Многодетная мама Татьяна Романенко (Тутта Ларсен):
— Когда у меня родился первый ребенок, в роддоме сказали «а теперь корми», все. Как и что именно я должна делать – никто не объяснил. И хотя сама я до родов много чего почитала в интернете, мне это не помогло. В итоге меня расцеживали до черных синяков.
Мне было очень больно кормить, и Лука за первый месяц набрал всего 400 гр. Он орал от голода, а через два месяца у меня почти пропало молоко. И тут мне посоветовали консультанта, который показал, как правильно прикладывать к груди, успокоил и вселил уверенность, что все получится – и все получилось.
Со вторым ребенком сразу пришло очень много молока и медики в роддоме опять настаивали на сцеживании, но я уже прямо в палату вызвала консультанта по ГВ, и он показал, как это делать мягко без травмирующих движений. Боль ушла и дальше я достаточно быстро наладила кормление малыша.
Мой третий ребенок хотел сосать грудь только с одной стороны. Эту проблему мне тоже помогли решить: консультант по грудному вскармливанию и остеопат.
А еще важно помнить, что грудное вскармливание – в голове. На его качество напрямую влияет настрой и состояние мамы.
В роддоме женщину порой окружает полная неразбериха, бывает, что медики докармливают смесью и допаивают ребенка, не каждый роддом может обеспечить постоянное совместное пребывание малыша с мамой. А консультант поможет молодой маме разложить все по полочкам».
Молодая профессия
— Почему вообще возникла необходимость в консультантах по грудному вскармливанию, если кормление грудью – естественный процесс?
Елизавета Новоселова:
– Как и в любой естественной функции, здесь бывают сбои и нужна помощь специалиста.
Несмотря на изобилие теоретической информации, налаживание грудного вскармливания – это процесс практический.
Просто почитать о нем в книжке может оказаться недостаточным для того, чтобы самостоятельно его запустить. Есть целый ряд ситуаций, в которых молодой маме нужна помощь со стороны.
Пока она не встретится со специалистом, который конкретно с ее грудью, с ее ребенком, с ее особенностями прикладывания покажет, что делать, проблемы будут возникать снова и снова. Это можно сравнить с тем, что сейчас в интернете можно найти информацию по любому заболеванию, тем не менее необходимость во врачах не отпала, а самолечение по-прежнему не всегда эффективно.
Грудь – не только источник питания
— Насколько распространена проблема – молока нет, ребенок недоедает и без консультанта не обойтись?
Елизавета Новоселова, акушер-гинеколог, руководитель «Школы для Родителей» :
– Такие ситуации, чтобы молока не было вообще, единичные. Это случаи тяжелейших гормональных проблем или серьезные неврологические заболевания, то есть болезни на уровне гипофиза-гипоталамуса. А вот избыток молока, его недостаточное количество бывает, и это как раз те случаи, когда консультант и может помочь.
Макарова Мария, доула, консультант по грудному вскармливанию:
– Если брать «техническую составляющую» грудного вскармливания, то в 100% случаев можно наладить процесс, даже если женщина попадает в то небольшое количество мамочек, которые не могут дать своему ребенку нужное количество молока. Но ведь для ребенка материнская грудь – не только источник питания.
Грудное кормление создает между матерью и ребенком особую близость, обусловленную даже гормонально. Ребенок, которого мать часто держит у груди, кормит грудью, чувствует себя защищенным и любимым.
Грудное вскармливание повышает общую жизнестойкость малыша. Например, около 20 % углеводов женского молока не усваиваются ребенком, а идут на поддержание микробиома в кишечнике у малыша, регулируя его микрофлору, иммунитет, создавая сопротивляемость инфекциям. И этот микробиом – индивидуален, его нельзя купить в аптеке.
Так что грудное вскармливание никак нельзя рассматривать только как питание, это язык коммуникации с ребенком.
Но бывает, что и специалист по ГВ не смог помочь. Может быть, не подошел именно он, именно его опыт и рекомендации. Тогда, если проблема остается, стоит поискать другого специалиста и уже ему заранее объяснить свои сложности с предыдущим консультантом. Здесь как с врачом – не всегда складываются доверительные отношения с конкретным специалистом, но это не значит, что врач не нужен.
Бывают и такие глубинные проблемы – установки, страхи, предубеждения, что женщина просто не способна выполнять рекомендации консультанта по грудному вскармливанию. Здесь уже нужен психолог.
Слово «грудь» стало неприличным
К середине XX века большинство американских женщин рожали детей под наркозом и кормили искусственными заменителями грудного молока – это было модно, современно и «научно». Первые «консультанты по грудному вскармливанию» появились в США в 1956 году. К этому времени большинство американских (и многих европейских) женщин рожали детей под наркозом и кормили искусственными заменителями грудного молока – это было модно, современно и «научно».
Всего одно поколение назад знание и опыт кормления грудных детей передавались женщинами непосредственно друг другу, но прогресс, феминизм, желание, а нередко необходимость женщин работать стерли из памяти все.
В 50-х только 20% американских женщин прикладывали ребенка к груди хотя бы один раз.
Полноценно же кормить грудью не удавалось почти никому. По этой причине две подруги, Мэри Уайт и Мариан Томпсон, которым удалось наладить грудное вскармливание своих детей, решили организовать встречу с беременными женщинами и поделиться с ними своим опытом. Группу поддержки назвали «Ла Лече Лига» в честь испанской святыни Богородицы в г. Св. Августин, штат Флорида (США), — «Nuestra Señora de la Leche y Buen Parto», что в переводе с испанского означает «Богоматерь изобильного млека и в родах помощница», а «la leche» — «молоко».
Основательницы остановили свой выбор на этом необычном названии потому, что в то время стало неприлично вслух произносить слово «грудь». Сегодня «Ла Лече Лига» – международная организация, содействующая грудному вскармливанию во всем мире через распространение информации о ГВ на разных языках и обучение консультантов по ГВ.
У консультанта по ГВ должен быть личный опыт грудного вскармливания
– Какие требования нужно предъявлять при выборе консультанта по ГВ?
Елизавета Новоселова:
– На мой взгляд, он должен быть обученным грамотным специалистом. Серьезный уровень обучения – сертификационные курсы при Всемирной организации здравоохранения, при секторе поддержки грудного вскармливания. Причем, существуют курсы для медработников и для тех, кто не имеет медицинского образования (на последних дополнительно преподаются азы анатомии, физиологии).
— Почему недостаточно просто поговорить с врачом, ведь он тоже изучал акушерство?
Елизавета Новоселова:
– В медицинских институтах студентов не обучают практическим основам налаживания лактации, поэтому большинство врачей не могут оказать практической помощи при проблемах грудного вскармливания. Например, у меня высшее медицинское образование, я акушер-гинеколог, при этом я не являюсь консультантом по ГВ, и в случаях сложных перенаправляю своих пациентов именно к консультанту.
Все знания, которые я имею в этой области, получены мною из дополнительной литературы и с клинические опытом, а не в процессе обучения в медицинском ВУЗе.
Евгения Голобокова, консультант по грудному вскармливанию:
– Кроме сертификата об образовании, у консультанта по ГВ должен быть личный опыт грудного вскармливания. Тогда общение женщины с консультантом происходит на равных. Врач обычно, и не безосновательно, уверен, что все знает лучше. А молодая мама – очень уязвимый человек, который подвержен сомнениям и может тревожно реагировать на противоположные мнения, которые сыпятся на нее со всех сторон.
Старшие родственники, мама, бабушка, соседка, подружка и врач – все говорят разные вещи. Молодую маму очень легко довести до такого состояния, когда молоко и вовсе пропадет. И здесь именно консультант прекращает хаос мнений, берет ответственность и наводит порядок.
Две главные задачи
— Консультант нужен при проблемах или просто всем, кто рожает первый раз?
Мария Макарова:
– Крайне важно, что слышит женщина в первые дни после родов. Бывает так, что ей приносят малыша и говорят: «О, у тебя неподходящая для кормления форма сосков или еще что-то не так, ты кормить не сможешь». Такое обесценивание действительно может повлиять на процесс.
В моей практике был случай, когда ко мне обращалась мама, родившая четвертого ребенка. А однажды я консультировала многодетную маму с восьмым ребенком.
Было и так: я выезжала на консультацию к своей коллеге, консультанту по грудному вскармливанию, и на мой удивленный вопрос, зачем я ей нужна, ведь она сама все знает и умеет, она ответила: «Сейчас я просто мама. И мне нужна поддержка и помощь».
При этом, конечно, я знаю множество женщин, у которых процесс кормления был легким, органичным и никакая помощь им не понадобилась.
Так что консультант нужен тем, у кого есть вопросы, страхи и нет четкого представления о том, как и что должно быть.
Елизавета Новоселова:
– На мой взгляд, в первую очередь консультант нужен первородящим, и в идеале с ним нужно встретиться уже в послеродовом отделении роддома.
Первая задача консультанта состоит в том, чтобы рассказать маме, в какие сроки приходит молоко, какие изменения будут происходить с грудью, как часто прикладывать ребенка к груди, в каких ситуациях нужно сцеживаться, показать, как необходимо прикладывать, подобрать индивидуальный режим кормления с учетом особенностей данной женщины, формы ее молочной железы, размера сосков, особенностей прикуса ребенка, его веса, физической активности.
Вторая задача – помочь, если появятся трудности с кормлением. Это могут быть неправильный захват соска малышом, боли в груди, спине, трудности с отхождением молока – застои, избыток или недостаток молока. Причем, если консультант видит, что у женщины не просто сложности с лактацией, но добавилась инфекция, необходимы антибиотики или даже хирургическое вмешательство, он обязательно должен направить ее к врачу.
И наконец, третья задача – вселить в женщину уверенность в том, что у нее получится кормить, что у нее есть для этого все необходимое, а если нюансы и возникают, то с ними можно справиться.
Ведь грудное вскармливание – это процесс гормональный, поэтому здесь так много страхов, неуверенности, эмоциональной неустойчивости.
Поэтому так важно умение специалиста по ГВ успокоить женщину. Это не значит, что он должен психологическую помощь оказывать – это не входит в круг его обязанностей, но поддержать должен уметь обязательно.
«А как же мы вас выкормили без всяких консультантов!»
— Как же наши бабушки и мамы обходились без консультантов?
Елизавета Новоселова: Сто и более лет назад женщине помогала мама, бабушка или повитуха. А за период советской медицины, при всех ее неоспоримых достоинствах, именно этот момент был ненадежно утерян.
Поэтому в советские времена было два варианта:
– женщины, которым от природы дано кормить легко, без проблем с лактацией, и кормили они правильно, невзирая на неправильные советы медиков того времени, например, про ограниченное нахождение ребенка у груди, четкие трехчасовые перерывы и т.п.
– женщины, у которых возникали проблемы. И решение тогда было одно – женщины вынуждены были достаточно быстро кормление прекратить.
В послевоенном поколении, например, две женщины из десяти могли похвастаться, что они кормили хотя бы до восьми месяцев.
Средняя цифра длительности кормления, которую называют наши мамы, – три месяца.
Дальше назначались гормональные препараты для подавления лактации и антибиотики для профилактики воспалений. На этом лактация печально заканчивалась.
Макарова Мария:
– Когда крестьянские семьи были большие, девочки видели, как кормят их младших братьев и сестер, была преемственность опыта, знаний и практических навыков, поэтому было проще сориентироваться. В дворянских семьях брали опытную кормилицу.
В советские времена было очень много отрицательного опыта кормления, например, в соответствии с неверной врачебной рекомендацией женщины много сцеживались, возникало явление гиперлактации и сильнейшие маститы. И думаю, многие наши мамы и бабушки это еще не забыли.
Иллюстрации: Ольга Сутемьева