Прояснить картину может разговор с профессионалом, который занимается историей голода в целом и голода в Поволжье в частности. Григорий Циденков – историк, кандидат социологических наук, преподаватель Самарского государственного социально-педагогического университета, работающий над докторской диссертацией о голоде в Поволжье, рассказал порталу «Милосердие.ru», что нужно знать о том трагическом этапе нашей истории.
Продразверстка ни при чем?
– Григорий Геннадиевич, что стало главной причиной катастрофы?
– Основная причина, которая существовала постоянно, и которая никуда не делась до сих пор, – это география. Россия объективно находится в зоне рискованного земледелия, где урожайные года перемежаются с неурожайными, засушливыми. Как раз тогда, в начале XX столетия, мы вступили в полосу засух, которые, к слову, были самыми сильными за все время наблюдений.
Засуха была аномальная – она убила весь урожай не только в Поволжье, но и на Северном Кавказе, на Украине и в Крыму.
Следом в этом ряду я бы назвал разорение крестьян Гражданской войной и предыдущими годами Первой мировой войны. Кроме того, свой вклад внесло и отсталое земледелие – никак не могли ввести нормальный севооборот. Отсутствие мелиорации, хроническое отсутствие у крестьян запасов зерна. Ну и, разумеется, специализация Поволжья на товарном производстве хлеба.
В более или менее значительных количествах сеяли только и исключительно хлеб, который потом шел на рынок. Другие сельскохозяйственные культуры, которые могли бы в случае хлебного неурожая как-то компенсировать потери и прокормить крестьянство, были не в чести, поскольку не приносили прибыль, что называется, «здесь и сейчас». Такой монокультурный регион. Именно этот комплекс причин и приводил к голоду, причем регулярно.
Катастрофа 1921–1923 гг. была далеко не первой. В XIX и начале XX столетий голод приходил в Поволжье каждые семь-восемь лет, так что каждое поколение тамошних крестьян голодало как минимум пять-шесть раз в жизни.
– А как же знаменитая продразверстка? Подавляющее большинство публицистов именно ее ставят на первое место среди причин голода.
– И делают это совершенно напрасно, выставляя себя на посмешище. То, что продразверстка была причиной голода – несусветная глупость. Продразверстка – инструмент для борьбы с голодом. Одна из реагирующих мер. То есть продразверстка – это следствие голода, а следствие никак не может быть причиной.
Дело в том, что голод пришел к нам раньше, чем в 1921 году. В 1916 году наметились серьезные проблемы с продовольствием. В 1917–1919 гг. армия и города уже голодали. При Временном правительстве, в августе 1917 года, армия была снабжена продовольствием где-то на треть.
Именно поэтому уже в конце 1916 года начинает складываться механизм будущей продразверстки – с целью перераспределять имеющиеся у государства ресурсы.
Другое дело, то, что при большевиках, в 1918–1919 гг., случались перегибы. Встречались банды, которые сами себя называли продотрядами, не имея на то никаких полномочий. Проявились и ошибки в самой разверстке. Но все это было не критично.
Благодаря этой политике выжили, например, города Центральной России. Между прочим, продразверстка использовалась, так сказать, и в обратную сторону, когда из городов изымались излишки запасов, чтобы кормить деревню.
Не будем забывать еще и то, что 1920 год – это последний год продразверстки. Если уж говорить о роли большевиков, то им в заслугу следует поставить отмену продразверстки. Как раз в 1921 году ее заменили продналогом. Так что повторю: считать продразверстку причиной голода ни в коем случае нельзя, но фактором, усилившим голод в отдельных местностях – можно.
Опыт Тишайшего царя
– Значит, продразверстка – одна из реагирующих мер. А какие меры предпринимались для борьбы с голодом вообще?
– К сожалению, долгое время в Российской империи для борьбы с голодом либо не предпринимали вообще никаких мер, либо они носили случайный характер. И именно как реакция на уже случившееся.
Чаще всего это выражалось в выплатах – в пострадавшие губернии присылались деньги, и местные власти, основываясь на собственных расчетах, объявляли тендеры по закупке семенного зерна для голодающих. Все это было очень громоздко, до голодающих помощь часто не доходила.
Конкретная помощь носила частный благотворительный характер. Если говорить о системной государственной политике, то ее, можно сказать, и не было. Скажем, при Николае I с голодом боролись самым нелепым образом – просто раздавали помещикам деньги. На которые они, по идее, должны были кормить своих крестьян. При этом никак не проверяли, как именно помещики эти средства расходуют.
Об этом упоминает, например, Александр Пушкин. В своих письмах он рассказывает о графе Кочубее, который получил 200 тысяч рублей на питание своих многочисленных крепостных, приехал в Петербург и закатил на эти деньги серию балов.
Водораздел – 1921 год. Именно с этого момента правительство всей мощью своего аппарата обратилось на помощь голодающим. Выход из голода был объявлен важнейшей задачей государства. Как раз тогда кроме реагирующих мер озаботились и мерами превентивными, первой из которых стало изучение истории голода.
В 1924 году планировалось создать Институт голода, который занимался бы соответствующими проблемами. Потом, правда, от этой идеи отказались. Но голод продолжали изучать, а с 1949 года активно сотрудничали по этому вопросу с ООН. СССР внес огромный вклад в изучение голода на планете.
– Чем же может помочь изучение истории? Как оно может накормить голодных?
– Накормить тех, кто голодает прямо сейчас, оно, конечно, не могло. Но на тот момент это было шансом понять саму суть проблемы голода и определить стратегию борьбы с ним. За рубежом были неплохие наработки по превентивным мерам, предупреждающим возникновение голода.
На Западе последний масштабный голод случился в середине XIX столетия, и та же Великобритания в целом умела справляться с проблемой. Но дело в том, что никто этими наработками делиться с нами не собирался. Страна была в полной международной изоляции. Приходилось изучать историю, параллельно изобретая велосипед.
В процессе выяснились любопытные вещи. Оказывается, в России еще в XVII столетии была разработана стратегия, включающая в себя как реагирующие, так и превентивные меры. Это целиком и полностью заслуга царя Алексея Михайловича Тишайшего и его администрации.
Для своего времени меры были удивительно разумными. В первую очередь – прекращение любого вывоза хлеба из пострадавших областей. Борьба со спекулянтами. Борьба с кулаками, как тогда называли сельских ростовщиков. Выдача крестьянам беспроцентной ссуды государственным зерном, чтобы они не занимали семена у кулаков и не шли к ним в кабалу. Создание магазинов – таких складов на случай голода, где зерно хранилось неприкосновенно под ответственностью воевод. И, конечно, забота о пострадавших от голода крестьянах. Освобождение их от налогов, прощение недоимок.
К сожалению, весь этот опыт был забыт и отринут уже во времена Петра I. Вновь к нему обратились только в 1921 году и частично использовали.
Уже в 1923 году принимается пакет мер, которые в итоге ликвидируют угрозу голода в Поволжье. Это мелиорация полей. Это высаживание чересполосиц – деревьев, которые ограничивают и останавливают суховеи. Это внедрение новейших методов сельского хозяйства – механизация, удобрения. И, конечно же, создание крупных производящих хозяйств.
В результате голода по природным причинам с 1930-х гг. в Поволжье не было. Кстати, вспомним, что голод 1931–1932 гг. зашел на Поволжье краем. Он больше затронул Северный Кавказ, юг России и восток Украины. И справились с ним уже исключительно собственными силами.
Голод и укрепление Советской власти
– Насколько помогли эти меры, иногда крутые и довольно жесткие, спасти человеческие жизни? Говоря о потерях от голода, иногда называют чудовищную цифру в 5 млн человек.
– При подсчете жертв голода тех лет возникает серьезная проблема. Для начала, не велось никакой статистики, как раз в тот момент она создавалась. К тому же, очень сложно считать погибших именно от голода, то есть от отсутствия пищи. Вообще-то, от него редко умирают. Чаще умирают от болезней, которые сопровождают недоедание, разрастаясь до эпидемий.
Еще один фактор, искажающий картину – стихийная миграция. Множество людей снялось с учетных мест и бесконтрольно перемещалось по стране, как их считать? По оценкам тех лет, таких людей было около полумиллиона.
Не везде могли нормально вести учет. Вспомните, в деревнях ведь фактически не было грамотных людей. Так что ученые вынуждены ориентироваться на демографические провалы по стране в целом. Да, в 1921–1923 гг. было повышение смертности. Но мы, опять-таки, точно не знаем, с чем конкретно это было связано? С голодом? С эпидемиями? С продолжающейся Гражданской войной?
Точно сказать, сколько людей умерло от голода, мы не можем. Ясно, что счет идет на миллионы. Называемая цифра – 5 млн человек – это потолок. На самом деле количество жертв было меньше.
Что же до крутизны мер… Тут нужно обратиться к свидетельствам иностранных миссий. А они в один голос заявляют: без руководства большевиков Россия с голодом бы не справилась. С таким масштабным голодом можно справиться только при содействии местных органов власти, которые должны быть сильными и эффективными. Иначе просто невозможно – будет то же самое Сомали, куда, сколько ни отправляй продовольствия, все вылетает в дыру, и люди продолжают умирать.
Нельзя просто так привезти хлеб и всех спасти. Без сильной и грамотной власти продовольствие будет разграблено, неправильно распределено, разойдется по спекулянтам. Тут нужна очень крепкая власть на местах. Что и продемонстрировали Советы, которые были заинтересованы в скорейшем решении проблемы. Именно поэтому мы относительно быстро справились с такой масштабной катастрофой.
Кстати, в результате голода 1921–1923 гг. доверие к Советской власти серьезно укрепилось. Всем стало очевидно, что новая власть не бросила народ на произвол судьбы. Что власть пришла и помогла. К тому же многие советские чиновники сами страдали и умирали от голода, это тоже было, в общем, на виду. То есть власть разделила беду и помогла с ней справиться. Власть смогла победить бандитизм, который расцвел в пораженных голодом губерниях.
К началу голода доверие полным не было. А после него общество сплотилось вокруг власти. Все успехи первых пятилеток во многом обусловлены тем гигантским кредитом доверия, который был обеспечен мерами по борьбе с голодом 1921–1923 гг.
От редакции. Об изъятии церковных ценностей во время голода в Поволжье мы готовим отдельную публикацию.