Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

ГУСИ и «братство дороги»

Проекту ГУСИ всего два месяца, а его уже взяли в программу социальных стартапов на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. А идея проста: автомобилисты-волонтеры помогают малоподвижным людям передвигаться по Москве

Проекту ГУСИ всего два месяца, а его уже взяли в программу социальных стартапов на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. А идея проста: автомобилисты-волонтеры помогают малоподвижным людям передвигаться по Москве: «Мы на машинах, они на колясках, но мы нужны друг другу, – говорят добровольцы, – в этом есть что-то от братства дороги».


«Идея очень крутая!». 21-летняя Нурсина, студентка и профессиональная танцовщица на колясках рада, что в Москве появились ГУСИ

В соцсетях родилось сообщество москвичей, которые решили помогать маломобильным людям – возить их по Москве на своих машинах или сопровождать пешком. Всего за пару месяцев количество участников сообщества достигло почти трехсот человек, активных волонтеров – уже больше 20 человек.

«С идеей социального бизнеса я носилась еще с прошлого года, – рассказывает Наталья Гусева, бизнес-тренер, автор и идеолог проекта ГУСИ. – Начала думать, где, в какой нише нужна помощь. Людей с инвалидностью – и слабовидящих, и с диагнозом ДЦП, и на колясках – много в городе. А город наш не приспособлен для них. Моя цель – помочь людям, которым тяжело передвигаться, выйти из дому. Если хотите, вытащить их из дома».

Почему было решено искать для людей с инвалидностью помощников на автомобилях? По идее, можно использовать и общественный транспорт. Сейчас даже появилась служба сопровождения метрополитена. «Но люди, передвигающиеся на колясках, не очень хотят спускаться в метро. Признаются, что замечают, как на них смотрят. Поэтому мы их возим на автомобилях. Что касается слабовидящих и некоторых других групп, им ездить в метро немного проще. В этом случае их могут сопроводить представители метрополитеновской службы, а мы их встречаем уже на выходе и ведем на мероприятие».

«Я решила совместить полезное и необходимое: протестировать маршруты, и, одновременно, найти организацию, способную реально помочь людям с ограниченными возможностями. В трудоустройстве, например. Кинула клич. Откликнулась РОО Перспектива. У них есть замечательный проект «Путь к карьере», который занимается трудоустройством, – рассказывает Наталья Гусева, – это двухмесячные тесты и тренинги. Людей с инвалидностью учат составлять резюме, проходить собеседование, делать самопрезентации. Различные фирмы – Самсунг, Делойт и другие – готовы будут взять победителей проекта в свои компании, дав им рабочие места». Наталья договорилась, что поможет обеспечить «доставку» слушателей на тренинг.


Тренинг «Путь к карьере» – первое мероприятие, на котором отметились добровольцы

Волонтеров Наталья начала искать в соцсетях. Все волонтеры – теперь члены группы ГУСИ – раньше были незнакомы с Натальей. Объявления ее они увидели в группе Фейсбука для поиска работы. «Когда я писала первое объявление, я не знала, примут ли его там или нет», – говорит Наталья. Ведь на этой страничке люди ищут работу. А оказалось, что многие готовы что-то делать и просто так, бесплатно, – потому что это кому-то нужно. Хотя Наталья предлагала автомобилистам 300 рублей компенсации – за бензин. Но мало кто из тех, кто откликнулся, взял себе эти деньги. Свою помощь предложили и автомобилисты, и волонтеры, не имеющие машин – предлагающие сопровождение на общественном транспорте.

Первый опыт оказался удачным. Одни волонтеры провожали участников тренинга – людей с инвалидностью – от метро до места проведения учебы, другие возили их на машинах. Кстати, помощь волонтеров понадобилась и во время тренинга: кому-то надо было помочь со слайдами (среди посещающих тренинги – и слабослышащие, и слабовидящие люди, колясочники, молодые люди с диагнозом ДЦП и так далее), кому-то – налить чай, кому-то – снять куртку или пальто. Кстати, вечером, после 20 часов, метрополитеновская служба сопровождения уже не работает – так что обратный путь волонтеры взяли на себя полностью.

Название ГУСИ родилось случайно, но понравилось. Оно запоминающееся. «Спасибо вам, крылатые!» – с легкой степенью восторженности пишут в группе те, кому помогли волонтеры. А волонтерам нравится этот вид добровольческой работы. Нравится и идея «двойной помощи» – не только довезти человека с ограниченными возможностями до нужного ему места, но еще и помочь добиться каких-то целей. Например, тем, кто ездит на тренинги – найти работу.

Всего за месяц работа группы ГУСИ расширила пространство помощи: теперь добровольцы возят своих подопечных и во многие другие места. На тренировку, к врачу, на учебу. Кстати, лучше даже говорить не «подопечных», а друзей – потому что волонтеры и клиенты группы ГУСИ действительно подружились, и многие уже переписываются в фейсбуке, и нашлись какие-то общие интересы. Одна пара уже отправилась вместе в театр, другие собираются сходить в кино.

А недавно ГУСИ встречали на вокзале дуэт ДНК (Друзья на колесах), который приехал на парафест в Сокольниках. А ДНК это – само по себе замечательное явление: двое инвалидов-колясочников из Дзержинска образовали модную рэп-группу. Там юноша Четвертак Mixa и красавица Алена, и этим дуэтом очень гордятся молодые слушатели, передвигающиеся на колясках. Потому что – прорыв, и надежда, и близкие темы.


Дуэт ДНК

«Эти люди меня вдохновляют!»

Никакой особой мотивации участвовать в проекте ГУСИ у членов сообщества нет. Они просто хотят помогать. Но эта помощь – еще и возможность выйти из обыденности. Ведь люди, которые ищут работу – именно из этой группы были первые волонтеры, иногда чувствуют себя ненужными. А тут они нужны, еще как нужны! «Мне жалко, обидно то, как у нас в России относятся к людям с ограниченными возможностями, – говорит участник группы Евгений. Раньше он участвовал в благотворительности опосредованно, а возможность помогать лично представилась впервые. – Я считаю, что это пережитки нашего детства, когда в школе, если ты дружил с человеком, который отличается от других, смеялись, тыкали пальцем. Я против такого отношения. И стараюсь помочь таким людям. Им сложнее. Я хочу, чтобы они тоже получали эмоции от жизни, – бывали на каких-то событиях, участвовали в них. И мне становится радостно, что я помог им».

Действительно, и сами ГУСИ-волонтеры получают удовольствие от своего дела. «У меня сразу после первой поездки появилось приятное ощущение, – рассказывает Евгений. – Я был поражен тому количеству позитива, который излучают эти ребята. Они шутят, строят планы, что-то постоянно обсуждают. Я смотрел на них и радовался, что они такие сильные. Из-за этого я ко многим вещам в своей жизни стал относиться иначе. То, что раньше могло ввергнуть меня в депрессию – что-то не получается, я не справляюсь и так далее – теперь для меня не является такой уж проблемой: я вспоминаю этих ребят, собираю силу воли в кулак, и делаю свое дело дальше. Они влияют на окружающих несмотря даже на то, что многие из них нас моложе».

«Я увидела пост Наташи в Фейсбуке, ее призыв о помощи. И откликнулась. У меня есть стремление помочь – до этого был небольшой волонтерский опыт в Англии. Нужно пытаться делать добро во благо другим людям, и если есть время и порыв, то идти и делать – лучше и правильнее, чем не делать», – рассказывает Мария, еще один участник группы. Мария говорит, что стала общаться в Фейсбуке с Дмитрием, одним из тех ребят, которых подвезла: «Меня вдохновляют такие люди. Да, у Дмитрия ДЦП, и, например, есть скованность в движениях, как всегда при такой болезни, но при этом потрясающая образованность, с ним очень интересно! И никаких скидок им никто не дает, у нас полноценное равноправное общение». Мария убеждена, что получаемое ей ощущение «хорошего дела» («ты сделал что-то значимое») – очень важная эмоция. «Для 80 процентов людей с инвалидностью главная проблема – это перемещаться, выйти из дома. И хорошо, что хотя бы в этом мы теперь можем им помочь. И если хотя бы у какого-то небольшого процента населения помогать войдет в привычку, это здорово», – говорит Мария.

Инвалид в городе: неумелая помощь

Социальное такси стоит 200 рублей в час, а еще и нужно быть москвичом, чтобы заказывать эту услугу. «Скажем, мы возим одну девочку из общежития. Она не может воспользоваться таким такси, она иногородняя», – поясняет Наталья. Да и очередь на машины социального такси огромная. И каждый раз заказывать такси людям с инвалидностью дорого – не у всех из них есть стабильный и достаточный доход.

«Я был в хорошем смысле слова шокирован, когда за мной приехала девушка на «хонде» и отвезла меня на тренинг «Путь в карьере», где я занимаюсь», – рассказывает Дмитрий Лавров. Дмитрию 28 лет, он культуролог, и сейчас старается найти постоянное место работы. Для этого ему нужно часто ездить по городу. У Дмитрия большая семья, и ему помогают близкие, довозят до места, когда есть время и возможность, но они тоже работают. «Раньше приходилось или вызывать такси, или попутку ловить. Социальным такси я не пользовался никогда. Это неудобный сервис. Но без машины мне сложно: у меня ДЦП с рождения, на коротких расстояниях я могу ходить с тростью, но на дальние – только на коляске. Москва город большой, чтобы в нем добиться успеха, нужна мобильность, которую теперь нам дает эта служба сопровождения».

«Кстати, водители попуток никогда денег с меня не брали, и даже дарили иногда какие-то сувениры. Но вот такая служба, как сообщество ГУСИ, появилась впервые». А еще, отмечает Дмитрий, очень важно то чувство товарищества, которое ощущается в работе волонтеров. «Очень важно, когда к тебе относятся не как к инвалиду, а как к равному человеку, партнеру. У меня было ощущение, что я еду с хорошим приятелем. Мы общались, и мне было приятно, что я не просто пассажир. Я попутчик. Такого простого отношения к инвалиду как к попутчику я не испытывал».


«Социальное такси – сложное дело!». Игорь садится в волонтерскую машину

«Социальное такси – сложное дело, его надо заказывать за неделю, а бывает, что в нужный тебе день свободной машины нет», – делится своим опытом поездок по столице 31-летний Игорь. Игорь – колясочник, в прошлом – цирковой актер, но и сейчас активно увлечен разными видами спорта. Ему нужно ездить и на тренинги по строительству карьеры, и на многочисленные тренировки. «Раньше приходилось вызывать обычное такси. Скидок инвалидам нет. Поначалу мне даже накидывали – за то, что коляску в багажник пришлось убирать. Больше, к счастью, я с этим не сталкиваюсь», – говорит Игорь. Он очень рад, что теперь есть группа сопровождения ГУСИ. Если бы не помощь волонтеров, он бы не смог, например, посещать все занятия тренинга – не хватило бы денег на поездки.

«Идея очень крутая. Для людей с ограниченными возможностями проблема доступности города существует постоянно. Дополнительные траты на такси не всегда возможны, – рассказывает 21-летняя Нурсина, студентка Московского государственного гуманитарно-экономического университета, математик-программист. – В итоге я ездила на метро. Я занимаюсь спортивно-бальными танцами на колясках (танцую на профессиональном уровне, и выступала на церемонии открытия и закрытия Паралимпийских игр в Сочи: если вы помните там номер про рыбаков и рыбок, то я была одной из рыбачек) – и мне нужно ежедневно ездить на тренировки».

Как говорит Нурсина, поездки колясочника на общественном транспорте сопряжены с большим риском. «Люди просто не знают, как к тебе подступиться, как помочь, как спустить тебя по лестнице. И могут не рассчитать свои силы. Было, что и мужчины в состоянии опьянения вроде бы пытались помочь, были настойчивы, и от этого было только хуже, они вообще могут уронить человека в коляске. А помочь мне было некому – я приехала в Москву из Татарстана на учебу, и у меня нет здесь близких людей. Друзей постоянно обременять собой тоже неловко. Поэтому эта группа – крайне нужное для нас дело».

Сейчас сообщество ГУСИ существует исключительно на добровольных началах – никакой финансовой основы у группы нет. Волонтеры все делают бесплатно, возят людей с инвалидностью за свой счет. «Краудфандинг может помочь собрать деньги на определенное мероприятие, «конечный» проект, а на проект постоянно действующий собрать деньги на краудфандинговой площадке вряд ли удастся», – поясняет Наталья Гусева. Пока ГУСИ намерены работать бесплатно. Кстати, вот еще один способ помочь маломобильным людям – если у вас нет машины или нет времени, чтобы отвезти человека. Можно оплатить его поездку на такси, так что даже если вы сами не так уж мобильны, но у вас есть средства – вы можете вступить в группу и помогать подобным способом.

Но ГУСИ уже сделали серьезный шаг вперед. Наталья создала сообщество в феврале – и уже через месяц ее движение выбрали для участия в Social Accelerator. «Это уникальная программа акселерации для социальных стартапов на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. В течение 6 недель мы с активистами группы будем проходить обучение, – Наталья рада такой удаче, – мы поймем, как нам отстроить правильно процессы, как искать спонсоров и зарабатывать. Презентация проекта на программе вызвала огромный интерес, к нам намерены присоединиться большие группы волонтеров.

А инвалиду в Европе девайс в багажнике позволяет убрать туда коляску без посторонней помощи:

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?