Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Голые христиане

“Корабль к нам приходил раз в месяц. Почта — тоже раз в месяц. Связь с внешним миром была возможна только по радио. Абсолютная изоляция. Не было ни машин, ни велосипедов. Пища была ужасна”

О встрече с англиканским священником о.Брайном Мак-Милном мы договаривались за полгода, ведь большую часть жизни он проводит на Соломоновых островах, где преподает богословие островитянам. Но вот о. Брайн назначил нам встречу в Европе: в маленькой деревне Лэндбич под Кембриджем, Англия. В этот день ему исполнилось 74 года. Шестьдесят из них отданы людям, живущим на островах в Тихом океане. Ниже – его рассказ об этом.

Призыв
Другой частью мира я заинтересовался благодаря маркам. Мне исполнилось 13 лет, когда я купил набор марок, на которых были изображены острова Питкен Айленд и восстание на корабле Баунти. Они были такими интересными, что я загорелся желанием собрать коллекцию марок островов Тихого океана. Затем я стал собирать книги, сегодня в моей библиотеке более двух тысяч книг об островах Тихого океана.

В то же время я готовился к конфирмации (миропомазание, совершаемое епископом до крещения в отрочестве – Ж.С.) в Англиканской церкви. Священник, который готовил меня, был архидиаконом Кройдана, местечка под Лондоном. После конфирмации я спросил, есть ли у него книги об островах Тихого океана. Архидиакон удивился моему вопросу. Он рассказал о миссии, которая была совершена англиканами в начале 20 века с целью евангелизации аборигенов на этих островах и спросил, не собираюсь ли я туда поехать. Я был застигнут врасплох и ответил, что пока не собираюсь, но это хорошая идея. Мне было 14 лет. Затем он спросил меня, кем я хочу поехать, гражданским человеком или священником. Следует отметить, что я не происходил из религиозной семьи, в моем роду не было священников. (Забегая вперед, скажу, что мой отец стал священником уже после того, как принял священство я).


Cвященник о.Брайн Мак-Милн в кабинете


Слова архидиакона, всеми уважаемого человека, затронули меня за живое. Конечно же, в силу возраста я не знал, как именно люди становятся миссионерами. Придя домой, я долго молился и затем пришел к мысли, что это и есть мой путь. Я почувствовал призыв одновременно стать и священником, и миссионером. Этот архидиакон был очень прозорливым человеком.

Моя мама, узнав о моих намерениях, очень забеспокоилась, но понадеялась, что рано или поздно я их перерасту. А я их до сих пор так и не перерос. Постепенно родители смирились с моей идеей. Так что, уже в 14 лет я твердо знал, что делать и куда идти. Я планировал быть миссионером в южной части Тихого океана, и остался верен этому призыву.

Тогда же, в 14 лет я стал алтарником. Церковь была далеко от дома, и приходилось ездить на службы на велосипеде. Через некоторое время меня рукоположили. Судьба моя была предрешена. Все эти годы я непрерывно готовился к отъезду, читал книги, разыскивал материалы. Потом прошел специальный курс навигации. В итоге, когда я сошел с корабля на землю Мелонезии, я сказал себе: наконец-то я приехал!

Богословие без цивилизации
Корабль к нам приходил раз в месяц. Почта — тоже раз в месяц. Связь с внешним миром была возможна только по радио. Абсолютная изоляция. Не было ни машин, ни велосипедов. Передвигались либо пешком, либо на каноэ.


Большинство жителей Соломоновых островов является христианами. Первые европейцы на территории островов появились в 1567 году. Это были испанцы

Пища была ужасна! На местных огородах росли помидоры и капуста. Привычную пищу приходилось заказывать из Австралии за две тысячи миль от островов. Каждые шесть месяцев я заказывал себе еду на следующие полгода, консервы. Для меня, привыкшего к разнообразию европейской кухни, это было совсем не весело.

Можно подумать, что я попал в места, где полостью отсутствовала цивилизация. Но что считать цивилизацией? Вкусную еду, средства передвижения? Да, их не было. Зато на этих диких островах, где еще недавно поклонялись животным, было богословие! Большинство меланезийских островов были обращены первыми британскими миссионерами на рубеже 19-20 веков. Поэтому я приехал на подготовленную почву — в стране уже существовала христианская община.

Я стал одним из двух преподавателей богословского колледжа (это было пятьдесят лет назад. Теперь там работают 12 человек). В те времена на островах не хватало священников, поэтому предполагалось, что после окончания колледжа все будут рукоположены. Сейчас ситуация другая – в Меланезии слишком много священников!

Я преподавал предмет Тихоокеанские исследования, куда входили история тихоокеанской церкви, культура островов и даже культура танца. Одновременно проходила моя пастырская работа. Первые 14 лет я работал для Англиканской церкви. Остальные года – для объединенной тихоокеанской церкви. На каком-то этапе меня попросили быть капелланом всего меланезийского братства (англиканский монашеский орден, основанный на Соломоновых островах в 1925 году. Члены братства ведут миссионерскую работу на островах Меланезии и в Австралии). Всю жизнь я остаюсь священником Меланезии и преподавателем богословского колледже.

Закон островов
Разумеется, чтобы жить и проповедовать здесь, надо очень хорошо знать местные обычаи и законы. Например, приходя в деревню, нужно здороваться с каждым человеком, даже с ребенком. И женщины не должны на тебя смотреть. А если им не понравится, как ты сам на них смотришь, придется заплатить компенсацию. На некоторых островах женщина вообще не должна смотреть в глаза мужчине. Кстати, меланезийцы никогда не целуются – только пожимают руки.


Другие деньги – традиционные, морские, сделанные из раковин, они гораздо ценнее жемчуга

Интересная деталь касается денег. В Меланезии есть деньги двух видов. Доллар Соломоновых островов, ватуу — чтобы совершать финансовые операции. Один ватуу равен одному центу; 100 ватуу — один доллар. Другие деньги – традиционные, морские, сделанные из раковин, они гораздо ценнее жемчуга. Они используются в качестве компенсации, например, за моральный ущерб. Если женщина получает такую компенсацию, она носит ее на себе как драгоценность. Когда ты хочешь жениться, то платишь морскими деньгами, а в случае покупок – долларом соломоновых островов, ватуу.

На каждом острове существуют свои правила, которые необходимо соблюдать, иначе взаимопонимания достигнуть не удастся. Однажды я приехал в деревню, где люди не носят никакой одежды. Изредка они пристегивают специальные юбки из травы, предназначенные для танца, но вообще по всем правилам человек, приехавший туда работать, обязательно должен раздеться.


Местные жители Соломоновых островов. Они не знают чувства наготы. Есть деревни, где одежду носят только молодые

У нас с местным епископом была назначена там встреча с жителями. Островитяне сказали, что, если епископ хочет встретиться с племенем, он должен снять одежду. Епископ сказал, что это хороший тест на то, являешься ли ты христианином вообще. Но все же, посоветовавшись, мы ответили, что уважаем обычаи племени, но у нас есть свой обычай — не снимать одежду. Затем мы попросили старосту деревни передать женщинам, чтобы они сами надели юбки из травы. Староста передал. И вот, войдя в деревню, мы увидели женщин с юбками на… головах. Никто ведь не объяснил им, куда именно нужно их надеть.

Это смешно и забавно, но на самом деле затрагивает очень важную проблему – отношение христианина к своему телу. Жители Соломоновых островов не понимают, что они голые. Есть деревни, где одежду носят только молодые. Пожилое население считает, что это слишком современно — надевать кофты и платья. Они не знают чувства наготы, и я не хотел, чтобы они устыдились своих тел. Часто за свою историю христианство прививало мысль, что человек должен стыдиться своей наготы. Миссионеры, приезжавшие в начале двадцатого века, объясняли островитянам, что носить одежду – это часть христианского обычая, что ходить без одежды стыдно. Это неправильно. Нельзя презирать, стыдить этих людей за их наготу, так как это их обычай. Я считаю, что неправильно утверждать, что человек не может быть христианином, если он голый или если он, например, курит. Об этом нет никакого библейского свидетельства. Проблема состоит не в наготе как таковой, проблема в грехе.


Мелонезийское братство

После долгих споров братья решили привозить одежду с материка и пришли ко мне за советом, правильно ли будет предлагать местному населению одеться. Я ответил, что правильно, но нужно при этом понимать, что ношение одежды – не единственное условие для того, чтобы быть христианами.

Меж двух миров
Некоторые миссионеры ломаются под тяжестью проблем, с которыми им приходится сталкиваться, они не могут адаптироваться. Ситуация эмоционального стресса в другой культуре приводит к тому, что ты оказываешься в полной изоляции от всех. Без установления очень глубоких отношений с местными людьми выжить невозможно. Если оставаться наедине с самим собой, ты расколешься на мелкие части. Единственный выход — вживаться в обстановку.


С начала 1945 года столицей Соломоновых островов является город Хониара. В городе есть собственная библиотека, церковь, а так же национальный музей, который представляет все этапы развития культуры и быта островов. Численность населения островов примерно 450 тысяч человек. Основную массу жителей составляют маланезийцы- их примерно 94% от всего населения. Остальную часть составляю микронезийцы, китайцы, а также европейцы

В основном все мои отношения на этом острове были не с европейцами, а только с местными. Они меня понимали даже лучше, чем земляки. Некоторые местные женщины даже хотели выйти за меня замуж. Но я не мог жениться на них.



Содержимое сундука

и сам сундук о.Брайна, с которым он путешествует 50 лет

Всю жизнь я любил только одну женщину, но она не хотела поехать со мной в Мелонезию, не хотела быть женой священника. Я очень тяжело это переживал. Сейчас она замужем, мы с ней близкие друзья. Но я одинок и не жалею об этом. Можно подумать, что уехать с миссией на Соломоновы острова – это подвиг. На самом деле для меня невыносимо трудно возвращаться на родину. Я уже стал частью и сердцем сообщества на островах, и, улетая в Англию, я всякий раз грущу. Очень тяжело уезжать от тех, кому ты посвятил шестьдесят лет своей жизни, в мир, от которого остались только воспоминания юности…

* * *

В свой день рождения о.Брайн служил в деревенской церкви, которая находится рядом с его домом. По окончании службы прихожане подарили ему корзинку со сладостями и маленький рубиновый пакет – это была свекла, сваренная на одном из меланезийских островов.

Жанна СИЗОВА, Англия

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?