— Александра, как появилась идея включать в информационную программу сюжеты, призывающие зрителей жертвовать деньги?
— Сейчас, наверное, вряд ли кто-то достоверно расскажет, как на канале появилась сама идея – заниматься благотворительной деятельностью, кажется, что это было всегда. Гораздо важнее не то, как именно возникла эта мысль, а то, что она прижилась, стала частью корпоративной культуры.
Канал НТВ как СМИ не призывает зрителей жертвовать деньги. В первую очередь мы рассказываем историю конкретного человека, семьи, и через это зачастую выходим на более глобальную проблему, как, например, истории детей, которым требуются аппараты ИВЛ.
— Как отбирают фонды для сотрудничества и героев для сюжетов?
— Универсальной формулы отбора нет. Благотворительной тематикой канал занимается достаточно долго, за это время у нас сформировался круг партнеров из примерно десятка благотворительных организаций. Мы тщательно следим за тем, чтобы, в первую очередь, это были надежные фонды, подключаем наших юристов, проверяем уставные документы, требуем отчетность.
Фонды, с которыми мы работаем, имеют разную специфику. Например, фонд «Вера» – единственная в России некоммерческая организация, которая занимается поддержкой хосписов и их пациентов, фонд «Линия жизни» специализируется на помощи тяжелобольным детям. Много работаем с фондом «Детские сердца» и «Подсолнух». Нам это дает возможность охватить широкий спектр проблем
Что касается самих историй, главный критерий — неотложность помощи. Специалисты, работающие в благотворительных организациях, – большие профессионалы в своем деле, они знают наверняка, почему именно сегодня важно рассказать о конкретном пациенте.
— Сколько лет существует такая практика, и сколько денег удалось собрать за это время? Это хорошая цифра, учитывая популярность телеканала, или хотелось бы большего?
— Все «благотворительные» материалы НТВ можно условно разделить на несколько больших групп: адресный сбор денег на лечение через расчетный счет, сбор средств в помощь пострадавшим в катастрофах и их родственникам, репортажи о благотворительных фондах, собственные акции канала и интернет-поддержка через сайт. В 2016 благодаря именно нашим зрителям удалось собрать 164 142 774 рубля (данные на 12 декабря 2016).
Важнее не собранная сумма денег, а реальная помощь, иногда это спасенные жизни. Важно, что зрители НТВ получают не просто «набор репортажей», выходящих с определенной периодичностью, а имеют возможность узнать о результатах своей помощи, проследить за историей.
Иногда фонды приходят к нам, иногда мы просим фонд подключиться к той или иной истории. В этом году таких случаев было много, особенно тронула история маленькой Евы. К нашему корреспонденту в Крыму обратилась молодая мама, у ее дочки редкое врожденное заболевание: отсутствовала ушная раковина. Ева росла и постепенно теряла слух. Они обратились за помощью на телеканал, мы созвонились с фондом «Бумажный журавлик». Сейчас Еву прооперировали. Мы все желаем ей скорейшего выздоровления и надеемся снова рассказать ее историю, уже после возвращения домой. Это тоже очень важно — рассказать телезрителям, как они повлияли на судьбу человека, показать, как много значит их помощь.
— Какой результат получает телеканал от выхода этих сюжетов и от сотрудничества с НКО?
— Сотрудничать с различными организациями по информационным поводам – наша работа. Если тема важна, значима, интересна — мы ее освещаем. Фонды помогают нам с благотворительной тематикой, консультируют, участвуют на правах экспертов. Мы, в свою очередь, помогаем им с освещением важных событий. В этом смысле мы партнеры, для которых работать друг с другом — намного результативнее, чем по одиночке.
— В чем специфика работы тележурналиста, если он задействован в благотворительном проекте?
— Нет каких-то специальных умений, которые требуются для работы с благотворительными темами, достаточно быть хорошим профессиональным журналистом. Задача репортера – как можно проще и доступнее изложить в материале суть проблемы, пояснить, почему это важно, в чем конкретно нужна помощь и каким способом можно помочь. Разумеется, необходима предельная корректность в общении с героями.
— Люди охотно рассказывают о болезнях своих детей? Не возникает ли особых психологических коллизий?
— Обращаться за помощью – психологически сложно, многие до последнего пытаются решить ситуацию сами. Но когда человек лично или через фонды обращается за помощью к СМИ, он делает это, прекрасно осознавая, что не одолеет проблему в одиночку. Сложно рассказать о своей беде всем и каждому, сложно попросить денег. Но как только этот первичный барьер преодолен, люди, как правило, делятся своими проблемами легко, они перестают замыкаться на своем несчастье и понимают, что дать полную информацию и попросить о помощи – наиболее эффективный путь. Просьба о помощи – не слабость, это сила человека и его вера в других людей.
— Всегда ли сотрудничество с благотворительными фондами складывается удачно? Есть ли трудности?
— У нас с фондами хорошо отлажено взаимодействие, все вопросы решаются в рабочем порядке.
— Будут ли развиваться благотворительные проекты на телеканале?
— Разумеется, НТВ будет работать с благотворительной тематикой и дальше. Мы постоянно ищем новые форматы подачи материалов. Пробуем большие формы, такие как, например, благотворительные марафоны в прямом эфире с участием звезд. Например, одна из масштабных акций, которую мы проводим прямо сейчас, – «Путешествие Деда Мороза».
Благодаря партнерам мы собрали подарки для ребят из детских образовательных центров, больниц, приютов и отправились в поездку по России с Дедом Морозом. Звезды телеканала общались и с детьми, и с воспитателями, слушали детские пожелания, дарили подарки. Из этой поездки мы привезли несколько идей для новых проектов, связанных с благотворительностью, которые надеемся реализовать в ближайшем будущем.