Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Горькая реальность, которую нужно принять»: как Михаэль Шумахер живет спустя 11 лет после тяжелой травмы и на что продолжает надеяться его семья

Великому гонщику незаметно для всех исполнилось 56 лет. С момента трагедии, отнявшей у звезды «Формулы 1» возможность двигаться и говорить, его семья почти все время хранит молчание и дает комментариев о его состоянии. Но не так давно в жизни Шумахера произошло сразу несколько значимых событий

Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер. Фото: imago sportfotodienst / HochZwei / TASS, 15.08.2004

Недавно новостные ленты буквально взорвало полное надежды и оптимизма сообщение: гонщик Михаэль Шумахер снова дает автографы. Спортсмен принял участие в благотворительной акции – оставил свои инициалы на гоночном шлеме. Вырученные после его продажи деньги пойдут в благотворительную организацию «Гонка против деменции», которую основал друг Шумахера, экс-пилот «Формулы-1», телеведущий Джеки Стюарт: он сделал это после того, как его супруге Хелен был поставлен диагноз «слабоумие».

В зените своей спортивной славы фирменным почерком Шумахера был автограф из размашистых букв, уходящих вверх, чаще всего – фамилия целиком. В этот раз – это лишь инициалы с точкой. Справится с задачей ему помогла жена Коринн.

Вскоре после трагедии врачи предупредили супругу Шумахера, что, если гонщику не станет лучше в первые месяцы, последствия черепно-мозговой травмы будут необратимы, и Михаэль никогда не станет прежним. Коринн знает это, но продолжает бороться за его жизнь, делая ее максимально комфортной. Она помогает мужу жить, дышать и не пропускать важные самые ценные минуты из которых складывается жизнь: свадьба дочери, первые победы сына и рождение внучки.

Собрали для вас последние новости о жизни и борьбе Михаэля Шумахера. В них нет ложных надежд на исцеление, но есть правда жизни и вера в то, что, пока человек жив, можно пытаться ему помочь.

Не может выражать себя вербально

Михаэль Шумахер.
Михаэль Шумахер. Фото: FrankHoermann/SVEN SIMON/TASS

«Михаэль не разговаривает и требует ухода двадцать четыре часа в сутки», –недавно признался Феликс Горнер, журналист, близкий друг гонщика. Сейчас контактировать с Шумахером разрешено только двадцати людям, среди которых члены семьи, несколько друзей, врачи, массажисты. «Ситуация очень печальная. Он полностью зависит от помощи окружения, – продолжает журналист, – Михаэль перестал общаться, не может выражать себя вербально, контактирует только глазами. Это горькая реальность, которую нужно принять». 

Тяжелую травму головы Шумахер получил во французских Альпах больше 11 лет назад, 29 декабря 2013 года. Он не хотел ехать в горы, настаивал, что снега еще очень мало, предлагал отправиться в Дубай и прыгнуть с парашютом, но семья выбрала лыжи. После многие эксперты скажут: если бы снежный покров был выше, трагедия могла и не случиться. 

Михаэль с сыном Миком и его друзьями выехал на горнолыжную трассу курорта Мерибель. Шумахер ехал небыстро, но вышел за ее пределы и проехал по неподготовленному склону. Задев камень, невидимый под свежевыпавшим снегом, он упал и ударился о выступ скалы правой стороной головы. Удар был такой силы, что шлем раскололся.  

По началу казалось травма несерьезная, ведь Михаэль был в сознании. Но уже во время транспортировки на вертолете ему потребовалась искусственная вентиляция легких. Затем были две нейрохирургические операции, искусственная кома, критическое состояние и никаких прогнозов врачей. Тогда стало понятно одно: без шлема он был бы обречен, но и надеяться на полное восстановление не стоит, скорее всего его состояние необратимо. 

За несколько месяцев искусственной комы Шумахер потерял 20 килограммов, врачи опасались, что у него атрофируется диафрагма и он не сможет дышать, поэтому начали постепенно выводить его из состояния медикаментозного сна. Коринн всегда была рядом, просто сидела рядом с кроватью, гладила по руке и говорила о любви, веря, что муж ее слышит. 

Михаэль вернулся домой только в начале сентября 2014 года, после того как врачам удалось стабилизировать его состояние. Тогда один из его друзей, журналист Антонио Боселли, откровенничал в соцальной сети: «Могу заверить вас, что Шуми находится в сознании. Он плачет, когда слышит голоса жены и детей. Кажется, это печальная новость, но это хороший признак его возвращения к жизни». Увы, со временем и эта реакция, вместе с надеждой на чудо, осталась в прошлом.

Реакция на близких – единственный сигнал о том, что мозг еще работает

Слева – Михаэль Шумахер в 1991 году. Фото: Imago/TASS. Справа – Михаэль Шумахер на соревнованиях по картингу «Кубок губернатора Санкт-Петербурга»,  на площади Растрелли перед зданием Смольного собор. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости, 16.09.2008
Слева – Михаэль Шумахер в 1991 году. Фото: Imago/TASS. Справа – Михаэль Шумахер на соревнованиях по картингу «Кубок губернатора Санкт-Петербурга», на площади Растрелли перед зданием Смольного собор. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости, 16.09.2008

Сразу после возвращения домой Коринн превратила их с Михаэлем дом в Швейцарии в ультратехнологичную мини-больницу, оснащенную самым современным медицинским оборудованием. Там без перерыва за Шумахером наблюдал специально отобранный медицинский персонал, среди которого только врачей было 15 человек.

По самым скромным подсчетам, за первые пять лет фрау Шумахер потратила на восстановление супруга около 16 миллионов евро. С годами ей пришлось начать распродавать имущество. Сначала дом в Норвегии, частный самолет мужа, коллекцию часов, затем и легендарный болид Ferrari, тот самый, что принес знаменитому Шуми первый чемпионский титул. 

Спустя несколько лет борьбы – новость о первой победе: Михаэль больше не прикован к постели и не нуждается в искусственной вентиляции легких. Он принимает посетителей и даже может выражать эмоции. Это казалось огромным прогрессом, но врачи, которые вели гонщика, постоянно напоминали: надеяться на полную реабилитацию не стоит. Даже будучи отключенным от аппарата ИВЛ, Шумахер не мог говорить, самостоятельно есть и передвигаться. «Когда мы сажаем Шуми в инвалидное кресло и показываем ему прекрасную панораму с видом на горы и озеро, он иногда плачет», – рассказывали его близкие друзья, имея в виду, что именно это относится к способности спортсмена выражать свои чувства. 

Летом 2016 года Шумахера навещал префект Папского дома (одной из Ватиканских структур – Ред.), архиепископ Георг Генсвайн. «Я сел напротив, взял его за руки и увидел все то же знакомое лицо Шумахера, разве что оно стало немного полнее. Он чувствует, что вокруг него любящие люди, которые заботятся о нем и, слава Богу. Я не молился с ним вместе, потому что не знал, хотел бы этого Михаэль. Однако было видно, что он воспринимает происходящее вокруг и ведет с собой внутренний диалог», – рассказывал потом священнослужитель. На прощание архиепископ большим пальцем нарисовал на лбу спортсмена крест и пообещал молиться о его здоровье.

Вопрос о том, что видит и слышит Михаэль Шумахер, что он помнит о прошлом и что думает о настоящем, остается ключевым. До сих пор его реакция на близких была единственным сигналом о том, что мозг бывшего гонщика все еще работает. Именно поэтому врачи не опускают рук и пытаются пробудить его любыми средствами. Например, несколько лет назад спортсмена возили гоночном Mercedes AMG в надежде, что знакомый рев мотора и вибрация пробудят воспоминания и активируют до сих пор спящие зоны. Но чуда, увы, не произошло.

«Все бы отдал, чтобы поговорить с папой»

Сын семикратного чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера, чемпион «Формулы-3» Мик Шумахер на пресс-конференции чемпионов мира по автомобильному спорту в конференц-холле отеля «Астория» в Санкт-Петербурге
Сын семикратного чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера, чемпион «Формулы-3» Мик Шумахер на пресс-конференции чемпионов мира по автомобильному спорту в конференц-холле отеля «Астория» в Санкт-Петербурге. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости, 07.12.2018

Недавно у Михаэля появилась еще одна причина бороться – 29 марта 2025 года родилась его первая внучка. Дочь гонщика Джина-Мария и ее муж. специалист по конному спорту Иэн Бетке назвали малышку Милли. «Добро пожаловать в мир. Наши сердца наполнены радостью как никогда. Мы так счастливы, что ты есть в нашей жизни», – подписала молодая мама черно-белое фото с маленькими детскими ручками в соцсети.

С будущим мужем она встречалась семь лет, а свадьбу сыграли в сентябре прошлого года. Торжество прошло на семейной вилле Шумахеров на Майорке в Испании, куда семья переехала из Швейцарии ради более полезного для Михаэля морского климата. Праздник был закрытым настолько, что гостей попросили сдать телефоны, зато обошлось без единого несанкционированного видео и фото. Говорили, что Михаэль якобы тоже присутствовал на празднике, но некоторые из гостей опровергали эту информацию.

Джина-Мария Шумахер тоже любит скорость и адреналин, она давно увлекается конным спортом. По ее словам, это увлечение во многом помогло пережить случившуюся трагедию.

Сын гонщика Мик гоняет на картах с двух лет, а в четыре сел на мотоцикл. Он с детства смотрел гонки и не представить, что займется чем-то другим. Парень дебютировал в «Формуле-1» в 2021 году. «Теперь мы с папой понимали бы друг друга лучше… Часто думаю об этом, о том, как было бы круто поговорить с ним. Я бы все отдал ради этого», – признается Шумахер-младший.

«Я никогда не винила Бога в произошедшем»

Михаэль Шумахер с женой Коринн
Михаэль Шумахер с женой Коринн. Фото: Markus Leser / DPA / ТАСС, 20.05.2009

«Конечно, мне не хватает Михаэля. Я скучаю по нему каждый день… Дети, родные, друзья – все скучают. Нам всем не хватает Михаэля, хотя на самом деле он здесь, с нами. Он стал другим, но он рядом, и это придает сил. Мы живем в одном доме, стараемся, проводим терапию. Делаем все возможное, чтобы стало хоть чуточку лучше, чтобы ему было комфортно, чтобы он просто чувствовал –семья рядом. И я буду продолжать делать все необходимое, несмотря ни на что. Мы все будем. Для меня очень важно, чтобы Михаэль мог продолжать жить своей жизнью. Раньше он всегда защищал нас, теперь мы защищаем его».

Это самое откровенное и единственное признание супруги спортсмена Коринн за все время болезни мужа. Она сделала его в документальном фильме «Шумахер» в 2021 году. На съемочной площадке Коринн впервые за много лет борьбы признает, что Михаэль другой: он уже не чувствует связь с семьей и плачет при посторонних людях. «Я никогда не винила Бога в произошедшем, – говорит женщина. – Это просто была неудача – самая кошмарная неудача на свете. Но нет смысла повторять: «Почему это произошло с нами? Почему произошло с Михаэлем? Почему такое случается с другими?».

Коринн не любит говорить. Она делает. Например, финансирует фонд Keep Fighting Foundation, чтобы поддержать тех, кто смело верит в мечты о невозможном исцелении. У фонда целый ряд инициатив, часть которых направлена на безопасность спортсменов и участников дорожного движения, часть – на поддержку тех, кто уже смог победить и своим примером вдохновляет других. Кроме того, Keep Fighting Foundation поддерживает Парижский институт мозга: Коринн верит, что однажды наука сможет разобраться с тем, как помочь таким, как ее великий муж.

Супруга Шумахера читает, что во всех ее начинаниях Михаэль бы однозначно был на ее стороне. Ведь еще до трагедии он часто любил повторять: «Никогда не следует сдаваться и что всегда нужно продолжать бороться. Даже если у тебя есть лишь крошечный шанс. Моя семья – моя главная сила. Я часто думаю, что такое любовь и что это слово значит для меня. И понимаю: я бесконечно счастливый человек. Вся моя любовь – она, Коринн».

Источники:

RTL

Vanity Fair

Daily Mail

The Mirror

Документальный фильм «Шумахер»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?