Все слышали об ангелах-хранителях, архангелах Михаиле и Гаврииле, но есть и совсем загадочные чины Небесные: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала. Кто это такие? Как участвуют в жизни людей? Для чего человеку дано о них знать, если это не выражаемо, не ощутимо, не представлено в нашей жизни?
Сложные вопросы про ангелов помогал разъяснять священник Александр Сатомский.
У каждого есть в жизни друг
– Сейчас моден деистический тезис: «Неужели вы думаете, что Творцу мира есть дело, плохо вам или сносно, о чем вы переживаете, чего хотите? Бог занимается более важными делами», – отмечает о. Александр.
– Но Бог ответил на этот вопрос, когда деизма и в помине не было, – создав для каждого человека, независимо от веры или неверия, личного ангела-хранителя. А потом в Евангелии добавил, что «ни один волос с головы человека не пропадет без воли Отца Небесного» (Лк. 21:18).
Заметить это могут люди, далекие от христианства: сколько бывает по-человечески совершенно непостижимых случаев спасения в особых каких-то обстоятельствах. Верующий скажет: «ангел-хранитель спас», а неверующий – «в рубашке родился». Но суть-то одна: Бог так трепетно оберегает человека, что приставляет спутника, соработника, который нам помогает и охраняет нас.
Тема участия ангелов в жизни людей очень развита в рассказах о святых. Там ангел-хранитель просто участник повседневной жизни. И подскажет, и поможет, и обличит, если надо, и проверку устроит, чтобы святые не думали про себя, что они святые.
Одного старенького отца-пустынника, упавшего и зажатого между перекладинами, нашел ученик, помог освободиться и спросил: «Отче, а ведь если бы я не пришел, кто бы тебя освободил?» – «А ангел-хранитель на что? Он бы мне помог», – ответил старец.
А еще одного, идущего с палимого солнцем огорода в келию, ангел туда не пустил, а грозно встал перед входом. Святой отец намек сразу понял и только спросил: «За какую вину?» Ангел объяснил, старец покаялся.
Ангел, сопровождающий человека всю жизнь, не оставит его и в час смерти. Иоанн Дамаскин говорил, что ангелы распоряжаются нашими делами и помогают нам, то есть сопутствуют нам в наших житейских заботах. При этом важно знать, что, хотя сами ангелы имеют некую силу, но сделать повеленное они могут только благодатью Божией.
А еще важно знать, что, если человек не желает, ангел и близко не подойдет, он не охранник-спецназовец. Вольному воля. Если только, конечно, вдруг не авария, ЧП, война и другая незапланированная беда.
– Ангелы-хранители есть не только у каждого человека, но и, по милости Божией, у каждого народа, причем безотносительно к тому, христиане это или нет, – отмечает очень важное и многим не известное о. Александр.
– Например, Израиль считает, что архангел Михаил покровительствует ему. А отцы Церкви считают, что теперь архангел Михаил покровительствует новому Израилю, то есть Церкви.
Ангелы – это личности
Хотя бы потому, что в Писании они упоминаются по именам: архангел Михаил, архангел Гавриил. Это говорит об их уникальности, отдельности.
Некоторые отцы считают, что ангелы бестелесны, то есть не обладают подобным нам телом, а некоторые думают, что они нематериальны вовсе. Об этом, например, заочно спорили святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Последний высказывал мнение, что ангелы обладают некоторой материальностью, а святитель Феофан – что они безусловно бестелесны и не обладают материальностью (при этом могут принимать какой-то вид, например являясь людям).
Другие отцы называют ангелов «умной силой», то есть считают, что природа ангелов – это свободный ум, чистое сознание, не связанное материей.
Например, архангел Михаил – умная сила, творящая волю Божию; дьявол (павший ангел) – умная сила, противящаяся Богу.
В целом принято считать ангелов пребывающими вне человеческого вида и какого бы то ни было вида вообще, и только ситуативно во время исполнения поручения, доставления вести («ангел» от греч. ἄγγελος – вестник) Божией они могут явиться в человеческом (или ином) виде, потому что являются в пространстве-времени, то есть в измерении, в котором живет человек.
Например, Предание говорит, что сатана может принять вид ангела света, то есть тот вид, который ему не характерен и не соприроден на данном этапе истории человека, но в Библии об этом ничего не сказано.
Порядок в Небе
Кроме известных ангелов Михаила и Гавриила есть и совсем загадочные чины небесные: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала. Для чего человеку дано о них знать, если это не выражаемо, не представлено в жизни людей? Попытка представить и выразить «известное» об ангелах, сделанная Дионисием Ареопагитом в V–VI веках, сегодня воспринимается прогрессивным богословием критично.
Отец Александр:
– Например, с точки зрения Ареопагита, люди могут взаимодействовать только с ангелами, с девятым чином, однако в Писании мы видим, что Серафим сходит к пророку Исайе (Ис. 6:6), что архангелы являются людям.
Все об ангелах известно только Богу. А Бог привык все сотворять «хорошо», что в переводе на человеческий означает – по-космически гармонично, упорядоченно, разумно (от слова «логос»). На эту небесную гармонию и намекают ангельские чины, напоминая человеку о том, чего и он сам не чужд духом Божиим.
«Ангельскому естеству, в отличие от нашего, свойственно быть прозрачным для Бога, никогда не оставаться в себе самом, но пребывать только в Боге.
Церковь усваивает им название «вторые светы». Это потому, что естество их есть как бы «второй», то есть изливающийся из Божьего Света, из Бога свет. А Бог есть любовь.
Вот почему в своей совершенной прозрачности для Бога, и как бы отражая в естестве своем Бога, ангелы по существу своему, в естестве своем суть любовь. И в свой собор они собираются, образуя некое духовное целое, силою любви», – говорил про ангелов священник Всеволод Шпиллер.
И, может быть, ангельский мир сотворен Богом в том числе ради человека и для человека. Чтобы человек видел: мир не джунгли, есть мир, в котором творения любят Бога и друг друга. И уже никакой сатана им не помешает.
О чем говорят эльфы Толкина
Мир эльфов, фей, мерлинов и других художественных персонажей Толкина намекает на некие праправремена, похожие на библейские, когда «были на земле исполины» (Быт. 6:4). А святитель и учитель Церкви Василий Великий на вопрос, было ли что-то до земли и мира людей на ней, отвечает в целом утвердительно:
«Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие хоть и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом».
– Такое мнение в Церкви называется «теологуменом», или частным богословским мнением, – поясняет о. Александр, – и нет греха в том, чтобы принять эти мнения или не принять. Но это не мнение всей Церкви.
И все же приятна такая сонаправленность теологумена святого Василия и интуиций Толкина на тему жизни в стародавние времена!
Вот и поздним святым отцам не чуждо было размышлять на парабогословские темы.
– Например, святитель Феофан Затворник в своих произведениях богословствует на темы естественнонаучного круга: возможна ли жизнь вне Земли и возможна ли она как жизнь разумная, хотя Библия ничего такого про праправремена не говорит, – уточняет отец Александр. – Но и имеет множество комментариев на эти загадочные темы. Но комментарий – не сама Библия. Библия – это текст про человека и адресованный к человеку. Как у Льюиса в «Хрониках Нарнии» Аслан говорит: «Я каждому рассказываю только его историю».
Архистратиг Божий Михаил – умная сила, творящая волю Божию
Архангел Михаил вместе с архангелом Гавриилом – самые известные людям ангелы.
– Если говорить о явлении архангела Михаила людям, то одно из самых ярких упоминаний об этом встречается в книге Иисуса Навина (Нав. 5:13–16). Перед одной ответственной битвой, когда Иисус Навин ищет помощи и знака от Бога, архангел Михаил являет ему такой знак и дает помощь.
На одной из икон, где написано это событие, коленопреклоненный Иисус Навин показан у ног архангела Михаила, который больше его по размеру в несколько раз. Здесь акцентировано внимание на том, что встретились земной военачальник и предводитель Небесных сил.
Далеко не все истории об архангеле Михаиле, которые нам известны из Предания Церкви, иконографии, литургики, содержатся в Священном Писании. Но вот эта точно содержится: о противоборстве архангела Михаила и дьявола из-за тела пророка Моисея писал в Соборном послании ап. Иуда (Иуд. 1:9).
Дьявол хотел, чтобы место захоронения пророка было известным и сделалось бы культом, святыней самой по себе, не связанной с Богом.
Но в итоге Моисей был похоронен на горе Нево, в неизвестном месте на ней. Здесь надо упомянуть, что о тайном захоронении себя просили многие святые.
Смысл слов ап. Иуды в этом послании – о вреде злоречия, о том, что даже в этом случае архангел Михаил не поносил дьявола, а сказал: «Да запретит тебе Господь».
В Апокалипсисе также говорится о Михаиле (он не назван здесь архангелом), выступающем как главный противник против дьявола в образе дракона и послушавших его павших ангелов: «И произошла война на Небе: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». (Отк.12:7–9).
В Книге пророка Даниила говорится о помощи архангела Михаила народу Божиему во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).
Эти библейские цитаты, а также Предание Церкви стали основой для высказываний святых отцов на тему низвержения сатаны архангелом Михаилом. Например, у святителя Григория Двоеслова, а позже у святителя Димитрия Ростовского упоминается предание о том, что архистратиг Небесных сил бесплотных будет участвовать не только в эсхатологической битве добра со злом, при конце мира, но и участвовал во время ниспадения дьявола в его начале.
Однако в их текстах прямых причин ниспадения сатаны мы не видим. И так как мы не находим их и в Священном Писании, то должны признать, что перед нами область, про которую что-либо однозначное мы утверждать не можем.
Архангел Михаил почитается благодаря чудесам, которые он явил в истории и вне контекста библейских событий. Например, чудо в Хонех в IV веке, когда язычники задумали разрушить христианский храм с помощью горной реки, а архангел Михаил ударом своего жезла открыл в горе расселину, в которую устремилась вода, и храм был сохранен.
Или чудеса в известном аббатстве Мон-Сен-Мишель (Нормандия, Франция), которое стоит в зоне приливов. История обители хранит множество свидетельств того, как архангел Михаил спасал паломников, замешкавшихся в пути, от воды.
Кто приходил к Аврааму, когда Сара засмеялась?
Явление ангелов могло и напугать человека, как, например, пророка Захарию, отца Иоанна Предтечи. Или жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа и увидевших там совсем не то, что они ожидали.
Да и сами ангелы не всегда, скажем так, остаются в границах классики образа. Например, к Аврааму пришли «три мужа» (Быт. 18:1–3), о которых дальше говорится: «И пришли те два ангела в Содом вечером» (Быт. 19:1). А третий ангел оказался вовсе не ангелом.
– На некоторых древних иконах «Гостеприимство Авраама» изображены Авраам, Сара и трое мужей, один из которых имеет крещатый нимб. Подразумевается, что это Бог-Слово, а двое других – Небесные силы, которые лишь символизируют троичность Божества, – рассказывает отец Александр.
– Мы видим это через продолжение истории: когда двое из трех мужей, явившихся Аврааму, оказались в Содоме, они спрашивают Лота про тех, кого еще нужно спасти, вывести из города (Быт. 19:13), то есть являют незнание. Значит, это ангелы, так как они в отличие от Бога не всеведущи.
Один же из этих трех мужей знает о том, что в мысли рассмеялась жена Авраама Сара, этот один и есть Господь – единственный сердцеведец, которому открыта и всякая мысль человеческая.
Он остался с Авраамом, когда двое других отправились в Содом, и Его молил Авраам о пощаде города, ведя торг о количестве необходимых для этого праведников. А когда этот диалог закончился, мы читаем – «И отошел Господь».
Ангелы-оборотни, или каиниты
Еще одно загадочное место в Библии (Быт. 6:1–2) говорит о неких «сынах Божиих»:
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».
Отец Александр:
– Существует две авторитетные версии ответа на вопрос, кто такие «сыны Божии», обе святоотеческие. По первой, мир, который мы знаем сейчас, – это мир после потопа, до потопа мы имеем дело скорее с метаисторией – предысторией известного нам мира.
В это время, по мнению отцов Церкви, произошло пересечение двух линий человечества – потомков Каина и потомков Сифа.
Каин после убийства брата Авеля и изгнания отправляется в землю Нод и основывает там новую цивилизацию. У Адама и Евы рождаются другие дети, один из которых – Сиф, чьи потомки названы сифитами.
Между Каином, его потомством и потомками других детей Адама и Евы не было общения из-за памяти происшедшей катастрофы.
Но со временем людей становится все больше, и встреча потомков Каина и потомков других детей Адама и Евы происходит. Эта встреча и описана в начале шестой главы Бытия. Согласно этой версии, сыны Божии, скорее всего, потомки Сифа.
Но смешиваясь с потомством Каина – «дочерями человеческими», они начинают постепенно терять свою устремленность к горнему, забывают о родине – Эдеме и начинают воспринимать существующий мир как единственно возможную реальность.
Преподаватель кафедры теологии Ярославского государственного педагогического университета, Ярославской Духовной Семинарии, филиала Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, глава Издательского совета и член Богословской комиссии Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления г. Ярославля.