В работе с детьми-сиротами все больше появляется инициатив, которые человеку несведущему могут показаться очень даже симпатичными и новыми. Между тем, эти формы работы часто не отвечают запросу ни от самих детей, ни от тех, кто хотел бы помочь обрести им семьи. Создаются центры, новые детские дома со странными порой названиями.
Например, у меня словосочетание «семейный детский дом» вызывает недоумение: ведь «семейный», значит, в семье. Сменили вывеску, а содержание прежнее. Оставили государственное обеспечение, а значит – и отношение. Форма работы та же, пусть даже воспитателей называют мамами; дети все равно живут в детском доме, они – детдомовские.
На днях появилась неоднозначная инициатива властей Ивановской области о создании в регионе детского дома для одаренных сирот. В уже существующих учреждениях, как мы понимаем, одаренных детей уже не останется, они будут свезены в одну общую резервацию, где и будут радовать неясно кого своими способностями. Как будет проходить отбор, понятно: в детских домах все знают, на что способен тот или иной ребенок. Выбрав лучших, из их числа создадут новую модель, образцовый детский дом. А как быть с теми, кто не попал в число приметных детей, это уже никого не волнует. Важен внешний эффект: вот дети поют, вот дети танцуют, вот, вот и вот…
Вместо того чтобы делать все для того, чтобы сироты обретали семьи, для них открываются отдельные кадетские корпуса, цирковые школы-интернаты, и вот очередное новшество – детский дом для одаренных. Все это показатель и созависимости системы, которая уже не может без детей жить и существовать. Системе нужны дети, и уже когда-то забрав их в свои крепкие государственные объятья, она их уже никуда не отпускает. По идее, все собранные в новом детском доме дети, должны найти себе семьи, так как обладают дарованиями, которые могут помочь им встроиться в семью. Но скорее всего, такой задачи не ставится, раз до этого эти одаренные дети не нашли семьи. Вместо того чтобы создавать школы приемных родителей, систему их сопровождения, клубы приемных семей, центры консультаций и поддержки, придумываются новые формы устройства детей-сирот — такие, как интернат для одаренных.
Между тем, в Конституции РФ написано, что каждый ребенок имеет право на семью. Но до тех пор, пока государственная система будет брать на себя ответственность за воспитание детей, она будет выращивать из них людей, пусть и умеющих танцевать, но без опыта жизни в семье. А значит, потом им сложнее будет создать семью собственную и узнать, что такое семейное счастье. Ведь до сих пор они были знакомы лишь с суррогатным счастьем, казенным. И, возможно, не будут исключать возможности такового и для своих собственных детей. Не дай Бог.