специалистов Mail.Ru Group, «МегаФона» и других компаний. «Степень нашей вовлеченности в проект будет различной – мы можем созваниваться, переписываться, предлагать решения, но мы не сможем полностью сделать проект за организацию», – подчеркивает эксперт.
Перевод с «айтишного» на русский
Порог входа для участия в конференции 2018 года выше, чем в предыдущие годы. Если раньше НКО достаточно было быть партнером Добра Mail.Ru, «МегаФона» или «Металлоинвеста», то на этот раз от организации требовалось четкое понимание того, как именно IT-решение поможет решить ту или иную проблему, сделать работу эффективнее.
«Мы выбирали достаточно подробные, конкретные заявки. Нам было важно, чтобы участники приехали со своим контентом: наработками, текстами, видео – чтобы создавать прототипы на реальных текстах и картинках, – говорит Александра Бабкина. – Всего на хакатон поступило около 50 заявок. Из них отобрали 26 организаций, но нельзя сказать, что у остальных были плохие проекты. Кто-то представил слишком общую идею, кто-то не смог точно обозначить проблему и пути ее возможного решения с помощью технологий. Все, кто не прошел отбор, получили рекомендации – как и что можно улучшить, в какую сторону двигаться».
С теми, кто был принят, провели большую предварительную работу – чтобы участники приехали на хакатон максимально подготовленными к общению с экспертами. Ими выступят сотрудники Mail.Ru Group и «МегаФона», а также другие IT-специалисты-волонтеры и организации, многие из которых давно оказывают услуги pro bono – например, дизайн-бюро «Верстак».
Важно, что эксперты, имеющие опыт работы pro bono, могут рассказать о том, как решить ту или иную задачу эффективно – и сделать это на понятном для некоммерческой организации языке. Проблема перевода с русского на «айтишный» и обратно остается весьма актуальной.
Проба IT-пера
Чтобы получить максимум от хакатона, участникам советуют максимально погрузиться в процесс и, конечно, внимательно слушать экспертов. Важно не иметь завышенных ожиданий – через два дня у вас не будет работающего мобильного приложения, но будет его прототип. И уже на этой основе можно дальше создавать нужный сервис. Кто-то, сделав прототип, поймет, что такой сервис вообще не нужен его организации и подопечным. В этом ценность хакатона – быстро попробовать, протестировать, «пощупать руками» и не расходовать ценные ресурсы.