Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Самый распространенный формат – конкурс социальных проектов, организованный добывающей компанией в регионе присутствия. Среди других активных грантодателей – банки и торговые сети. Вот несколько важных аспектов, на которые стоит обратить внимание при составлении заявки.
1. Посмотрите на грант глазами бизнеса
«Грантовая политика бизнеса более конкретна, чем государственная, – считает Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ компании «Норникель». – Она нацелена на решение понятных бизнесу проблем в регионах его присутствия. Помните: мы в Норильске, сотрудники наши в Норильске, и проекты реализуются в Норильске. Кроме того, бизнес жестче нацелен на результат и эффективность. И, разумеется, грантовые конкурсы четко коррелируются со стратегией развития компании, вплетены в бизнес-цели».
«Компания не стремится заменить госпрограммы своими, – говорит Юлия Герцик, директор по развитию Центра социальных программ РУСАЛа. – Она, скорее, их дополняет. К примеру, государство строит школу, а мы помогаем создать в ней дополнительное образовательное направление – кружок робототехники или инженерного дела. Другой пример – благодаря грантам РУСАЛа у муниципальных молодежных центров есть возможность обновить инфраструктурную базу для новых видов деятельности со студентами и школьниками».
2. Узнайте об ожиданиях компании
Если хотите победить, вы должны выяснить, чего ожидает компания от конкурса. Чем ближе ваш проект к этим ожиданиям, тем выше шансы на победу.
В 2017 году «Норникель» в четвертый раз провел свой конкурс социальных проектов – это часть благотворительной программы «Мир новых возможностей». Ежегодно из 300-400 поступивших заявок выигрывают грант примерно 100. Поскольку цель программы – создание благоприятных условий для устойчивого развития регионов присутствия компании, конкурс проводится именно на этой территории: в Норильске и Таймырском районе Красноярского края, в Мончегорске и Печенгском районе Мурманской области, плюс, с прошлого года, в Чите и Забайкальском крае.
Что именно надеется получить компания от авторов проектов? «Для нас важна поддержка и стимулирование общественных инициатив. Развитие социального партнерства в рамках проекта. Наличие партнеров из числа бизнеса, других НКО, власти и муниципальных учреждений – обязательное условие для заявителей. Это позволяет привлечь в проект дополнительные ресурсы, сделать его более устойчивым. Кроме того, мы приветствуем внедрение новых социальных технологий. И наконец, конкурс для нас – инструмент развития социальных компетенций всего местного сообщества», – перечисляет Игорь Сухотин.
3. Оцените масштаб заявки
«Нередко заявители стремятся за счет гранта решить текущие хозяйственные проблемы своей организации, например, заменить окна, отремонтировать крышу или фасад здания, – делится опытом Юлия Герцик. – Но конкурс преследует несколько иную цель – повысить качество жизни в регионах присутствия компании, чтобы как можно больше жителей почувствовали себя комфортнее. Скажем, в микрорайоне нет открытой спортивной или развивающей игровой площадки, или у школьников есть потребность в дополнительных образовательных или творческих занятиях, или в городе не хватает уютного парка, сквера для прогулок – конкурс может помочь решить эти проблемы».
4. Найдите свою тему
Скажем, АО «Райффайзенбанк» вот уже пять лет проводит конкурс социальных проектов «Серебряный возраст» в партнерстве с Благотворительным фондом «Хорошие истории» – последний организует экспертизу заявок. Заявки принимаются со всей территории страны, тема – улучшение качества жизни в старшем возрасте.
«Цель конкурса – поддержать инициативы в сфере просвещения пожилых людей, – поясняет Татьяна Акимова, исполнительный директор БФ «Хорошие истории». – Это могут быть проекты по финансовой и правовой грамотности, освоению онлайн-сервисов, психологии и педагогики, культуре, искусству, истории, краеведению, здоровому образу жизни, самообучению и взаимопомощи, развитии навыков предпринимательства».
5. Изучите процесс подачи заявки
На конкурсе «Серебряный возраст» заявки направляются в фонд, где сотрудники проводят их техническую экспертизу: проверяют правильность оформления и соответствие условиям конкурса. После окончания приема заявок к оценке приступает экспертный совет – он выносит рекомендательное решение по всем проектам. На основании оценок экспертов составляется рейтинг поданных заявок. Изучив рейтинг, банк принимает окончательное решение по определению победителей.
Основная экспертиза в конкурсе социальных проектов компании «Норникель» (ей, как и везде, предшествует техническая экспертиза) имеет три уровня: местные эксперты, региональные и федеральные. При этом местные и региональные эксперты оценивают заявки, поступившие из другого региона. «Три уровня и перекрестная оценка позволяют повысить качество экспертизы, убрать все личные предпочтения», – объясняет Игорь Сухотин. – По итогам оценки эксперты заполняют специальную форму, появляется рейтинговая таблица. Первые 50% проектов из этой таблицы отправляются на доработку с учетом комментариев экспертов. Затем они проходят процедуру учета внесенных изменений. Изменения тоже оцениваются, и появляется вторая таблица, которая, собственно, и показывает победителей».
Базовые критерии оценки: актуальность и степень проработки проектной идеи; экономическая эффективность проекта (целесообразность соотношения затрат и результатов); наличие средств на реализацию проекта из других источников; квалификация команды проекта (опыт, есть ли у них партнеры и что они делают в проекте, есть ли волонтеры).
6. Будьте готовы к интернет-голосованию и публичной защите проекта
Основная экспертиза проектов в рамках программы «Территория РУСАЛа» проводится в три этапа. Первый – заочная оценка проектов специалистами в области управления, урбанистики, архитектуры, благотворительности и социального проектирования, представителями органов региональной и муниципальной власти, РУСАЛа и сотрудниками Центра социальных программ компании.
Одновременно с заочным этапом экспертизы проводится интернет-голосование – на нем жители могут выбрать наиболее полезные и значимые для их города или региона проекты. Так, в прошлом году участниками голосования стали более 60 000 человек со всей страны. Следующий этап – публичные защиты, на них заявители представляют свои проекты на суд экспертов и жителей.
По итогам каждого этапа проект набирает баллы и занимает определенное место в рейтинге. Чем выше оказывается это место, тем больше шансов получить грант.
7. Предлагайте новые инициативы
В течение года сотрудники компании «Норникель» проводят мониторинг проектов-победителей и составляют отчеты. По итогам мониторинга проекты могут корректироваться, сотрудники компании – консультировать их авторов, помогать административно и организационно. После завершения проектов все победители конкурса сдают финансовые и содержательные отчеты. Это финальная точка конкурса.
Каждый проект рассчитан на срок до одного года, повторные заявки не принимаются. «Во-первых, компания не усыновляет заявителей. Во-вторых, проект – это решение конкретной социальной задачи за определенное время и определенные деньги», – поясняет Игорь Сухотин.
Однако, поскольку цель конкурса – поддержать не только лучшие проекты, но и лучшие команды, некоторые организации выигрывают гранты из года в год, каждый раз предлагая новые инициативы. Примеры: КГБУК «Таймырский краеведческий музей», БФ социальных программ «Территория добра» PolArt, Мончегорская городская общественная организация «Ассоциация водного спорта и туризма» и другие.
8. Переходите от малого проекта к большому
БФ «Хорошие истории» тоже проводит мониторинг проектов, отслеживая поэтапное достижение заявленных результатов. «Если что-то в проекте идет не так, в ходе мониторинга возможна корректировка деятельности и бюджета», – сказала Татьяна Акимова.
Большинство проектов, поддержанных банком, развиваются дальше, поскольку один из важнейших критериев оценки – устойчивость. «Мы видим это, когда получаем новые заявки от организаций, ставших победителями предыдущих конкурсов, где они предлагают новые идеи», – добавила Татьяна Акимова.
Если организация, получив грант на небольшой проект, спустя время начинает реализовывать более крупный – с большим количеством участников, новыми технологиями и новыми партнерами – то это показатель успеха.
Например, Автономная некоммерческая организация любителей активного движения «Доброходы» (г. Самара), выиграв конкурс, смогла подготовить 30 «серебряных» инструкторов по скандинавской ходьбе, которые затем проводили занятия в парках для жителей города. Теперь АНО «Доброходы» организует крупные областные фестивали и форумы по скандинавской ходьбе.
9. Развивайте свой успех
С точки зрения бизнеса, успешные социальные проекты не существуют сами по себе – они переплетаются с другими общественными активностями. «Проект – не закрытая история, – подчеркивает Игорь Сухотин. – В рамках программы «Мир новых возможностей» бывают другие события, в которые вовлекаются наши конкурсанты.
Например, есть форум социальных технологий «Город – это мы». Победители конкурса выходят на его площадки, представляют свои проекты, ищут партнеров и расширяют аудиторию. У нас есть Социально-конструкторское бюро, где перед стартом каждого конкурса мы проводим трехдневный обучающий курс, туда мы тоже привлекаем наших победителей».
НКО могут многому научиться, участвуя в подобных программах. «На наши мероприятия мы приглашаем экспертов из других городов, они рассказывают о своем опыте реализации проектов. Горожане могут задавать им вопросы, учиться. Наши победители тоже участвуют в различных форумах – и в Красноярске, и в Санкт-Петербурге («Белые ночи фандрайзинга»), и в Москве («Душевный базар»). Они могут сравнивать себя с другими», – говорит Игорь Сухотин.
«Писать заявки организации совершенно точно научились, – добавляет он. – Победители из Норильска уже есть и в краевой грантовой программе, и в конкурсе президентских грантов».