Православный портал о благотворительности

Грантополучатель недоволен

НКО выиграла грант, но грантодатель уменьшил сумму гранта вдвое. А требования к проекту не снизил и требует от грантополучателя изменить мир, уложившись в четко оговоренные сроки. С подобными ситуациями сталкиваются почти все НКО – и они хотят, чтобы доноры научились их слышать

Фото: AlexasFotos/Pixabay

Фонд развития филантропии «КАФ» (признан в РФ иноагентом) и благотворительное собрание «Все вместе» провели исследование на тему «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?» Почти все 50 опрошенных НКО испытывали трудности при взаимодействии с грантодателями.

Больше всего претензий по поводу грантов – к региональным органам власти

НКО в целом высоко оценивают работу грантодателей: 78% опрошенных считают, что доноры хорошо понимают контекст их деятельности, 76% – что они доверительно относятся к ним, и более 80% уверены, что грантовые конкурсы меняют и развивают некоммерческий сектор.

Вместе с тем абсолютное большинство получателей грантов сталкивались с трудностями при взаимодействии с донорами.
Больше всего недовольства от сотрудничества с региональными органами власти – профильными министерствами, департаментами. Именно им свойственно, например, менять правила прямо в процессе реализации проектов и придумывать новые на ходу. При этом у них может быть недостаточно четко выстроен процесс принятия отчетности.

«С одной стороны, понятно, что государственные деньги надо жестче контролировать. С другой стороны, это превращается в «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», – говорят участники исследования.
При этом за последние три года на органы власти приходилось 42% выданных НКО грантов.

Участники организованного Forbes Congress Форума благотворителей и меценатов обсудили, что поможет НКО и грантодателям наладить конструктивный диалог.

Проектная логика заставляет придумывать ненужные «бантики»

За последние три года большинство опрошенных НКО получали финансирование
Фонда президентских грантов, частных фондов и региональных органов власти. Из исследования: «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?»

– В 2020 году было несколько случаев, когда НКО обращались к донорам, чтобы скорректировать условия получения грантов или отчетности, а иногда и результатов. Мы решили выяснить, с какими проблемами сталкиваются НКО на разных этапах этого процесса и насколько эти проблемы распространены, – говорит Кира Смирнова, исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе».

Одна из главных претензий НКО к донорам – финансируют только проектную деятельность: то есть каждый раз – что-то новое.

– Но не во всех НКО постоянно и каждый год возникают новые проекты. Многие ежедневно ведут рутинную работу с благополучателями, и вписать эту деятельность в «инновационый» проект не у всех хорошо выходит. Получается некое лукавство: чтобы получить грант, нужно представить свою работу в виде проекта, подпадающего под критерии донора, – отмечает Юлия Ходорова, руководитель группы исследований «КАФ» (признан в РФ иноагентом).

66% некоммерческих организаций хотели бы получать гранты не только на проекты, но и на текущую деятельность, 77% – на поддержку длительных проектов (не менее 1,5 лет) и на организационное развитие НКО.

Требовательность к получателям, снисходительность к себе

Частота отчетности более 1–2 раз в год отнимает много ресурсов
у НКО. Из исследования: «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?»

Половина опрошенных НКО считают, что подготовка отчетности по грантам отнимает у них слишком много времени и ресурсов.

Более 30% представителей НКО недовольны тем, что им приходится многократно дублировать данные по проекту в разных форматах – заявке, презентации, промороликах. А ведь нужно еще работать над самим проектом.

Более половины НКО жалуются на отсутствие обратной связи от грантодателей по результатам оценки их заявок. Организация, проигрывая конкурс, просто не знает, в чем именно ее недочеты и над чем следовало бы поработать в проекте.

Доноры устанавливают довольно строгие условия для тех, кто получает деньги. Но сами далеко не всегда согласны выполнять условия, которые прописывают в своих заявках.

Например, 27% НКО сталкивались с тем, что не соблюдались сроки конкурса со стороны доноров – подписание договоров, выплаты.

Яркий пример: НКО отправила заявку на грант весной, но сроки сдвинулись и грант был получен ближе к осени. Цены за это время выросли. И на нужный для проекта фотоаппарат, который стоил 30 тысяч рублей, теперь потребуется 35 тысяч.

Некоторые требования со стороны доноров даже нарушают законодательство. Например, грантодатели требуют от НКО предоставить персональные данные участников социальных акций, просят дать контакты конечных благополучателей или пустить своих представителей на их личные встречи с психологами. «Для нас на первом плане стоит помощь человеку, и она не должна быть травмирующей, как, например, необходимость фотографироваться или давать комментарии СМИ», – подчеркивают представители НКО.

Нужна площадка для диалога между донорами и НКО

Самые благоприятные впечатления (оценка 4 и 5) НКО получают от трех
типов доноров: 1) Фонд президентских грантов (91,54%). 2) Региональные ресурсные центры и ФМС (88,89%). 3) Частные фонды (88,65%). Из исследования: «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?»

Первое, что хотели бы видеть НКО от грантодающих организаций (кроме собственно грантов), – это желание слушать и слышать сектор и сообщества.

По мнению Марины Михайловой, директора Архангельского центра социальных технологий «Гарант», диалог – это именно то, с чего следует начать решать все разногласия между НКО и донорами.

– У доноров тоже есть много сложностей. И решать проблемы нужно не с точки зрения того, у кого какие претензии. Нужно понять, что предпринять, чтобы достичь общей цели, – говорит Михайлова.

Самым эффективным инструментом решения всех проблем между НКО и донорами может стать коммуникативная площадка, на которой и те, и другие могут договариваться и находить компромисс. В этом уверена Анастасия Ложкина, ментор по фандрайзингу, со-основатель «Клуба фандрайзеров».

В Америке и Европе, где благотворительная сфера очень развита, такой диалог уже давно налажен и особенно ярко это проявилось именно в пандемию. Изобретать велосипед для налаживания сотрудничества между НКО и донорами России уже не нужно.

– Большинство зарубежных фондов в пандемию изменили свою практику, сделав ее более гибкой и отзывчивой. Они ослабляют ограничения по грантам. Многие планируют продолжить эту практику в будущем, – говорит Анастасия Ложкина.

В списке послаблений – упрощенные или сокращенные требования к отчетности, ускоренные графики платежей.

– В Америке я проходила стажировку в фонде, который выдает гранты, и увидела разницу с ситуацией в России. Они приглашают всех руководителей НКО, которые бы хотели получить финансирование, и уже после личного общения с ними принимают решение, оказывать эту помощь им или нет. Этот фонд активно участвует в деятельности той организации, которой он выдает гранты. Каждый месяц команда в полном составе выезжает на мероприятия НКО, видит своими глазами, как это происходит, общается с конечными благополучателями, сами являются волонтерами, то есть напрямую заинтересованы в результате, – рассказывает Анастасия Ложкина. – Это же здорово! Потому что страшно представить, сколько грантов у нас выдается ради грантов, и скольким НКО, наоборот, отказывают в помощи по формальным причинам, не принимая во внимание важность их проектов.

Такие практики есть не только за рубежом, но и в России. Их, например, применяют некоторые частные и семейные донорские организации – более гибкие и продвинутые.

В пример Анастасия Ложкина приводит, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Этим фондам удается выстраивать партнерство с НКО на равных условиях. Но таких в России пока мало. А у новых игроков пока нет площадки, на которой можно было бы делиться опытом.

Необходимо создание коалиций, которые бы объединили десятки организаций и дали бы им возможность обсуждать – с какими проблемами столкнулись благополучатели и доноры, у кого что сработало и что необходимо со всем этим делать.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version