Православный портал о благотворительности

«Господь открывается в скорбях»

Особенность тюремного служения в этой колонии – в основном «заочная форма», и поэтому – небольшое число причастников. Больные открытой формой туберкулеза находятся в изоляторах, и чтобы они также могли хотя бы заочно молиться за литургией и слушать проповедь, в колонии организовано свое кабельное телевидение: каждая служба записывается и транслируется по кабельному телевидению во всех отрядах, особенно закрытых

Четырнадцать лет назад священник Алексей Гущин по благословению митрополита Николая приехал в Красные Баки. Девять из них он исправно исполняет обязанности благочинного. Округ ему достался немаленький – Краснобаковский и Воскресенский районы – иным государствам по территории не уступит. И весьма непростой – места почти таежные, сохранившие до сих пор тягостную атмосферу ГУЛАГа.

В этой северной глубинке, в глухих лесах, далеко от жилья, в свое время находились печально известные колонии и поселения Унженских лагерей, которые поглотили в богоборческие годы немало православных священнослужителей. В разные годы одновременно там находились от 20 до 30 тысяч человек. Только на 1 октября 1949 года по данным игумена Дамаскина (Орловского) в Унжлаге гнули спину на лесоповале 1.876 священников.

Унжлаг ушел в прошлое, но остались в поселке Пруды 2 исправительно-трудовых учреждения строгого режима, в том числе колония для больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных.

– Атмосфера очень тягостная была в поселке, когда я приехал, – рассказывает отец Алексий в машине по дороге в Пруды. – Представьте: маленький поселок – и практически все работают в ИТУ, где содержится почти 4 с половиной тысячи осужденных. Из них 3,5 тысячи – больны. Здесь все накладывает отпечаток на душу – и круг общения, и риск заразиться…

Сам благочинный ездит в колонии с 95 года – уже тогда там были молельные комнаты, куда приходили помолиться обычно человек 10-15.

– А сами не боялись заразиться? Туберкулез все-таки…

– Там главное – не бояться. Как боишься – обязательно заболеешь. Бог миловал пока, Господь хранит.

Ситуация, как говорит отец Алексий, начала меняться с появлением святынь. В разговорах о Боге, о душе не только с осужденными, но и с руководством колонии, постепенно пришли к необходимости построить храм и освятить его во имя Покрова Пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы кающихся и страждущих.
И сейчас уже никто не вспомнит, кому конкретно принадлежит идея построить храм в закрытой зоне в ЛИУ-3 (лечебно-исправительном учреждении)…

Уже в 2000 году митрополит Николай (Кутепов), освятив церковь, обратил внимание в проповеди, что заботиться надо не только о духовном окормлении осужденных, но и работников ИТУ, потому что именно им приходится заниматься людьми с тяжелыми судьбами, психически изломанными, нравственно опустошенными. Так появилась идея о строительстве второго храма – уже на территории поселка.

– Когда я совершал чин малого освящения церкви Великомученика Георгия Победоносца, на литургии и молебне присутствовали главы администраций и руководители предприятий – так это все для них было важно, – говорит благочинный. – А великое освящение храма готовится совершить епископ Георгий 6 мая.


храм св. вмч. Георгия Победоносца в п. Пруды


И снова разговор возвращается к духовному окормлению осужденных. Отец Алексий обязательно каждую неделю служит в Покровской церкви Божественную литургию, исповедует, причащает. Но условия заключения в ЛИУ-3 диктуют особый график: например, в 10 утра – обязательный прием лекарств и за ним общее построение. Приходится встраиваться по времени, чтобы успеть и литургию по чину, и проповедь неторопливую… Условия заключения сами по себе помогают задуматься и о смысле жизни, и о судьбе, и о греховности, и здесь очень важно выбрать не только слово, с которым обратишься, но и интонацию.

– На первых проповедях, помню, говорил о покаянии, – вспоминает отец Алексий. – Вторая тема – о любви и об ответственности перед родителями: ко многим приходит осознание вины именно перед матерью – и через это приходят к покаянию. И лишь потом, позже, уже перешел к евангельской тематике.

Особенно ложится на душу прихожан в заточении эпизод распятия Христа, где распяты были и два разбойника – по правую руку и по левую. И тому, кто раскаялся искренне и уверовал, Господь сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю» (Лк. 23, 43).

– Слово «разбойник» им не только очень хорошо знакомо, но и понятно. — Говорит отец Алексий, словно физически ощущая чужую душевную боль. — И здесь евангельские притчи, как зерна, падают в подготовленную почву. И в этих исканиях важно для них не озлобиться, не отрешиться от мира, не замкнуться, а, наоборот, через покаяние прийти к любви и прощению…

Особенность тюремного служения в этой колонии – в основном «заочная форма», и поэтому – небольшое число причастников. Больные открытой формой туберкулеза находятся в изоляторах, и чтобы они также могли хотя бы заочно молиться за литургией и слушать проповедь, в колонии организовано свое кабельное телевидение: каждая служба записывается и транслируется по кабельному телевидению во всех отрядах, особенно закрытых.

По вполне понятным причинам нас в ЛИУ-3 не пустили. Но с большим интересом мы встретились с начальником ИТУ-17 Владимиром Фроловым. Отец Алексий здесь частый гость, но смиренно стоит в дверях, стараясь не мешать разговору.


– Спасибо батюшке, что учит нас и просвещает, – говорит Владимир Александрович. И сразу понимаешь, что говорит он не для красного словца. За его спиной на стене – цитата. Помните, как раньше было – «из материалов съезда», или «В.И. Ленин»? Теперь другое. Как молитва через сознание проходит: «Все, что возьмешь, расстанется с тобой. Все, что отдашь, останется с тобой». И подпись: Иисус Христос. Также как и другие вещи в колонии, это сделано руками заключенных. По доброй воле.

В благочинии протоиерея Алексия Гущина 11 приходов, 9 храмов, но ни об одном из них он не говорил с такой заботой, как о храмах в поселке Пруды.

– Тюремное служение – это главное, на что направлены силы?

– Хотел бы, чтобы было главным. Но, к сожалению, у нас самый «социально-богатый» район, – отвечает благочинный и подчеркивает: в кавычках. Здесь много социальных учреждений: и областная психиатрическая лечебница, и дома престарелых, и детские дома для детей-сирот, и коррекционная школа-интернат…

С одной стороны хорошо: приглашают, например, на открытие детского дома. Ленточку режут, все радуются. На самом деле плакать надо. Не от хорошей жизни старики и дети в приюты попадают. И если с детьми сейчас не заниматься – через несколько лет они попадут туда, куда мы еженедельно ездим искалеченные души править. Потому что в ИТУ, как правило, оказываются те, кому в жизни любви и внимания не хватило и кто сам ни любить, ни жалеть не умеет.

Еще одна проблема и головная боль, осознанная недавно: высокая смертность. Только в 2004 году невосполнимые потери Краснобаковского района составили 450 человек – ни рождаемость, ни миграция не выручает. Беспокоит именно то, что умирают не только старики, но и люди среднего возраста, и молодые. Причина, по мнению отца Алексия, – это пьянство, дурной образ жизни, вредные привычки, деградация…

Эти проблемы не раз благочинный обсуждал и с главами районных администраций, и с руководителями различных предприятий: все готовы идти навстречу, помогать по мере возможностей.

Медленно, но верно колесо истории поворачивается в сторону православия. Так, например, решили освятить все социальные учреждения в благочинии. В районной библиотеке открылся большой отдел православной литературы, которую благочинный собирал для храма. Зачем, говорит, круг читателей ограничивать – пусть все читают.

А недавно подписали договор о сотрудничестве в сфере образования. Оно включает в себя совместную благотворительную деятельность, выпуск православных вкладок в районные газеты, совместные акции, например «День призывника».

Сейчас Церковь вместе с районной властью готовится к празднованию 60-летия Победы. Уже известно, что праздник начнется с панихиды, которую отслужит благочинный протоиерей Алексей Гущин у братской могилы воинов, умерших от ран в Краснобаковском госпитале. И впервые в истории района он вместе с главой районной администрации возложит венок к памятнику краснобаковцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

– В последние годы отношения с местными властями изменились сильно, – отмечает отец Алексий. – Словно лицом повернулись к нам.

В самом деле, нет в районах ни одного светского мероприятия, куда бы не пригласили Алексия Гущина: от пуска газа в деревне – до совещания по подведению итогов года.

Чтобы не отнимать время, мы говорили с отцом Алексием между его делами, поэтому стали невольными свидетелями его встреч и с прихожанами, и с руководителями района, и с главами местных администраций, и с работниками ИТУ. Всюду его встречают с любовью и душевным расположением. И никакой игры, никакой позы – любовь всегда искренняя.

– Мой заместитель по социально-нравственным вопросам, – вроде бы в шутку, но в то же время с полным основанием называет благочинного глава Краснобаковской районной администрации Александр Калинин.

Александр Артемьевич не считает себя верующим человеком, но это не мешает ему активно сотрудничать с Церковью:

– Вера нужна, она просто необходима. Ее надо укрепить, если упустим это, то мы просто-напросто потеряем Россию. И то, что делает отец Алексий, не может не вызывать глубокого уважения, – считает Калинин.

И совсем не случайно труды протоиерея Алексия Гущина отмечены Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Источник: Официальный сайт Нижегородской епархии

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version