– Первое, что хотелось бы видеть в отчетах, – регулярность, – говорит Дмитрий Гришанков, генеральный директор агентства RAEX (выпускает рейтинг благотворительных организаций). – Трехлетний перерыв после окончания проекта – к сожалению, типично для НКО. Нам же нужно анализировать информацию из года в год.
Второе пожелание – аккуратность. Я, возможно, удивлю, но каждая вторая НКО путает рубли и тысячи рублей. Третья история – финансы. У многих нет данных, сколько средств потрачено на деятельность организации. Нам же, чтобы понимать эффективность работы, нужно видеть эти данные. И последние два пожелания – самодиагностика и оценка рисков, – говорит Гришанков.
Что делает отчет интересным для стейкхолдеров (заинтересованных сторон):
– разные форматы
– ясность
– акцент на видео
– акцент на экологию
Необычный формат вместо «толстой книжечки»
Итоги в цифрах хороши для бухгалтерского баланса, а в годовой отчетности НКО интересна не столько финансовая информация, сколько данные об устойчивом развитии организации.
Поэтому сегодня фонды позволяют себе все больше творчества и гораздо меньше формальности: отчеты-сайты, отчеты-календари в миниатюре, анимационные ролики.
Во всероссийском конкурсе публичных годовых отчетов НКО «Точка отсчета» в номинации «За нестандартный формат» в 2020 году оказалось трое победителей.
БФ «Жизненный путь» (1 место) представил отчет в виде мультика с фигурками из керамики и детскими рисунками. «Центр ГРАНИ» (2 место) изложил свои итоги на сайте-презентации с фотогалереей и подкастами, а МБОО «Справедливая помощь Доктора Лизы» (3 место) отчиталась за год иллюстрированным календарем.
Акцент на смыслах через цифровые инструменты
Благотворительный фонд Владимира Потанина выпустил отчет за 2020 год в форме лендинга.
Отчетность представлена как видеовыступления руководителей и партнеров и иллюстрации. Итоговые цифры – инфографика и тизеры с открытием подробностей по клику. Акцент на главной теме года – выживании в пандемию. Отдельные ссылки лендинга рассказывают, как коронавирус повлиял на работу фонда, об антикризисных инициативах, исполнении обязательств и о работе в новых форматах.
– Мы отказались от традиционной структуры отчета. Он построен по смыслам, – говорит Оксана Орачева, генеральный директор фонда Владимира Потанина. – Нам важно было показать нашу работу через понятную аналитику, расставив нужные акценты. В этом нам помогло активное использование цифровых инструментов, благодаря которым и мы, и наши партнеры и грантополучатели своими словами рассказали о своей работе.
Откажитесь от бумаги в пользу цифры
Выпустив годовой отчет в форме лендинга, фонд Потанина решился и на другой смелый шаг – полностью отказался от бумажной версии. Для тех, кто привык подержать отчет в руках, есть альтернатива – распечатать pdf- документ.
Вячеслав Бахмин, правозащитник, сопредседатель Московской Хельсинкской группы, считает, что дни годовой отчетности в бумажном виде сочтены. По его мнению, важное для НКО конструирование отчетов под интересы читателей можно реализовать только в цифре.
Электронная форма уже сегодня опережает печатную не только по себестоимости (а значит – доступности даже для маленьких фондов) и способам подачи информации, но и по направлению экологии. А это для многих организаций третьего сектора – весомый фактор.
– Традиционные бумажные отчеты еще нужны, но они сегодня должны стоять далеко не на каждой полке, – говорит Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров.
Показывайте результат через конкретику, а не обобщения
В 2021 году фонд Потанина провел опрос среди грантополучателей – что они хотят видеть в годовом отчете? Самые популярные ответы: «кому и как помогла поддержка фонда» и «хочется видеть не нарядный бюрократический документ, а что-то про людей».
В итоге фонд попытался показать свою работу через конкретные мероприятия и участников проектов.
Так, о конкурсе «Общее дело», созданном для поддержки и адаптации НКО в сложное пандемийное время, рассказывается на примере конкретного грантополучателя – Карельской государственной филармонии. Грант помог ей вывести онлайн-концерты и трансляции на новый уровень: закупить нужную технику для видеомонтажа, звука и света, обучить сотрудников.
Самым трудным, говорит Оксана Орачева, было соблюсти баланс между общим, которое должно присутствовать в отчете, и частным, на которое есть запрос читателей.
Отчет как способ оценить свою эффективность
Готовить ежегодный отчет – трудо- и ресурсозатратно, зато помогает увидеть свою НКО со стороны: укрепить команду и стать ближе к реальности, считает Мария Морозова, генеральный директор БФ Елены и Геннадия Тимченко.
– Когда думаешь, как представить итоги своей работы обществу, начинаешь смотреть на отчет глазами стороннего читателя, – говорит она. – И становится понятно, что собственный взгляд уже замылен: то, что очевидно для нас, не всегда очевидно для внешней аудитории. Участие в этом процессе помогает самим НКО развиваться, принимать обоснованные стратегические и управленческие решения и достигать лучших изменений – в том числе получать больше грантов и на большие суммы.
Такой же запрос есть и у партнеров некоммерческих организаций.
– Нас, составителей рейтинга, в первую очередь интересует финансовый вопрос: сколько денег и куда было потрачено, – говорит Дмитрий Гришанков из RAEX. – Но хотелось бы видеть в отчетах НКО и самодиагностику.
У благотворительных организаций, по словам эксперта, в отличие от государства, есть возможность рисковать, и как раз в рамках отчета они могут делиться с государством этим опытом. Важно, что в отчетных документах сегодня появляется больше нефинансовой информации, это становится трендом.
При подготовке материала использованы материалы семинара «Годовые отчеты благотворительных фондов: практика и тренды» Общественной палаты РФ