Потому что самое страшное слово – это слово «поздно»: как волонтеры программы «Антидилер» ограждают подростков от употребления наркотиков
Вокруг сайта «Проверь ребенка», созданного при фонде Носова, всегда родительские споры. Сайт работает в границе юридической нормы, но на грани нравственной. Родители спрашивают друг друга: вредный этот сайт или полезный? Один из дискутеров написал: «А разве не бывает так, что бы вредный человек делал полезное дело?». Сегодня – рассказ о сайте и том, как благотворительный фонд помогает бороться с наркодилерами
Создание сайта было задумкой руководителя фонда Дмитрия Носова. «Хотелось придумать, как помочь родителям, – рассказывает Максим Шарин, помощник Дмитрия Носова, руководитель «Антидилера», одного из главных проектов фонда. – Мы решили сначала собирать телефоны наркодилеров и выкладывать их на каком-то ресурсе – делать своего рода черный список. Потом идея начала шириться. И родилась наконец более ясная версия сайта. Кстати, он долго разрабатывался, сайт получился «тяжелый», защищенный – скажем, на него нельзя просто зайти и скачать собранную базу наркодилеров». Фонд прорабатывал механизмы действия сайта, консультируясь с правоохранительными органами – чтобы портал действовал в рамках закона. Ведь полиция, скажем, не создает открытые базы данных наркоторговцев – это было бы, наверное, даже рекламой последних. Поэтому нужно было все провести в рамках правового поля.
Как рассказывает Максим, информация о наркоторговцах собирается разными путями. Часть берется с Яндекс-кошельков, оттуда можно получить скриншоты продажи-покупки и информацию о телефонных номерах. «Это все непросто. На это был потрачен почти год – мы нашли ребят, которые умеют искать такую информацию. Они умеют выходить и на сайты наркобарыг, блокировать их страницы, чтобы те не могли действовать. Метод борьбы вполне действенный», – говорит Максим. Помогают и сотовые операторы – через них удается получать информацию о звонках и переговорах с номеров наркодилеров. Симки таких номеров обычно ни на кого не зарегистрированы, так называемые «одноразовые», временные, или же это некий корпоративный тариф. Поэтому удается получать доступ к биллингам. Так по крупинке фонд собирает информацию, которая используется на сайте «Проверь ребенка».
Сейчас в базе сайта «Проверь ребенка» уже около 5 тысяч номеров – тех наших детей, кто звонил или звонит регулярно на номера наркоторговцев.
Вредный или полезный?
Однако возникает сомнение: не получится ли так, что кто-то сможет «проверить» телефон своих знакомых, а потом, к примеру, шантажировать их – в случае «засвеченного» номера? Не может ли это причинить моральную травму подростку – если о факте обращения с его телефона к наркоторговцам узнают, допустим, в школе?
Но Максим Шарин считает, что тут идет подмена понятий: «Мы убеждены, что не нужно прятать голову в песок. Чем раньше близкие узнают о факте обращения ребенка к наркодилерам, тем лучше. Если узнают учителя и друзья, – ну что ж, зато узнают и родители. И можно будет оперативно отреагировать. Мы не говорим о наказании или преследовании ребенка – а о том, что нужно вовремя помочь ему выбраться из ситуации, пока он глубоко в нее не залез». Если подросток хоть раз обращался к торговцу смесями, значит, скорее всего, он хоть однажды, но попробовал спайсы, а значит – он в зоне риска. И не стоит думать, отмечает Максим, что то, чего ты не знаешь, как бы не существует, и тогда « это обойдет стороной» – лучше подстраховаться, и иметь знание, а не подозрения.
Кстати, замечает мой собеседник, сайт «Проверь ребенка» вызывает и у подростков возмущение. Не хотят они, чтобы их контролировали. Но зато возможность конроля становится неким барьером. «Возможно, тот парень, который хотел позвонить и купить себе наркотик, уже не сделает этого. Это сдерживающий фактор, – считает руководитель «Антидилера». – Учителя же, наоборот, говорят нам, что это очень полезная и нужная идея». Кстати, волонтеры фонда Дмитрия Носова приходят в школы и проводят уроки-беседы с подростками, и, как отмечает Максим, они пользуются популярностью у детей. На этих встречах речь идет и о работе сайта «Проверь ребенка». «И мы понимаем, что идея сайта для подростков – устрашающий фактор, а значит, действенный», – говорит Максим.
Самое страшное слово – «поздно»
Между прочим, за прошедший год на сайте зафиксировано уже 350 тысяч посещений. «Первые полгода сайт действовал только в Красноярске, а потом распространился и в других регионах, в том числе и в Москве. В первые месяцы заходы на сайт были в десятки раз меньше. Поэтому мы понимаем, что он нужен», – считают его создатели.
Максим говорит, что у них не было задачи иметь обратную связь с пользователями сайта. То есть каков конкретный результат у конкретной семьи – обнаружил ли родитель с помощью сайта, что телефон его ребенка «засветился» в переговорах с наркоторговцами, или нет, неизвестно. Но все же фонд получает письма благодарности от некоторых родителей. «Пишут – «спасибо за то, что вы делаете», – говорит Максим. – Кто-то рассказывает, что телефон его ребенка высветился красным – то есть с него звонили продавцам наркотиков и смесей, и спрашивает, что делать, куда обращаться. Вот этим вопросом – дальнейшей работой с пользователями наркотиков, с покупателями – мы не занимаемся. Но иногда можем посоветовать те центры, с которыми мы сотрудничаем, которым мы доверяем. Потому что, это не секрет, многие клиники и центры, обещающие избавить он наркотической зависимости, на самом деле фальшивка и не помогают своим пациентам. У них не реабилитация, а зарабатывание денег. Мы очень щепетильно относимся к этому».
Кстати, фонд Дмитрия Носова советует обращаться к врачам по месту жительства. По словам Максима, бояться того, что вас поставят на учет, не нужно – можно лечиться анонимно. На учет поставят тех, кого ловят при задержании. И опять же, тех, кто прошел лечение и излечился, снимают с учета.
В каждый город – по дружине
В эти дни руководитель проекта «Антидилер» ездил по регионам. Максим отмечает, что там, на периферии, ситуация с продажей смесей и вовсе порой катастрофическая. Последний из визитов – в город Киров – подтверждает это. «В Кирове у нас есть наш филиал, но пока маленький, поддержки нет, так что все на свои средства. Хотим подраскачать Киров, потому что ситуация там тяжелая», – говорит Максим.
В июне «Антидилер» соберет все регионы – их уже более 50 в программе – на съезд проекта. Собственно, сайт «Проверь ребенка» и действует в рамках программы «Антидилер». «Руководитель нашего фонда Дмитрий Носов считает очень важным здоровье нации, поэтому все направления нашего фонда и связаны с такими проблемами, с пропагандой здорового образа жизни, спорта и так далее. Начали с Красноярска и пошли дальше. Теперь этот проект «Антидилер» вырос уже в самостоятельное движение», – рассказывает Максим. Носов сам ведет здоровый образ жизни, он известный спортсмен, дзюдоист, бронзовый призер по дзюдо на Олимпиаде в Афинах в 2004 году.
Дмитрий Носов, дзюдоист, бронзовый призер по дзюдо на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, руководитель фонда Фото с сайта championat.com
Программа зародилась в Красноярске – 26 июня 2013 года. Дмитрий Носов, будучи депутатом Госдумы, побывал в рейде в закрепленном за ним Ростове-на-Дону, и увидел, что проблема доступности наркотиков стоит очень остро, и с этим нужно что-то делать. В Красноярске он инициировал такие же рейды. Волонтеры начали работать с аптеками – теми, где сильнодействующие препараты отпускались без рецептов. Точки постепенно вычислялись, в итоге были проверены 300 аптек, и некоторые даже были закрыты, а другие теперь находятся на постоянном контроле, и там наркотические средства больше не продаются. Потом появилась группа «Вконтакте», нашлись единомышленники, готовые участвовать в борьбе с наркоторговлей, и родился проект «Антидилер».
ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков), говорит Максим, поддерживает идею проекта, и фонд сотрудничает с этим ведомством весьма плотно. «Это такая новая форма взаимодействия общества и государства. Мы участвуем при задержании, например, в качестве понятых, собираем информацию, сидим в засадах – получив информацию, едем, все проверяем, фиксируем, потом все передаем в полицию и ФСКН. В Красноярске, например, в нашем активе более тысячи человек», – рассказывает глава движения. В Москве дружина «Антидилера» работает с декабря 2014 года. «Здесь сложно – тут и синтетика, и другие виды наркотиков. По нашей информации ФСКН уже задерживало наркоторговцев. Наша задача – создать такие дружины в каждом регионе».
Волонтеры движения – мужчины на 95 процентов, хотя и девушки тоже стали проявлять интерес и участвовать в работе «Антидилера». Чаще это молодые люди в возрасте 20-25 лет. Почему они занимаются именно этой проблемой, ведь волонтерство бывает разное? Максим говорит, что тут, скорее, личная мотивация – многие испытали проблемы на своем опыте: кто-то, допустим, из родных или друзей употреблял наркотики, и они не понаслышке знают, насколько это серьезно. Причем участие в этом движении уже становится даже престижным, скажем, в Красноярске очень хорошо знают об «Антидилере» и уважают этот проект.
.