Среди людей среднего возраста в нашей стране очень редко попадаются не переученные леворукие, те, кого в детстве не заставили писать, есть, пользоваться инструментами и делать все остальное правой рукой, ведь в 1960–1970-е годы (и ранее того) это была обычная практика.
Трудно сказать, основывали ли советские врачи свои рекомендации на научных источниках, но молодым мамашам педиатры наказывали следить за тем, какой рукой маленький ребенок предпочитает брать игрушку или ложку, и если в роли ведущей руки выступала левая, то правильно было тут же озаботиться переучиванием младенца.
Впрочем, так было не только в СССР, хотя на Западе несколько раньше отказались от этой практики. Не будем углубляться в суеверия и разнообразные мифы, сопровождавшие левшей со средних веков, посмотрим на доводы здравого смысла и науки в этом вопросе.
Немного истории
В ХХ веке наибольшее внимание эта тема получила в США. В начале века подавляющее большинство педагогов и врачей в этой стране считало, что среди левшей встречается гораздо больше ментальных расстройств и проблем с обучением. Переучивая же ребенка пользоваться «правильной» рукой, родители и учителя снизят для него риск развития подобных нарушений.
Адвокатом такого подхода был главный психиатр Нью-Йоркского городского совета по образованию Абрам Блау, который в 1946 году издал книгу «Главная рука: исследование происхождения и значения ведущих правой и левой руки», в которой он предупреждал, что, предоставив ребенку-левше свободу, родители обрекают его на пожизненные страдания от психических болезней и когнитивных дефицитов. Одним из расстройств, сопутствующих леворукости, по мнению Блау, было заикание.
Грустно читать на англоязычных форумах рассказы левшей, которым сегодня за 70 и даже меньше, о том, как настрадались они в детстве.
Левую руку им обездвиживали, привязывая ее к корпусу, за непослушание и попытки действовать так, как им казалось удобнее, наказывали и даже били.
Между тем, уже со второго десятилетия XX века в США появились и горячие оппоненты переучивания левшей. Психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета утверждал, что как раз практика переучивания, представлявшая собой эмоциональное и физическое насилие над ребенком, вела к психическому нездоровью, и в особенности к заиканию.
Его поддержали два весьма авторитетных ученых Университета Айовы, психиатр Самюэль Торри Ортон и психолог Ли Эдвард Трэвис, которые помимо научной деятельности занимались врачебной практикой, работая с пациентами с речевыми патологиями. Вот к какому выводу они пришли: типичный пациент с заиканием – это рожденный леворуким и переученный в детстве ребенок.
«Анекдотические» свидетельства
Anecdotal evidence – так называются в англоязычной медицинской литературе (а в наши дни все крупные международные медицинские журналы публикуют статьи только по-английски) личные истории пациентов и их родственников о возникновении и течении заболевания или расстройства. (Под анекдотом понимается в данном случае просто история, а не короткий смешной рассказ, как в современном русском).
Анекдотических свидетельств о возникновении заикания в процессе переучивания маленьких левшей – огромное количество.
На британском сайте, посвященном поддержке леворуких людей Anything Left-Handed, много писем от «бывших» левшей с заиканием.
«Сейчас мне за 70, но я очень хорошо помню, как меня презирали в школе за то, что я левша. Меня заставляли писать правой рукой, и в результате я начал заикаться», – пишет Дэвид Р.
«Я левша, как и мои два брата и сестра. Они так и остались леворукими, а меня переучили в школе. Вскоре после этого я начала посещать школьного логопеда, потому что у меня появилось заикание», – пишет Молли С.
А вот рассказ родившегося в СССР Дмитрия: «Я родился в 1970 году в Московской области.
Я сам не помню, но мама рассказывала, что с раннего детства меня начали переучивать с левши на правшу, как это было принято в то время. В результате переучили, но лет с пяти я стал сильно заикаться и заикаюсь всю свою жизнь.
Наверняка это связано с этим переучиванием. И уж конечно, от своего заикания я имею гораздо больше неприятностей, чем имел бы, если бы писал левой рукой».
Многие рассказывают о том, как на них надевали специальную шлейку, ограничивающую движения левой руки, приклеивали тетрадь клейкой лентой с правой стороны парты, и применяли другие насильственные методы.
При этом у героев рассказов появлялось не только заикание, но и энурез, утомляемость, болезненная стеснительность и масса других физических, эмоциональных и социальных проблем.
Некоторые пожилые люди с горечью пишут о том, что прожили не свою жизнь, потому что многочисленные психологические трудности не позволили им реализовать свой потенциал, преуспеть в карьере или в личной жизни.
Возникает законный вопрос: являются ли возникшие проблемы, в том числе, и заикание, результатом смены ведущей руки, либо это реакция на насилие со стороны взрослых?
С точки зрения здравого смысла возможен и второй вариант, но вот что поразительно: среди анекдотических свидетельств есть немало подобных тем, которые мы приводим ниже.
«Заикание развилось у меня в начальной школе, когда меня переучили писать правой рукой. Оно наложило ужасный отпечаток на всю мою жизнь, однако я забыл, что когда-то был левшой.
Только в возрасте 39 лет я вдруг стал замечать, что моя левая рука работает на удивление хорошо. Я стал использовать ее больше и обнаружил, что заикание пошло на убыль. Я даже испугался, увидев такой явный эффект. Теперь я говорю хорошо, совсем не заикаясь. Как жаль, что потерянных лет не вернешь».
«Мой дедушка родился леворуким, и в детстве его переучили писать правой рукой. Затем он переболел полиомиелитом, правая рука была парализована, и ему пришлось писать левой. Заикание прошло».
Казалось бы, полиомиелит и его тяжелые последствия – глубокое эмоциональное переживание для ребенка или подростка, однако заикание при этом не усугубляется, а проходит!
Значит, виновата сама смена ведущей руки?
Спор полушарий между собой
Нет, насилие над ребенком совсем не является оправданной практикой – в наши дни торжества гуманистических принципов в педагогике это не нуждается в доказательствах. Наверное, в случаях переучивания жестокость методов тоже вносила свой вклад в развитие эмоциональных расстройств у маленьких левшей, однако еще Ортон и Трэвис сформулировали главную проблему леворукости. Сейчас это называется словом «латеральность».
Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях. А вот в мозге латеральность проявляется в том, что одно из полушарий является у человека доминирующим. Происходит это крест-накрест: у правши доминирует левое полушарие, у левши – правое.
Переучивая левшу, писал Трэвис, мы берем человека с доминирующим правым полушарием мозга и усиливаем управляющую функцию его от природы более слабого левого полушария до тех пор, пока обе стороны не становятся примерно равными по силе контроля. Но, таким образом, мы вмешиваемся в естественную нормальную работу головного мозга и, по мнению ученого, нарушаем ее.
«Одна половина мозга должна обладать полным контролем. …При равном доминировании мы получаем заикающегося независимо от условий речи человека», – писал Ли Эдвард Трэвис.
В 1935 году ученики Трэвиса Уэнделл Джонсон и Люсиль Дьюк опубликовали отчет о 16 кейсах заикающихся пациентов, 14 из которых были задокументированными переученными левшами. Исследователи переучили их обратно, и они вернулись к использованию в качестве ведущей своей родной левой руки. В результате у всех шестнадцати заикание либо прошло совсем, либо значительно уменьшилось.
В пику им в 1938 году педагог из университета Северной Каролины К.С. Гаррисон опубликовал отчет о четырехгодичном эксперименте по переучиванию левшей, проходившем в одной из школ Нью-Джерси.
Как сообщил Гаррисон, из 250 левшей не удалось переобучить лишь 66, а остальные вполне безболезненно сменили ведущую руку. Никаких расстройств речи у участников эксперимента не воспоследовало. Все дело в жестоких методах, это они виноваты в возникновении заикания, утверждал Гаррисон.
Казалось бы, современная наука с ее высоко технологичными методами визуализации процессов, происходящих в головном мозге, должна была бы уже вынести вердикт по вопросу о связи переучивания левшей и заикания.
Но, на удивление, интерес к этому вопросу постепенно был утрачен, и большинство исследований ученые посвящали собственно леворукости и сопутствующим ей особенностям ее носителей, а не последствиям переучивания.
Возможно, дело было в том, что вопрос больше не имел важного практического значения, ведь от переучивания леворуких детишек к началу нашего века отказались все развитые страны мира, становящегося все более дружелюбным к людям с отличиями от физической нормы и все менее терпимым к насилию.
Да и врачи, на удивление, в этом вопросе (в отличие от многих других) вполне удовлетворены массивом анекдотических свидетельств о неврологических и психологических проблемах переученных левшей.
В 1990 году психолог Лорен Юлиус Харрис заключил, что, несмотря на весьма впечатляющие статистические данные, собранные в начале века, причинно-следственную связь между заиканием и сменой ведущей руки у левшей доказанной считать нельзя.
И тем не менее, кое-что весьма интересное в современных исследованиях нам все-таки удалось обнаружить.
Фокусы латеральности
Есть несколько исследований, проливающих свет на то, как различаются процессы, происходящие в мозге переученного левши и в мозге натурального праворукого в одних и тех же обстоятельствах.
В 2002 году группа британских ученых из Лондонского института неврологии при помощи позитронно-эмиссионной томографии исследовала функциональную нейроанатомию 11 взрослых переученных левшей и 11 праворуких ровесников.
При внешнем наблюдении кинематика письма у тех и других была одинаковой. Однако у праворуких участников исследования в этот момент активировались теменная и премоторная зоны левого полушария, а у леворуких от рождения, но сменивших ведущую руку участников наблюдались фокусы активации в теменной, премоторной и височной зонах обоих полушарий.
Праволатеральная активность мозга у бывших левшей, по мнению ученых, может свидетельствовать о подавляемых нежелательных движениях левой руки.
Сходные результаты исследования опубликовали японские ученые в 2004 году.
Несколько дальше в 2007 году продвинулась группа немецких ученых, один из которых принимал участие в предыдущей британской работе. На этот раз исследователи набрали три группы для участия в исследовании: 16 правшей, 16 левшей и 16 переученных левшей. Все они должны были выполнять определенные движения то одним, то двумя указательными пальцами.
При помощи функционального МРТ исследователи установили, что у переученных левшей во время выполнения этих движений активировалась первичная сенсомоторная зона, контролирующая движения руки, и дорсальная премоторная кора левого, не доминирующего у левшей полушария.
И хотя эти сенсомоторные зоны, отвечающие за исполнительскую функцию и зависящие от того, какая рука в реальности использовалась участником в течение жизни, активировались в левом полушарии, сенсомоторные зоны более высокого уровня (нижняя теменная кора, ростролатеральная дорсальная премоторная кора) активировались в доминантном у левшей правом полушарии. Переключить их на правую сторону в результате моторного переучивания не удается.
Ученые наблюдали, что эти две зоны у переученных левшей были гораздо активнее не только, чем у правшей (что вполне логично), но даже чем у леворуких участников!
Говорит ли нам это что-либо о повышении риска проблем с речью у переученных левшей?
Исследований, непосредственным образом устанавливающим или отвергающим такую связь, нет, однако есть некоторые работы, связывающие заикание со слабой латерализацией мозга.
Это ровно то, на что указывал еще Трэвис в 1930-е годы, хотя у него не было метода, позволяющего убедиться в этом воочию.
Логично предположить, что именно так дело и обстоит, и тогда можно было бы ожидать, что количество случаев заикания в связи с отказом от переучивания левшей, несколько снизилось. Так ли это?
Статистика по заиканию достаточно сложна, так как это расстройство встречается с разной частотой в разных возрастных группах, у кого-то длится всю жизнь, а у кого-то проходит.
Но если хорошо поискать, то можно найти такие данные: распространенность заикания, действительно снизилась и составляет в ХХI веке 0,72% против 1% в веке ХХ.
Примечательный факт: особенно сильно это снижение заметно в европейских странах.
Может ли это быть простым совпадением? Теоретически, может, но учитывая всю информацию по теме, корреляция кажется весьма значимой.
Однако точный ответ на вопрос мы с вами узнаем, только если интерес к этой важной теме заставит ученых вернуться к ее глубокому исследованию.
Источники:
Stuttering and «Retraining» Left-Handed Children in Mid-Century U.S.