Православный портал о благотворительности

Где взять 500 тысяч рублей в месяц на работу моей НКО? Разговор с управляющей компанией про эндаумент

Эндаумент – крупная сумма пожертвований (деньгами, ценными бумагами и недвижимостью), которую НКО не кладет под подушку, а инвестирует в ценные бумаги. В этом ей помогает управляющая компания – за процент от дохода. Как ее выбрать? На вопросы главреда Милосердие.ru Юлии Даниловой отвечают эксперты в подкасте фонда целевого капитала «Истоки»

– Как мне обеспечить 500 тысяч рублей в месяц на работу моей НКО? Какого размера должно быть для этого «тело» эндаумента?

– Это зависит от текущих ставок на рынке. Возьмем ставку банковского депозита – сейчас она около 7,5% годовых. Чтобы получать 500 тысяч рублей в месяц, или 6 млн рублей в год, у вас должно быть 6% прибыли от 100 млн рублей. Соответственно, размер эндаумента должен быть 100 млн рублей.

– 100 млн рублей – фантастическая сумма для обычной НКО, за которой не стоит корпорация. Реально ли собрать такой эндаумент массовыми пожертвованиями или это все-таки работа с крупными донорами?

– Такие примеры есть, но их мало, например, фонд целевого капитала Пермского университета, – говорит Роза Воронина, глава управления по работе с НКО в «ААА Управление капиталом». – Большинство НКО предпочитают стартовать с приличной суммы, и тут без нескольких крупных доноров не обойтись.

Сразу раздобыть 100 млн рублей очень сложно, нужно действовать поступательно, начинать с 3–5 млн рублей. Это кропотливая фандрайзинговая работа – убедить жертвователя, который и так регулярно жертвует, дать еще и на устойчивое развитие.

Деньги в целевой капитал собираются двумя этапами. Первый – на формирование стартового капитала, по закону это от 3 млн рублей и выше (верхнего предела нет). Второй – дальнейшее наполнение, развитие стартового капитала.

– На рынке от моего имени эндаумент ведет управляющая компания (УК). Как найти среди нескольких десятков – свою?

– У большинства УК похожие, стандартные стратегии по покупке облигаций и акций – рынок один на всех. Поговорите с коллегами из других НКО, у кого уже есть эндаумент, соберите отзывы. Познакомьтесь с несколькими управляющими компаниями. Так как стратегии у них, по сути, одинаковые, на первый план выходит человеческий фактор – ищите команду управляющей компании, с которой ваша НКО совпадает по ценностям, с кем вы с самого начала легко находите общий язык – комфортно сотрудничать.

Детали (что может, что не может делать УК от имени клиента, какой будет стратегия в общих чертах) помогает заложить инвестиционная декларация – этот договор в обязательном порядке подписывается между сторонами.

Коллаж. Эндаументы

– Как обычно складываются отношения между УК и фондом целевого капитала?

– Есть маленькие фонды, которые создали для галочки, – сверху поступило распоряжение «завести эндаумент», – говорит Роза Воронина. – Выбрали стандартную стратегию, ежегодно получают отчет, выводят полученные благодаря доходу деньги и используют на проект. Не фандрайзят на свой эндаумент и поэтому не растут.

Другие фонды, покрупнее, изначально создавались как имиджевый проект, им важно не ударить в грязь лицом перед своей целевой аудиторией. Такие фонды живо интересуются, если на рынке происходит что-то тревожное и необычное, и мы, как управляющая компания, помогаем им объяснить ситуацию стейкхолдерам, руководству, жертвователям и получателям.

Крупнейшие фонды целевого капитала – самые активные, с командой специалистов и глобальными проектами. С ними мы регулярно обсуждаем изменения индивидуальной стратегии, выступаем на встречах попечительского совета, нас могут попросить об участии в переговорах с крупным донором. То есть мы становимся частью их фандрайзинговой стратегии.

Крупные эндаументы

Самый знаменитый эндаумент – Нобелевский фонд, из него ежегодно выплачивается Нобелевская премия. При его создании в 1900 году в нем был 31 млн шведских крон, в 2017-м – уже 3,1 млрд шведских крон.
В России во всех вместе взятых эндаументах, по разным оценкам, 24–34 млрд руб. Тройка лидеров: капитал школы «Летово» (7 млрд руб.), института «Сколтех» (4,7 млрд руб.) и Российского фонда культуры в поддержку фестиваля «Русские сезоны» (2 млрд руб.).

– Стандартная схема управления целевым капиталом – вложить его в облигации и акции в соотношении 80% к 20%. Почему большинство выбирает именно эту стратегию?

– Это идеальное соотношение безопасности (облигации) и риска (акции). Чем выше риск, тем выше доходность – это закон рынка.

– Облигации – это, по сути, кредит, который вы даете государству, и спустя оговоренный срок, например полгода, оно вам его гарантированно возвращает с процентами, – говорит Борис Попов, начальник департамента инвестиционных продуктов в «ААА Управление капиталом».

Покупая акции компании, вы становитесь владельцем ее небольшой части. Чем активнее развивается компания, инвестируя в том числе ваши деньги, тем выше ваша прибыль от акций. Это более рисковая стратегия, чем покупка облигаций, так как акции компаний могут внезапно упасть в цене.

Со временем, когда ваша НКО наберется знаний и опыта и вы войдете во вкус, можно нафандрайзить на несколько фондов целевого капитала – на разные цели/проекты и с разной стратегией: один с более рисковой, другой с более консервативной. «Среди музеев и университетов, кто давно на рынке эндаументов, один может быть в акциях, другой в валюте, третий в очень консервативных облигациях, чтобы всегда были откуда-то деньги», – говорит Роза Воронина.

На какую доходность можно рассчитывать в будущем году со стандартной стратегией управления 80:20?

– Сейчас у эндаументов, которые управляются по этой схеме, доходы двузначные, то есть больше 10% от суммы целевого капитала.

Доходность по этой стандартной стратегии выше, чем по депозитам, особенно, если брать срез в несколько лет, с высокими и низкими точками дохода. В период «просадки» фондового рынка УК скупает активы дешево, чтобы затем, когда ситуация выровняется после кризиса, продать их по высокой цене.

Даже в очень неуспешный год вы можете рассчитывать на накопленную доходность от предыдущих лет, когда вы получили от целевого капитала больше, чем рассчитывали.

– Кроме того, у вас всегда есть возможность немного, 10%, взять из «тела» капитала на текущие проекты НКО, – говорит Роза Воронина. – Так поступают фонды целевого капитала, когда выбирают долгосрочную, более рисковую стратегию и замораживают капитал на несколько лет (то есть не получают с него доход в это время).

– Кого включить в совет по управлению эндаументом, чтобы он помогал на деле, а не на бумаге?

– Вам нужны участники с компетенциями, которые разделят с вами ответственность. Во-первых, это могут быть крупные доноры. Приглашая их в совет, вы одновременно вовлекаете их в проект по развитию эндаумента и задействуете их финансовые компетенции, если, например, среди них есть бизнесмены с инвестиционным опытом.

Кроме того, жертвователи сами могут по закону попросить вас включить их в состав совета, если у них больше 10% участия в целевом капитале.

Нужно отличать совет по управлению эндаументом и инвестиционный комитет при фонде целевого капитала. Комитет, если в нем собрались знающие финансисты, которые разбираются в фондовом рынке, и речь о большой, на десятки и сотни миллионов рублей, сумме в управлении, – может предложить взвешенную и более рисковую индивидуальную стратегию, чтобы повысить доходность. Комитет будет нести за это свою долю ответственности.

– Фонд целевого капитала не «взлетел» – не растет в объеме или вовсе расформирован. Какие ошибки к этому приводят?

– Как правило, дело в изначальной неготовности к появлению эндаумента, в непродуманности решения о его создании.

Топ-менеджмент не был по-настоящему заинтересован, не понимал, зачем нужен фонд целевого капитала, не погрузился в тонкости процесса. Из-за этого были повышенные ожидания.

Не была проведена тщательная разъяснительная работа с целевыми аудиториями, прежде всего донорами. Им не объяснили суть целевого капитала и как этот проект работает. В итоге донор решил, например, отозвать часть своего пожертвования из эндаумента.

Чтобы «тело» целевого капитала росло, нужно собрать команду энтузиастов, которые вложатся в фандрайзинг. Если такие люди покинули команду, фонд целевого капитала тоже заглохнет – будет лежать мертвым грузом не развиваясь, и в конце концов на него махнут рукой и расформируют.

– Резюме – с чего начать?

– Нужно быть готовым ясно ответить себе и своим целевым аудиториям на пять вопросов:

– Что такое эндаумент? Все, от руководителя НКО и фандрайзеров до жертвователей и благополучателей должны понимать, что такое эндаумент и как он работает.

– Для чего мы его создаем? Эндаумент не зря называется целевым капиталом – тратить полученный доход можно не куда заблагорассудится, а на конкретную цель, которую вы укажите при регистрации эндаумента. Поэтому прежде всего обсудите внутри своей НКО, для чего вы хотите создать капитал, на какой именно проект пойдут деньги?

– Откуда мы возьмем деньги на его создание – какой должна быть наша фандрайзинговая стратегия?

– Кто в команде будет развивать эндаумент?

– Собираемся ли мы тратить доход от эндаумента в ближайшее время? Если да – на что?

За ответами лучше всего идти к опытным игрокам рынка. Приготовьтесь много общаться: звоните в управляющие компании, встречайтесь с коллегами, у кого уже есть фонды целевого капитала НКО, ходите на профильные конференции, например форум «Эндаументы» БФ Владимира Потанина.

При подготовке публикации использованы материалы подкаста «Истории от Истоков» фонда целевого капитала «Истоки»

Коллажи Татьяны Соколовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version