«Просто люди»: дорожная карта при ментальном расстройстве
«Несмотря на то, что о депрессии сейчас говорят все кому не лень, в реальности практически негде получить поддержку, – говорит Марина Рис, основательница БФ помощи людям с психическими расстройствами «Просто люди». Семь лет организация занималась помощью людям с тяжелой инвалидностью, но в этом году также открыла свои двери для всех, кто испытывает любые ментальные сложности, будь это депрессия, тревожные расстройства, аффективные состояния. – Мы не можем оплачивать терапию, но мы можем составить для каждого обратившегося к нам дорожную карту». Маршруты могут быть разные в зависимости от многих факторов: финансов, социализации, семейной ситуации, темперамента.
Позвонив по телефонам на сайте фонда, можно рассказать о своей проблеме – вас расспросят и помогут сориентироваться, какой нужен специалист и где его искать.
«Просто люди» – не только фонд, но и сообщество пациентов, которые делятся информацией и поддерживают друг друга по принципу равных консультантов (англ. peer support) – когда ты можешь воспользоваться опытом человека, у которого были такие же проблемы.
Есть печальная закономерность: столкнувшись с психическим нарушением, люди часто остаются без самого важного для выздоровления – поддержки близких. В большинстве случаев родственникам трудно понять, что происходит, и даже если они продолжают любить, эта любовь может проявлять себя довольно жестоко. «А ситуация вообще полной брошенности или отчуждения – иди, ты нам такой никто – это, я бы сказала, 40%–50%, то есть тоже очень часто», – говорит Марина Рис. Она советует, как бы ни было сложно, отнестись к такому положению дел как к нормальному, «а не как к концу света» и искать помощь там, где ее могут дать.
Проект для матерей «Бережно к себе»: список дружественных психиатров
После того как год назад в Москве выбросилась из окна женщина с двумя детьми, о послеродовой депрессии стали говорить больше. Но эта трагедия также породила большой страх – матерей с проблемами стали стигматизировать. Это очень вредный миф, который делает почти невозможным озвучивание в обществе своей проблемы. Женщина боится, что ее в лучшем случае назовут плохой матерью, а в худшем – заберут детей. На самом же деле с послеродовой депрессией сталкивается около 13% всех рожавших женщин, и они не представляют собой никакой угрозы, просто очень страдают.
При этом и без всяких психиатрических проблем матери младенцев – особая социальная группа, которая постоянно подвергается осуждению и сильно поражена в правах в нашем обществе. Пережить депрессию в этом экстремально уязвимом положении особенно трудно. И отдельная задача – выделить время на то, чтобы лечиться, ведь с младенцем на руках это невозможно без посторонней помощи.
«Самое сложное – найти ресурс, чтобы помочь себе, – говорит Дарья Уткина, одна из основательниц проекта «Бережно к себе». – Есть миф, раздуваемый в медиа, мы даже видели буклеты об этом в женской консультации: „Только близкие родственники женщины могут понять, что она в депрессии«. Это неправда! Самый частый запрос к нам такой: „Как же мне донести до моих близких, что это не блажь и не эгоизм, и мне правда нужна помощь?«»
Интересно, что сама Дарья пережила прямо противоположный опыт: «Я склонный к депрессиям человек, с большим опытом личной терапии, но как раз после родов все было наоборот – я себя чувствовала лучше, чем всегда, и одновременно я видела женщин, у которых нет депрессии в обычной жизни, а после родов происходит. Это дает возможность, с одной стороны, понимать, что может происходить с человеком, а с другой, помочь ей не впадать в историю – рождение ребенка уничтожит мою жизнь и все будет плохо! То есть я, как помогающий практик, вижу и травмирующую сторону опыта, и ресурсную».
Проект начался с того, что Дарья, работая доулой, услышала от коллеги-консультанта по грудному вскармливанию, что у женщин с послеродовой депрессией нет пространства в русскоязычном интернете, где они могли бы с кем-то поделиться своей проблемой. Тогда Дарья создала в соцсети сообщество «Бережно к себе». «Оказалось, что это решение, принятое за 10 секунд, многим нужно – люди стали добавляться, делать репосты». Участницы сообщества следуют определенным правилам общения, исключающим осуждение и непрошеные советы. Пространство, где можно прийти и честно написать о своих буднях с ребенком, оказалось нужным вообще всем матерям, а не только тем, кто столкнулся с клиническим диагнозом.
Для тех, кто хочет более конкретного тематического общения в приватной обстановке, существует еще одно направление проекта – платные группы поддержки. Эти занятия ведут так называемые равные консультанты – женщины, также прошедшие через какой-то непростой опыт материнства, но, как правило, все они также имеют какое-то профильное образование и род деятельности – это доулы, психологи, врачи.
Однако если у вас диагностирована послеродовая депрессия, вам, конечно, понадобится психиатр или психотерапевт. Чтобы понять, с чего начать, можно послушать выпуск подкаста, посвященный подбору специалиста.
По словам Дарьи, удача с первой попытки – невероятное везение: в случае с психотерапевтом обычно получается найти подходящего специалиста с 5-6-го раза, а с психиатрами все еще сложнее. Кормящие матери часто сталкиваются либо с рекомендацией попить пустырник, либо с давлением – прекратить грудное вскармливание для приема антидепрессантов. Хотя на самом деле существует большое количество препаратов, которые совместимы с кормлением, самое главное – подобрать подходящий.
Проект «Бережно к себе» составил карту дружественных психиатров и может по запросу помочь вам с рекомендациями. Кроме того, на сайте есть список бесплатных контактов для обращения за экстренной психологической помощью.
Сообщества пациентов с биполярным расстройством: группа поддержки, чтобы «сверить часы»
Героиня Энн Хэтэуэй в эпизоде сериала «Современная любовь» горит энергией и излучает шарм, а потом внезапно не может встать с кровати из-за неподъемной усталости – жизнь человека с биполярным расстройством выглядит как сплошная драма. «Мне приходилось слышать мнение, что это преувеличение, романтизация, – говорит ведущая московских групп поддержки «Воскресный БАР» Алёна Шибаршина. – Но мне кажется, в этом фильме многое похоже на правду. Мне нравится мюзикл в начале, как аллегория гипомании, – ей настолько хорошо, что все танцуют вокруг, кажется, весь мир тебе открыт и все тебе друзья».
Жизнь людей, страдающих БАР, состоит из чередований депрессивных состояний и эйфорического подъема. Однако перепады настроения знакомы многим, и зачастую сложно объяснить окружающим, что интенсивность этих скачков может превратить жизнь в кошмар. Что делать, если вы подозреваете, что у вас биполярное расстройство?
«Если человек без диагноза хочет посетить встречу, я говорю – вы можете прийти на группу и „сверить часы«, увидеть, насколько ваш опыт схож с опытом участников, – говорит Алёна. – Но на основе только этого ставить себе диагноз нельзя. Нужно обязательно сходить к психиатру, чтобы убедиться. На моей практике, людям, которые приходили с сомнениями, как правило, подтверждали либо диагноз БАР, либо другие похожие».
Естественно, главное найти хорошего специалиста, но проблема как раз в том, что это довольно сложно сделать. Сама Алёна семь лет в отсутствие правильного диагноза безуспешно лечилась от хронической депрессии. А поскольку лечение БАР совершенно другое, для каждого периода – свои препараты, Алёне удалось выйти в ремиссию, только когда у нее обнаружили биполярное расстройство.
Такие сложности в диагностике происходят регулярно и связаны с тем, что люди видят проблему в депрессии, а в хорошем состоянии не видят ничего особенного и не говорят об этом. «Но проблема не только в депрессии, – рассказывает Алёна, – проблема и в подъемах, которые могут переходить в настоящую манию и психоз. Люди бросают работу, набирают кредиты, открывают бизнес, переезжают в другие города, устраивают активный шопинг или заводят новые опасные связи – в общем, много всяких вещей, которые сказываются на жизни».
Раньше Алёна работала на руководящей должности с большим количеством стресса и ненормированным графиком; поскольку лечение долгое время не помогало, пришлось уволиться:
«Когда стало лучше, я поняла, что мне хотелось бы заниматься чем-то полезным, и я решила вести группу поддержки. Здесь люди делятся своими историями, рассказывают, как нашли врача, как впервые рассказали близким. В первую очередь в помощи, конечно, нуждаются те, кому только что поставили диагноз. Зачастую они не знают, что вообще с этим делать, потому что врачи у нас иногда ничего не рассказывают – просто говорят: „Вот рецепт, иди«».
Помощью людям с БАР также занимается ассоциация «Биполярники». Ее члены смогут поделиться с вами контактами специалистов и советами, куда обратиться там, где вы живете.
Также из любой точки страны можно присоединиться к онлайн-встречам «Воскресного БАРа». Алёна собрала список из известных ей групп поддержки в разных регионах. Также можно открыть свою группу, в этом вам бесплатно поможет НКО «Партнерство равных».
Если вы обнаружили у себя БАР, помимо первых шагов – поиска специалистов и круга поддержки – очень важно постоянно повышать свою информированность, знание избавляет от многих страхов. Вся информация о биполярном расстройстве собрана на сайте, здесь вы найдете переведенные научные статьи и тесты, рассказы о художественных фильмах, посвященных теме БАР, и многое другое.
«Сейчас надо лечиться, а об остальном поговорим с тобой через 10 лет»
Центр адаптации «Изумрудный город»
В отличие от диагноза «биполярное расстройство», диагноз «шизофрения» не только не обладает романтическим оттенком, а остается в бытовом представлении максимально пугающим и отталкивающим. Поэтому специалисты отказались от этого термина, заменив его на «расстройства шизофренического спектра». Ключевое здесь слово – спектр, так как это заболевания с очень разной картиной, от тяжелых, требующих амбулаторного наблюдения, до совсем легких, практически не мешающих вести нормальную жизнь.
И так же, как другие психические расстройства, этот сбой психики может проявиться внезапно, вторгнувшись в самую успешную и активную жизнь под влиянием стресса, слишком большого напряжения на работе и других факторов.
У тех же, кто заболел еще в раннем возрасте, зачастую появляются большие проблемы с социализацией и трудоустройством даже при успешном лечении – все из-за стигматизации, преследующей расстройства шизофренического спектра. «Мы выписывали девчонок из нашего чудесного 15-го отделения ПКБ № 15 – позади столько разговоров, слез и утешений, кризисы и общая победа, уже родные все – и уходят, как будто в пустоту, – вспоминает Надежда Степунина, врач-психиатр, психотерапевт и идейный вдохновитель «Изумрудного города». – Кто их встретит? Врач психоневрологического диспансера, не имеющий времени на разговоры? Школа, где не дай Бог сказать, что была ТАМ… Страх за них подтолкнул меня перейти в амбулаторную службу, чтобы быть по ту сторону, помогать, не отрывая от жизни. Заставил искать действенные способы помощи разным ребятам, включая тех, кто вообще не выходит из дома».
Сегодня центр помогает адаптироваться подросткам и взрослым с ментальными особенностями. Каждому, кто обращается в «Изумрудный город» за помощью, предлагается индивидуальная схема. Речь может идти о посещении психотерапевта или групповых занятий, арт-терапии и организации досуга, а также помощи в трудоустройстве – все зависит от состояния человека и его запроса.
Один из возможных путей адаптации – стать «социальным тренером» и помогать тем, кому на данный момент хуже, делиться опытом и восполнять дефицит общения. «Тренеры „вырастают« из наших пациентов, – объясняет Надежда Cтепунина. – Эти ребята на собственном опыте знают, каково быть одиноким и непонятым, беспомощным, зависимым, слабым, и как из этого выбираться».