6 октября 2005 года исполнился год работы Школы трезвения в стенах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. На наиболее часто задаваемые вопросы о Школе мы попросили ответить ее руководителя, ответственного секретаря Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Владимира Анатольевича Цыганкова.
– Что представляет собой Школа трезвения?
– Школа трезвения – это народный университет здоровья. Здоровья, прежде всего, духовно-нравственного. Большинство преподавателей Школы имеют многолетний опыт аналогичной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии. Среди них – протоиереи Валерий Швецов и Александр Захаров, священники Алексий Мороз и Александр Калинин, медицинский психолог высшей квалификации Галина Витальевна Любегина, руководитель Школы трезвения во Всеволожске Антоний Антониевич Кондратович.
– Что является основным в работе Школы трезвения?
– Основное направление деятельности нашей Школы – помощь людям в преодолении алкогольной и табачной зависимостей. Эта помощь оказывается на специальных курсах.
– Для кого рассчитан такой курс?
– Курс рассчитан в первую очередь для людей, имеющих намерение избавиться от пагубного пристрастия. Курс предназначается также для самых близких людей зависимого человека, поскольку они могут ему оказать серьезную душевную поддержку. На курсе они также получат необходимые психологические и духовные познания. Участие близких людей в работе курса значительно повышает вероятность достижения положительных результатов.
Кроме того, на курс приходит немало людей, хотя и не являющихся зависимыми, но желающих обрести трезвенные убеждения, полностью отказаться от употребления одурманивающих веществ. Они проходят к нам потому, что испытывают потребность жить трезвой, счастливой жизнью, найти трезвый круг общения.
– Как проводятся курсы?
– Курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей делится на два этапа.
На первом, подготовительном этапе, слушатели Школы получают теоретические знания по преодолению зависимости и обретению трезвой жизни. Подготовительный этап короткий – состоит из четырех занятий, которые проводятся один-два раза в неделю. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие могут придти в Школу трезвения на второй, основной этап курса.
На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса – закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят один раз в неделю.
Занятия в Школе трезвения ведут священник Александр Калинин и Владимир Анатольевич Цыганков
– Каков Ваш принципиальный подход к проблеме преодоления зависимости?
– У множества людей есть проблема под названием «алкогольная (табачная) зависимость». Такие люди приходят к нам в Школу трезвения (иногда под давлением родственников) и просят: «Помогите избавиться от зависимости». Мы задаем им первый вопрос: «А что Вы под этим понимаете?» Мы интересуемся ответом неспроста, поскольку чаще всего люди считают, что подхватили нечто вроде вирусного заболевания, за которое они не несут никакой ответственности. Они ждут какого-то чудодейственного средства – не важно таблеток или лечебных настоек, «отчиток» или молитв – главное, чтобы что-то или кто-то совершил волшебное превращение из алкоголика и никотиномана в здорового человека. Основная ошибка подобной точки зрения: чтобы жизнь улучшилась, должно измениться что-то вовне, должны сложиться «подходящие условия и обстоятельства». В Школе трезвения прелагается иной принципиальный подход – стремиться изменить не окружающих (начальство, жену, тещу и так далее), а себя.
– Что изначально нужно человеку для преодоления зависимости?
– Прежде всего, человек должен осознать, что его зависимость – одна из главных жизненных проблем, а не твердить: «я пью как все, по канавам не валяюсь», «курю лишь по пачке сигарет в день» и тому подобное. Если осознание личной проблемы под названием «зависимость» имеется, то можно встать на путь спасения, то есть проявить твердую решимость отказаться от отравления души и тела наркотическими ядами, а также сформулировать новую, позитивную жизненную цель в утвердительной форме. Цель не позитивна, если звучит так: «Я не хочу пить/курить». Позитивным будет иное утверждение: «Я с радостью выбираю трезвость и духовное здоровье». Увидеть цель означает наполовину ее достичь.
Именно потому, второй вопрос, который мы задаем слушателям Школы трезвения, звучит так: «А готовы ли Вы к изменениям в своей жизни?»
Некоторые считают, что раз «бросить пить/курить никогда не поздно», то они сделают это когда-нибудь потом, что начнут новую жизнь с понедельника, с нового месяца, с нового года. Не надо строить иллюзий! Можно годами выжидать удобного момента, чтобы «завязать», стать лучше. Можно прожить всю жизнь в несбыточных надеждах на чудодейственные средства от пристрастия к курению или алкоголю. Можно прочитать на тему преодоления алкогольно-табачной зависимости гору умных книжек. Результат окажется нулевой, если отсутствует начальное условие – намерение жить трезво. Именно с принятия твердого решения жить трезво трезвая жизнь и начинается.
– Неужели все так просто – стоит только пожелать обрести трезвость, и страсть уходит? Разве не оказывается зачастую иначе: люди стремятся к добру, а в результате ничего не получается?
– Конечно, избавиться от зависимости вовсе не просто. Потому-то преподаватели Школы трезвения видят свою задачу в том, чтобы человек не только нашел тропинку к трезвости, но не угодил в многочисленные ловушки, расставленные на ней.
Одной из первых ловушек на пути человека к спасению нередко оказывается убеждение в том, что «я справлюсь сам». Не стоит надеяться отстать от какого-либо дурного пристрастия, опираясь лишь на собственные силы, поскольку легко убедиться, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин., 8, 34). Вот тут-то по мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость – смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек может обрести веру в Спасителя, почувствовать нужду в Нем. Такая вера действительно спасает.
Дабы не угодить в другую ловушку надо знать, что «невозможность спастись собственными силами» не означает пассивность и безответственность. Наоборот, твердая решимость изменить свой образ жизни подразумевает активное включение человека в борьбу со своими пагубными привычками.
Кому-то может показаться, что он пьет от безысходности жизни, из-за потери или предательства друзей, измен или смерти близких, сложных отношений с начальством или конфликтов в семье и т. д. и т. п. Подобные мнения – очередная ловушка. Если обращать внимание только на вторичные факторы, влияющие на развитие зависимости, а первопричину игнорировать, то нормальная, трезвая жизнь станет недоступна. Зависимость возникает не из-за того, что жизнь наносит душевные раны, а потому, что в трудных обстоятельствах человеку не на что опереться, кроме… бутылки или шприца.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, безверие непременно приведет к духовному фиаско, к целому «букету» психических и физических расстройств личности, что особенно сильно проявляется с середины бессмысленно прожитой жизни.
Чтобы слушатели Школы трезвения навсегда смогли отказаться от одурманивающих средств, мы предлагаем им определить главную цель своей жизни. Как же ее выбрать? Избрать для себя настоящую жизненную цель можно через стремление к пониманию смысла собственного существования. Кто я такой? Зачем живу? Приносят ли мои слова и мои поступки людям добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо.
Кроме главной цели в жизни у человека существуют промежуточные цели, которые можно определить, ответив на такие вопросы: какой жизненный путь следует избрать? Какие ценности считать важными? Что я готов сделать ради их достижения?
– Могли бы Вы подсказать зависимым людям, какую выбрать главную цель в жизни?
– Самые важные истины, преподнесенные на блюдечке с голубой каемочкой, не смогут должным образом изменить систему личностных убеждений и взглядов. Именно потому ведущие преподаватели Школы трезвения не декларируют итоговую мораль, не поучают своих слушателей, не занимаются раздачей советов. Мы предлагаем каждому сделать самостоятельный выбор.
– Даются ли в Школе трезвения гарантия избавления от зависимости?
– Гарантией избавления является твердая решимость человека преодолеть с Божией помощью свою страсть. Насколько сильна такая решимость, настолько вероятно достижение положительных результатов. Если человек не намерен менять себя, ожидаемого улучшения не произойдет. Немаловажно и то, готовы ли близкие зависимого человека поддержать его выбор, отнестись с пониманием к трудностям, которые могут возникнуть на пути обретения трезвости, принять участие в работе нашего курса.
– Каков размер оплаты за занятия в Школе трезвения?
– Оплата могла быть установлена достаточно большой. Следует отметить, что оплата за занятия на курсе вообще-то обладает самостоятельным терапевтическим действием (повышает ответственность слушателя за результат). Но мы не взимаем деньги. Преподаватели Школы трезвения по сути дела спонсируют своих слушателей, рассчитывая, что они, то есть слушатели, не впустую потратят предоставленную им возможность измениться к лучшему.
– Помоги Вам, Господи, в великом деле отрезвления народа, спасения гибнущих от алкоголя и сигарет человеческих душ.
Школа трезвения располагается по адресу: Санкт-Петербург, Наб. реки Монастырки д. 1. Митрополичий корпус Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 1 этаж, пом. 70. Тел. для справок: 274-33-04.
Беседовала Светлана Сотникова