Священник Алексий Уминский: …А теперь – к теме нашей программы. По данным МВД в Москве 30 тысяч бездомных, но это только те, кто участвовал в переписи. Есть и другая цифра – 100 тысяч в Москве и 4 миллиона в России. Я знаю, многие считают, что эти люди сами виноваты в своих бедах, что они по своей собственной вине лишились всего и что помогать им или совсем не надо, или уж очень дозировано. Каждый день мы проходим мимо них, часто не замечая, давайте посмотрим на них внимательнее.
Сюжет: «Бомжи»
Мы приходим и уходим из этого мира одинаково. За ту черту не унесешь ничего. Богатые, бедные, умные, глупые – мы становимся равными в свой последний час. Но в том отрезке времени, называемом человеческой жизнью, наши с ними миры практически не пересекаются. Бомж…
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал
Когда ласкали вы детей своих
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват…
Человек без определенного места жительства… Их мир существует параллельно, – со своими законами, своей альтернативной властью, своими порядками. Если спросить любого бомжа, как он дожил до жизни такой, в ответ можно услышать достаточно похожие истории, которые, как правило, будут неправдой. Мы для них чужаки, а чужака ни к чему посвящать в дела семейные. Тем более, что не все так безобидно. Бомж – это далеко не всегда тихий пьяница, который смиренно стоит с протянутой рукой в надежде получить хоть что-то от мира людей, место жительства которых определено. Они могут и взять. Сами. Грубо, нагло и безо всякого смирения.
Они разные. Бомж – это далеко не всегда вынужденное состояние. Для некоторых это образ жизни, который человек просто не хочет менять. Они гордятся своей свободой, мы – своей упорядоченной жизнью. Наши с ними миры не пересекаются. Наше место жительство определено, их – нет. И мы и они это знаем твердо. Именно этим, как нам кажется, мы отличаемся от них. Парадокс заключается в том, что именно это отличие самое эфемерное. У всех у нас место жительство одно – наша земля. И всем нам дан только один отрезок во времени и пространстве, который называется нашей жизнью. Мы приходим и уходим из этого мира одинаково. Ни они, ни мы об этом думать не хотим.
* * *
Священник Алексий Уминский: — Знакомьтесь, у нас в студии Илья Кусков, руководитель православной бригады помощи бездомным инвалидам при Московской Патриархии, и Глеб Запальский, член этой бригады. Здравствуйте, Илья, здравствуйте, Глеб.
Илья Кусков и Глеб Запальский: — Здравствуйте, доброе утро!
Священник Алексий Уминский: – Помните стихи Марины Цветаевой: «Москва – какой огромный странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к тебе придем». Скажите, как возникла ваша бригада?
Илья Кусков: – Она возникла следующим образом. При одном из московских храмов было очень много бомжей. Все они были немощные, жалкие такие, и просили о помощи. Молодые ребята, простые прихожане этого храма, стали им помогать, старались, по крайней мере. Что-то стало получаться. К нам стали приходить еще люди, затем еще… Так случилось, что мы встретили отца Аркадия Шатова, руководителя Епархиальной комиссии Москвы по церковно-социальной работе. Он нам очень помог, дал много полезных советов. И с его помощью мы начали работать как организация. И мы сначала работали в одной больнице, а сейчас по милости Божией расширились до пяти.
Священник Алексий Уминский: – То есть у вас примерно как Тимур и его команда: вы сами из себя возникли…
Илья Кусков: – Господь призвал.
Священник Алексий Уминский: – Прежде чем продолжить разговор, я хотел бы поближе познакомить наших телезрителей с вашей работой.
Сюжет: «Православная бригада помощи бездомным»
56-я больница – одна из 16-ти московских, где принимают бездомных, которым необходима срочная операция. А это чаще всего – ампутация. После этого они станут инвалидами. На улицу им теперь нельзя, они там погибнут. Но и бесконечно держать в больнице тоже никто не станет. Кто эти люди? Как попали сюда? Что их ждет дальше? Кто им помогает? И можно ли им вообще помочь?
Владимир Савицкий, врач: — Группа помощи бездомным при Московской Патриархии помогает этих больных устроить дальше. Я думаю, что, соприкасаясь с членами группы, многие из наших больных пришли к Богу. В нашей ситуации каждый человек может стать бомжем, когда идут войны или могут настигнуть человека другие бедствия.
Бездомные:
– Матушка пришла из церкви. И словом, и делом укрепляет мои силы.
– Мне помогает и Церковь, и врачи. — У Вас есть, к кому идти после больницы? – Нет, не к кому.
– Я понял, что общество такое есть, общество для людей. Делать добро.
Общество добрых людей – это сорок пять юношей и девушек, от 19 до 25 лет. Несколько человек – постарше. Студенты, аспиранты или уже имеющие работу. Есть среди них историки, инженеры, химик, филолог, философ. Профессии самые разные. Но здесь у них профессия одна – все они члены православной бригады помощи бездомным инвалидам при Московской Патриархии. Сначала их было шесть. Все началось с того, что, идя в церковь, они не смогли пройти мимо замерзающего человека, поняв, что завтра этого человека может уже не быть. Но вскоре оказалось, что одной жалости и желания помочь совсем недостаточно. Человека надо устроить в больницу, и пока он там находится (иначе он будет выброшен снова на улицу), найти близких, выправить документы и отправить несчастного туда, где его примут – будь это родственники или приют, а потом и сопроводить до места назначения.
Члены православной группы помощи бездомным: – Здравствуйте, вот мы вам колясочку привезли.
Бездомный: – Я благодарен этим людям. Они меня выручают. Коляска – это ноги для меня.
Татьяна Васильевна, член группы: – С Александром Ивановичем у нас проблема, так как он не гражданин России. И таких очень много. В спецприемники их не берут, в Московские дома реабилитации и в учреждения для инвалидов для граждан России в их тоже не берут. В итоге они оказываются на улице, потому что поместить их некуда, и тогда они могут погибнуть.
Православная бригада помощи бездомным инвалидам существует около года. Эти люди спасли от смерти более ста пятидесяти человек. Основные средства дает Московская Патриархия, приходят и пожертвования. Но их, конечно, не хватает. Но, главное, не хватает людей, – таких, кто может увидеть в грязном, гниющем человеке образ Божий и протянуть ему руку.
* * *
Священник Алексий Уминский: – Ребята, а вы за это деньги получаете?
Глеб Запальский: – Было бы слишком здорово: служить Богу, помогать людям да еще и деньги за это получать. На самом деле большинство из нас работает безвозмездно, тратя на это посильное время. Хотя есть несколько человек, которые могут тратить времени больше, то есть большую часть своего времени отдавать этому делу, и для них у нас есть несколько небольших ставок.
Священник Алексий Уминский: – Понятно. А откуда вы берете деньги на эти ставки, на помощь? Я слышал из сюжета, что вам помогает Московская Патриархия. В чем заключается эта помощь?
Илья Кусков: – Московская Патриархия выделяет финансы на отправку больных к родственникам, на все, что нужно. Также помощь приходит от самых простых людей, которые делают пожертвования.
Священник Алексий Уминский: – Как вы набираете людей в свою бригаду?
Глеб Запальский: – У нас работают, в основном, молодые люди: студенты, аспиранты. Это люди увлеченные, горячие. Много у нас людей из Московского университета. В частности, мы с Ильей как раз представляем МГУ. Приходят люди по-разному. Кто-то по совету друга, знакомого. А для остальных нас есть «пиарщики», которые распространяют информацию о нашей бригаде, развешивают объявления, пишут статьи, участвуют в съемках. Надеемся, что наша группа будет пополняться.
Священник Алексий Уминский: – Как относятся ваши близкие к тому, чем вы занимаетесь?
Илья Кусков: – По-разному. Все зависит от того, православные это люди или нет. Если православные…
Священник Алексий Уминский: – А разве в вашей бригаде не все православные?
Илья Кусков: – В бригаде все – православные, но я говорю о родственниках. Вот если родственники православные, то они поддерживают и одобряют наш труд. Но если ближние не православные, приходится потерпеть, так как некоторые нас не понимают, бранятся, ссорятся. Но если все со смирением перетерпеть, то упреки со стороны ближних прекращаются.
Священник Алексий Уминский: – Почему вы стали помогать именно бездомным инвалидам?
Глеб Запальский: – Ответ, в принципе, очевиден. Все-таки бездомные инвалиды – это самая беспомощная группа из всех бездомных, наверное, и во всем обществе – это тоже самая беспомощная группа. Это люди, которые сами себе не могут помочь, и им тоже помочь, по сути, некому.
Но тут есть еще один момент: дело в том, что, когда они обмороженными попадают в больницу, им ампутируют ноги, руки. Понимаете, они в этой ситуации находятся на грани духовного кризиса. С одной стороны, – путь к озлоблению, замкнутости, а с другой, – путь к покаянию. И здесь им нужна не только материальная, но и духовная помощь. Мы надеемся, что нам с помощью Божией удается делать и это. Мы заговариваем с ними о духовных темах, так сказать, кидаем пробный шар. Молимся о них. На наших общих собраниях мы читаем акафисты, поминаем наших живых и умерших подопечных. Ну, а когда мы работаем хорошо, успешно, то надеемся, что и они за нас помолятся.
Священник Алексий Уминский: – Вы постоянно встречаетесь со страшной реальностью, с трагедиями человеческой жизни. Наверно, истории, которые вам приходится выслушивать от них, производят впечатление и могут быть назидательными? Расскажите самые запомнившиеся истории из жизни ваших подопечных.
Илья Кусков: – Не всегда эти истории бывают трагедиями, бывают и очень хорошие, добрые. Я приведу пример, который всех нас поразил. У нас был бездомный с парализованными ногами, молодой паренек. Жил он в каком-то шалаше в Филевском парке.
Священник Алексий Уминский: – Я живу недалеко и, иногда, гуляя в Филевском парке, вижу подобные шалаши на склонах холма.
Илья Кусков: – Он как раз там и жил. Это был шалаш под корнями упавшего дерева, там была подстилка из тряпок. Ноги у него не двигались. У него была знакомая, которая за ним ухаживала, поэтому он и выжил. Но к ним все время приставали, избивали их: милиция, а также цыгане, пьяные люди, подростки. Им было очень тяжело и трудно, поэтому мы решили им помочь. Послали телеграмму родным и выяснилась поразительная вещь: родные его уже семь лет ищут. Он уехал на заработки и исчез. Родные были очень рады и согласились его принять. Мы его отослали в Красноярский край, к родственникам. Возникла проблема с этой помощницей: все-таки родные были готовы принять только его одного, а он не хотел без нее ехать. В конце концов, нам удалось отправить обоих. Поразительно, но родственники с радостью приняли и его, и его жену, и даже бездомного котенка, которого инвалид и его жена подобрали в Филевском парке и увезли с собой.
Священник Алексий Уминский: – Удивительно слушать о том, как Господь сохранил этих людей.
Илья Кусков: – Нам пришло письмо от них о том, как они устроились. У них есть отдельный дом, пенсия, ВТЭК. Господь все устроил.
Глеб Запальский: – Мне запомнилась другая история: традиционный для христианства сюжет о покаявшемся разбойнике.
Священник Алексий Уминский: – Житийная, вы хотите сказать. Такие тоже бывают ситуации?
Глеб Запальский: – Молодой человек по имени Тимур приехал в Россию из Грузии с тяжким багажом – в Грузии он находился в розыске по подозрению в совершении 13 убийств. Странная и мрачнейшая история, связанная с кровной местью. В России он продолжил приключения – грабежи, разбой – и в итоге попал в тюрьму. Из тюрьмы вышел как чистый лист – ни денег, ни друзей, ни родственников, а в Грузию возвращаться нельзя. Он стал бродяжничать.
Священник Алексий Уминский: – Господи. Это – тоже ваш подопечный?
Глеб Запальский: – Да, в итоге он стал одним из наших подопечных. Но до этого он бродяжничал, и бродяжничал очень неудачно, так как заработал тяжелейшее обморожение. Попал в больницу, где ему поэтапно проводили ампутации. Его разобрали, как конструктор: оставили без ног, без одной руки и без пальцев на оставшейся руке. В таком состоянии он попал к нам. И помочь ему не чем – ведь он не гражданин России, а в Грузию вернуться не мог. Но мы попытались предложить ему духовную помощь. И неожиданно для нас он задумался о покаянии в содеянном. Он исповедался, причастился. А после этого произошло чудо – его приняли в порядке исключения в один из домов-интернатов в России.
Священник Алексий Уминский: – Спасибо за эти истории. У нас есть звонок в студию от наших телезрителей.
Телезритель: – Здравствуйте, я хотел бы спросить, как можно с этими ребятами познакомиться, чтобы тоже записаться в эту группу, которая действительно помогает людям. Я сам прошел через проблемы и испытания, и мне хотелось бы вместе с ними помогать людям.
Священник Алексий Уминский: – Спасибо за звонок, оставьте номер Вашего телефона редакторам, мы Вам позвоним. А ребята расскажут Вам как с ними связаться.
Илья Кусков: – У нас есть контактный телефон 505-67-82, Вы можете нам позвонить и прийти на наше собрание, мы вас ждем, будем рады с Вами познакомиться.
Священник Алексий Уминский: – Какие самые сложные из тех проблем, с которыми вы сталкиваетесь?
Илья Кусков: – Проблемы бывают разные. Но, прежде всего, это проблемы с самими бездомными. Они не сообщают адреса родственников, плохо себя ведут и т.п. Но самая основная проблема – это проблема тех людей, от которых все отказались. Раньше мы с помощью Комитета социальной защиты Москвы устраивали их в дом-интернат, который сейчас переполнен. И куда этих калек девать? Пока просто нет никакого решения. Мы надеемся на строительство православного дома-интерната.
Священник Алексий Уминский: – А каким образом это сделать?
Илья Кусков: – Верю, что Господь через благотворителей как-то поможет это устроить.
Священник Алексий Уминский: – Если вдруг кто-нибудь из очень богатых людей смотрит нашу программу, я хотел бы к ним обраться с просьбой услышать нас: пожалуйста, помогите построить дом для бездомных инвалидов. Уже есть люди, которые готовы за ними ухаживать и служить им. Пожалуйста, откликнитесь на просьбу этих ребят!
Священник Алексий Уминский: – У нас есть еще один звонок в студию! Пожалуйста, вы в эфире!
Телезрительница: – Здравствуйте! Я инвалид II группы и мне 79 лет, и я не смогу сама участвовать в работе этой группы. Но у меня есть огород и небольшой дом, в котором все устроено. Я хочу предложить ребятам пользоваться моими огородом и домом для помощи нуждающимся.
Священник Алексий Уминский: – Спаси Вас Господи! Оставьте, пожалуйста, номер Вашего телефона у редакторов, а мы будем за Вас молиться. И, наверно, те люди, которые смогут в этом доме поселиться, тоже будут за Вас молиться. Мне кажется, такой замечательный отклик на нашу беседу – некий знак того, что Господь благословляет Ваши дела. Я знаю, есть люди, которые хотят помочь бездомным, но не знают куда обратиться. А существует ли государственная система помощи? Есть ли такие места, где они могут ночевать, приходить, мыться, кормиться, кроме церкви?
Глеб Запальский: – Да, речь уже шла о некоторых таких заведениях. Они есть. Это центры социальной адаптации для бездомных, это дома ночного пребывания. Они есть в общем-то по всем российским регионам, но там есть одна капитальная проблема: принимают туда только по прописке. Например, если это Москва, то чтобы попасть в такой дом нужно иметь либо действующую, либо бывшую московскую прописку.
Священник Алексий Уминский: – Чего обычно у большинства бездомных нет.
Глеб Запальский: – Да, это бывает редко.
Священник Алексий Уминский: – То есть они не могут пойти в ночлежку без прописки? А какой смысл в ночлежке для людей, у которых есть прописка? Если есть прописка, то можно пойти в свой дом. Когда нет дома, тогда нужна ночлежка.
Глеб Запальский: – Да, это порочный круг. Но, к счастью, есть исключения из правил. Зимой по распоряжению Правительства Москвы в такие ночлежки принимают всех без разбора. Но это только зимой. Кроме этого есть так называемые дез-станции, то есть те места, где бездомные могут помыться, их одежда будет обработана. Это тоже на государственном содержании.
Священник Алексий Уминский: : – А попасть туда легко, в эти дез-станции?
Глеб Запальский: – Да, попасть легко, если знать места, так как дез-станций немного. Отстояв там определенную очередь, можно попасть в довольно неплохие условия. Но вот государственной службы, которая бы занималась бездомными инвалидами в больницах не существует.
Священник Алексий Уминский: – Многим, кто сейчас нас смотрит, может показаться, что вас всего 50 человек, ваш труд – это Сизифов труд, капля в море. Вы можете помочь лишь немногим. Помогаешь этим людям, а они остаются теми же самыми, они чаще всего не меняются. А как помочь всем, что для этого нужно?
Илья Кусков: – В Епархиальной комиссии Москвы по церковно-социальной работе разработаны интересные проекты, как помочь бездомным. Ведь многие из бездомных хотят работать, но у них нет документов, поэтому на работу их не принимают. Планируется создать в Московской области фермы, колхозы, в которых эти люди смогут работать, зарабатывать себе на пропитание. Они просто придут и скажут: «Мы хотим работать». – Пожалуйста. Но чтобы предотвратить пьянство, мы платить там деньги не будем, а станем давать за труд продукты, одежду, что-то еще. Туда будут попадать люди, которые действительно попали в беду. Если эта практика окажется успешной, то мы эти колхозы распространим по всей Московской области.
Священник Алексий Уминский: – Есть реальная база для создания таких колхозов?
Илья Кусков: – Самое главное – это кадры, а они есть и готовы работать. А все остальное можно найти.
Священник Алексий Уминский: – Ко мне в храм часто приходят бездомные люди, которые говорят, что готовы поработать, но не знают: куда им пойти, где и кому они нужны? А я могу только развести руками, дать им буханку хлеба и лопату, чтобы почистить снег. Если такие места будут, то я сам как священник буду облегчен в помощи этим людям. Ваша организация – единственная в Москве, или есть другие православные или христианские организации, которые занимаются бездомными?
Глеб Запальский: – Аналогичных православных организаций мы не знаем. Зато есть инославные. Есть протестантская организация под звучным названием «Армия спасения», есть католические хосписы, которые принимают нуждающихся, есть также светская международная организация «Врачи без границ». Все они по нашим наблюдениям занимаются помощью бездомным время от времени, то есть не систематически. Поэтому в определенном смысле мы вне конкуренции.
Священник Алексий Уминский: – Это даже жалко, что вы вне конкуренции, потому что на такой огромный город всего 50 человек. Я, как настоятель храма, с радостью помог бы вашей группе, мы соберем деньги, и одежду. Может быть, и телезрители захотели бы вам помочь. Если после нашей программы кто-то захочет вам помочь, куда они смогут обратиться?
Илья Кусков: – Главная наша потребность – люди, которые смогут с нами работать. Конечно, нужны и одежда, и финансы. По всем этим вопросам можно звонить по телефону 505-67-82, я на все звонки отвечу.
Священник Алексий Уминский: – Спасибо вам, Илья и Глеб, за то, что вы пришли к нам в программу. Мы надеемся, что сегодняшний наш разговор многих подвигнет к помощи вам, к делу милосердия. Помощи вам Божией и человеческой. Я хотел бы сказать нашим телезрителям, что Глеб, кстати, еще и автор «Православной энциклопедии». Помощи вам Божией и человеческой, мальчики.
Илья Кусков и Глеб Запальский: — Спаси вас Господи.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Прямой эфир на ТВЦ 06.03.2004)