Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Грипп пришел: эпидемия или вспышка?

Сезонный грипп или эпидемия H1N1? В чем виноваты фармацевтические компании? Надо ли прививаться, как не заболеть и не умереть от гриппа, а также немного страшных фактов из истории эпидемий

Фото: ria.ru

Сезонный грипп – явление регулярное, как смена времен года. В иной год оно проходит тяжелее, а в иной – легче, но так или иначе ежегодно количество умерших от гриппа в мире исчисляется сотнями тысяч. При этом далеко не всегда медицинские агентства объявляют эпидемию, и тем более пандемию.

Дело в том, что грипп на всех территориях земного шара является заболеванием эндемическим, то есть типичным, постоянно присутствующим в населении, дающим периодические вспышки – в основном в холодное время года – в виде повышения доли заболевших. Эпидемия же – это распространенность заболевания, значительно превышающая обычный на данной территории уровень заболеваемости.

Различные медицинские агентства по-разному устанавливают эпидемический порог. Нередко его назначают на уровне 5% от жителей территории, либо 5% от той или иной социальной группы (например, 5% детей города).

А вот Центр контроля за заболеваемостью США (CDC), для гриппа установил другие критерии, главный из которых – доля смертей от гриппа в общем количестве смертей за определенный период времени.

Еженедельно CDC собирает данные о смертности, поставляемые больницами 122 городов по всей стране и вычисляет процентное соотношение умерших от пневмонии, рака, сердечнососудистых заболеваний и других причин. Если количество смертей от гриппа превышает 7,7% от общего числа, CDC официально объявляет эпидемию гриппа.

В России иные критерии. Рассчитывается доля заболевших, а не умерших. Эпидемиологическим порогом считается недельный показатель 61,8 заболевших на 10 000.

Сейчас порог превышен в Москве на 48,2% и составляет 91,6 случаев гриппа на 10 000, то есть болеет примерно 1% жителей.

26 января главный санитарный врач столицы Елена Андреева заявила о том, что в Москве эпидемия средней интенсивности, аналогичная ситуация – еще в 47 регионах России.

Увы, более 100 человек уже погибли от гриппа, среди них есть дети и беременные женщины. По официальным данным, все они были не привиты, а также страдали хроническими заболеваниями. Кроме того, часть из них можно было бы спасти, обратись они к врачу своевременно.

В разгар любой эпидемии прививаться от инфекции поздно и небезопасно. Кроме того, вакцина от гриппа отличается чрезвычайно низкой эффективностью даже в те годы, когда вакцинный штамм совпадает с сезонным, тем более, когда точное совпадение отсутствует (об этом «Милосердие» писало неоднократно).

Фото с сайта healthimpactnews.com

В последнем случае, вакцинация может быть контрпродуктивной, что наблюдали канадские специалисты по итогам 2009 года, когда часть населения была привита от свиного гриппа, а болела сезонным.

Министр здравоохранения РФ заявляет о хорошем совпадении вакцинного и вирусного штаммов и эффективности вакцины нынешнего года, а вот американская статистика говорит об обратном.

Эксперты оценивают эффективность противогриппозной вакцины сезона 2015-2016 на уровне 18% у взрослых и 15% у детей.

Из истории эпидемий

В истории человечества было множество эпидемий и даже пандемий, когда заболевание выходило за рамки стран и континентов. Казалось бы, в настоящее время существуют более сильные предпосылки пандемии: это легкость, с которой человек путешествует по всему миру, многократно выросшее количество контактов, высокие показатели миграции населения.

Тем не менее, чистая вода, гигиенические требования к продуктам питания, оформленные на государственном уровне, более высокий уровень санитарной культуры населения, вакцины и антибиотики значительно снизили распространенность инфекционных заболеваний, а потому эпидемии, свирепствующие в некоторых странах Африки (например, СПИД), в Европе и Америке, как правило, удается взять под контроль.

Первой известной пандемией была «Юстинианова чума», которая длилась на протяжении двух веков и охватила практически весь существующий в то время цивилизованный мир. В общей сложности от нее погибли 100 миллионов человек.

Благодаря сохранившимся летописям ученые установили предположительный год начала чумы – 540-541 год нашей эры. Предполагается, что источник появился в Эфиопии или Египте, после чего по средиземноморским торговым каналам болезнь достигла Константинополя, и оттуда распространилась на северные, южные и восточные части Византии, а затем и на соседние страны.

К концу 654 года эпидемия прошлась по Северной Африке, всей Европе, Центральной и Южной Азии и Аравии. Судя по описаниям современников, болезнь проходила преимущественно в бубонной и септической формах. От нее умерли многие святые и короли (в том числе король валлийского королевства Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда).

В XIV веке по Европе прокатилась эпидемия бубонной чумы, получившей название «Черная смерть» и унесшей жизни 50 миллионов человек.

Бубонная чума неоднократно возвращалась в страны Европы. Современником «Великой чумы» 1665-1666 годов в Лондоне был гениальный Исаак Ньютон. Эпидемия погубила 100 000 жителей, практически четверть населения столицы.

Летом 1665 года Ньютон покинул кембриджский Тринити колледж, распущенный из-за эпидемии, и, как пишут некоторые источники, находясь на ферме своей матери в Линкольншире, увидел то самое знаменитое падающее яблоко, которое послужило толчком к открытию гравитации.

А вот великий Антонио Страдивари во время эпидемии чумы в Италии в 1672 года спасся от страшной болезни не бегством, а антисептикой: протирал дверные ручки и другие домашние предметы, которых касались руки посторонних, уксусом, благодаря чему уцелела вся семья.

Ф.А. Бронников (1827-1902), «Уборка трупов во время эпидемии». Изображение с сайта wikipedia.org

Одной из самых масштабных катастроф в истории человечества стала пандемия испанского гриппа в 1918 году, поразившая почти треть населения планеты (были заражены около 550 миллионов человек) и убившая, по разным подсчетам, от 50 млн до 100 млн. Из всех континентов избежала беды только Австралия, отказавшаяся принимать иноземные суда и тем самым поставившая физическую преграду распространению инфекции.

В наши дни глобальной пандемией считается СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). 68% всех случаев заболевания и 66% смертей от него приходится на Южную Африку, 12% – на Южную и Юго-Восточную Азию. Самая низкая заболеваемость – в ближневосточном и южноафриканском регионах – на уровне менее 0,1%. В Восточной Азии – 0,1%, 0,2% – в Западной и Центральной Европе. В США – выше, от 0,5 до 1%. В Восточной Европе – от 5 до 15%.

Увы, Россия по распространенности СПИДа – в числе лидеров в Европе, при этом, в отличие от Африки, где количество зараженных все-таки уменьшается, в России оно растет.

Что касается геморрагической лихорадки Эбола – специалисты говорят не об эпидемии, а о вспышке заболевания, которую до настоящего времени удается держать под контролем.

Свиной грипп 2009 года – что это было?

Последняя пандемия была объявлена Всемирной организацией здравоохранения не так давно – в 2009 году. Как и в 1918 году это был грипп H1N1, но в новой версии: данный штамм обладал наибольшим генетическим сходством с вирусом свиного гриппа, хотя вопреки прикрепившемуся названию, инфицирование происходило от человека к человеку.

Фото с сайта ria.ru

Необычной чертой свиного гриппа явилось то, что им чаще обычного заболевали молодые и вполне здоровые люди, в то время как для сезонного гриппа диспропорционально высока доля заболевших в части населения старше 60 лет. То же самое касалось и осложнений: пневмония и острый респираторный дистресс-синдром развивались не у тех, кто ослаблен, как это типично для гриппа, а у людей, не страдавших хроническими заболеваниями.

Осложнения проявлялись на 3-6 день начала заболевания и выражались в затрудненном дыхании. Пневмония при этом могла оказаться как вирусной, так и вторичной бактериальной инфекцией, поэтому при рентгенографии, указывавшей на воспаление легких, врачи назначали антибиотики.

Эпидемия началась в Мексике зимой 2009 года и, несмотря на усилия правительства по предотвращению распространения инфекции, вирус перешел национальные и межконтинентальные границы, распространившись по миру. В апреле того же года ВОЗ объявила угрозу пандемии, а 11 июня 2009 года – пандемию свиного гриппа самой высокой степени угрозы – шестой.

К ноябрю 2009 года пандемия начала ослабевать, а к маю 2010 заболеваемость резко пошла на убыль. 10 августа 2010 года ВОЗ объявила о конце пандемии свиного гриппа. История на этом, однако, не закончилась.

Ряд экспертов охарактеризовал действия, предпринятые правительствами стран в связи с угрозой здоровью граждан, как чрезмерные. Только одного Тамифлю было закуплено на 2 миллиарда долларов, затраты же на вакцины составили около 10 миллиардов. По их мнению, угроза была сильно переоценена, причем не последнюю роль мог сыграть в этом конфликт интересов специалистов Всемирной организации здравоохранения.

Еще осенью 2009 года раздавались голоса независимых специалистов, утверждавших, что размах компании вакцинации был гораздо масштабнее строго необходимого в соответствии с научными данными о вирусе. В некоторых странах была даже рекомендована повторная вакцинация для усиления иммунитета.

Действительно, оказалось, что смертность при инфицировании этим вирусом не превышает смертности при поражении другими штаммами. Согласно данным Гарвардской школы общественного здоровья, смертность от свиного гриппа составила 0,007% от числа заболевших.

Этот показатель даже ниже, чем у некоторых форм обычного сезонного гриппа. Что же касается числа осложнений, то и они не превысили нормы.

В январе 2010 года депутат Европарламента от Германии Вольфганг Водарг, врач-эпидемиолог по образованию и председатель комитета по вопросам здравоохранения Совета Европы, обвинил экспертов ВОЗ и фармацевтические компании в сговоре с целью вызвать панику, которая значительно повысила бы продажи медицинских препаратов.

В ответ главный эксперт ВОЗ по гриппу Кейджи Фукуда заявил, что специалисты организации несколько переоценили опасность штамма H1N1, однако сделано это было в условиях, когда имеющаяся информация позволяла предположить, что угроза осложнений и смертельных исходов могла быть значительно выше, чем у сезонного гриппа.

В конфликте интересов – а именно, в финансовых связях с компаниями-производителями вакцин и антивирусных препаратов – экспертов ВОЗ обвинила и Фиона Годли, главный редактор весьма авторитетного Британского медицинского журнала (BMJ)в статье, опубликованной в июньском номере за 2010 год.

В Меморандуме Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной действиям ВОЗ и правительств стран-членов ЕС по борьбе с пандемией свиного гриппа, говорится о том, что государственные запасы вакцин оказались в большинстве стран чрезмерными и государственные органы здравоохранения пытаются перепродать их, чтобы вернуть в казну хотя бы какую-то часть потраченных средств. Между тем, очевидно, что использовать их по назначению в условиях быстрой мутации вирусов гриппа, вряд ли получится.

В Меморандуме отмечен также тот факт, что в условиях объявленной угрозы создание и испытание вакцины от свиного гриппа, а также одобрение ее контрольными ведомствами шло ускоренными темпами, а это повышает риск побочных негативных реакций на препарат. Одним из поствакцинальных осложнений, причем весьма серьезных, стала нарколепсия.

Озабоченность вызывает и то, что у ряда фармацевтических компаний заключены с правительствами «спящие» контракты на поставку вакцин, которые вступают в силу, как только ВОЗ объявляет пандемию.

В ситуации, когда эксперты ВОЗ, входящие в группу Стратегического консультирования, получают гранты от фармацевтической промышленности, объявление пандемии может иметь под собой далеко не научные основания.

Важнейший вывод ПАСЕ заключается в том, что любые решения правительственных и международных медицинских агентств, включая авторитетную Всемирную организацию здравоохранения, должны быть прозрачны для общественности, то есть приниматься на основании достоверных данных, открытых для широкой публики и не оставляющих пространства для домыслов и сомнений.

Подрыв доверия может привести к тому, что очередная объявленная ВОЗ угроза здоровью граждан будет воспринята как перестраховка и не станет руководством к действию тогда, когда оно жизненно необходимо.

Что делать сейчас?

Тактика поведения во время эпидемии простая: стараться избегать людных мест, регулярно проветривать помещение на работе и дома, мыть руки с мылом как можно чаще, не дотрагиваться до лица, верхнюю одежду оставлять в прихожей. Эти меры снизят риск подхватить инфекцию, но, к сожалению, полной гарантией от нее не являются.

Фото с сайта zhkt.guru

Если вы заболели, главное и основное – обильное питье. Жидкость должна быть примерно температуры тела, так она быстрее абсорбируется. Все остальное – чеснок, куриный бульон, имбирный чай, эхинацея и прочие травы – второстепенно и не является строго доказанными мерами борьбы с гриппом, однако могут несколько облегчить течение болезни.

Высокую температуру желательно не сбивать, если можно потерпеть, если же она сильно ухудшает состояние – примите парацетамол или ибупрофен. Срочно обращайтесь за медицинской помощью при затрудненном дыхании, а также если симптомы гриппа проявились у ребенка.

К сожалению, не существует лекарств от гриппа, кроме Тамифлю и Релензы, да и их эффективность невысока. То, что в наших аптеках называют «антивирусными» – это иммуномодуляторы с недоказанной эффективностью, при этом не вполне безопасные.

Очень важен для выздоровления покой. Поспите, полежите, посмотрите канал «Культура». Не читайте новостей про вирус Зика.

Источники:

Более 100 человек в России умерли из-за гриппа

The handling of the H1N1 pandemic: more transparency needed

Most Americans Refusing Ineffective Flu Vaccine this Year

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?