Православный портал о благотворительности

«Где страдают, там должны быть мы»

Вчера состоялось водружение креста на больничном храме св. вмч. Пантелеимона в московской инфекционной больнице № 2. Здесь трудятся сестры милосердия и добровольцы, оказывающие помощь больным СПИДом

Вчера состоялось освящение и водружение креста на больничном храме св. вмч. Пантелеимона в московской инфекционной больнице № 2 на Соколиной Горе. Служба паллиативной помощи в этой больнице – один из проектов Православной службы помощи «Милосердие».


Первые сестры милосердия Свято-Димитриевского сестричества появились на Соколиной Горе пять лет назад. Сначала – в Московском городском центре СПИД, после в отделениях инфекционной больницы №2 и Федеральном центре по борьбе и профилактике ВИЧ/СПИД .(Это – три части единого комплекса).

В 2005 году Святейшим Синодом была принята концепция Русской Православной Церкви по борьбе и профилактики ВИЧ/СПИДа. Претворять в жизнь ее решили и силами Свято-Димитриевского сестричества, в котором существует хорошо разработанная школа сестринского ухода за тяжелобольными, неизлечимыми пациентами, есть много сестер милосердия, которые имеют опыт ухода за такими больными. Ведь важнейшая часть помощи людям, живущим с ВИЧ (сокращенно – ЛЖВ) – это паллиативная помощь, сестринский уход. Нуждаются они и в социальной, психологической помощи, духовной поддержке.

– Тогда никто еще и не знал толком, что такое ВИЧ/СПИД. Да и сейчас не очень. Все боялись этого, уклонялись, не хотели даже понимать, что это за больные такие. Информация была необходима – так же, как и методология ухода за этими пациентами. Нам нужно было от лица Церкви разработать программу обучения сестер милосердия, добровольцев, социальных работников, поддержки родственников, семей больных, – вспоминает руководитель службы паллиативной помощи во инфекционной больнице № 2 Ольга Егоровна Соколиной Горе. – Разрабатывая программу обучения, мы поняли, что нам необходимо пойти и увидеть этих больных, начать за ними реально ухаживать. В больницах, где трудятся наши сестры милосердия, нет таких пациентов. Нам нужно было увидеть их своими глазами, помочь им своими руками, почувствовать этих людей своим сердцем, душой.

Так, в 2008-м году сестры впервые пришли в отделения больницы. Сперва – просто для того, чтобы научиться, понять. Договорились с администрацией, чтобы разрешили ухаживать за пациентами ВИЧ-отделений. Сначала было, как у классика, три сестры: Ольга Егорова, Татьяна Чаленко и Алиса Орлова. Постепенно инициатива разрасталась, присоединялись еще сестры, добровольцы. Сегодня в больнице работает 26 добровольцев, из них пять – сестры милосердия. Два врача из СПИД-центра активно участвуют в работе службы, ведут вебинары, консультируют, помогают с конкретными случаями, разговаривают с родителями больных. Готовится официальный договор о практической деятельности службы паллиативной помощи в инфекционной больнице №2. Сестры сами теперь проводят семинары в СПИД-центре и больнице, рассказывая о том, как Церковь относится к больным ВИЧ/СПИД, что делает сестричество, какие методики ухода применяются.

– Эти больные – обычно люди молодые, им 25-35 лент, – рассказывает Ольга Юрьевна. – И настолько они одинокие, так нуждаются в тепле и поддержке… Часто от них отказались родители, супруги, они никому не нужны, особенно, когда человек уже близок к смерти. Их никто не навещает, они умирают в страданиях. А где страдают – там должны быть мы.


Идея о необходимости строительства храма возникла у главврача больницы Вячеслава Анатольевича Мясникова (на снимке: у микрофона) в 2004 году, когда он наблюдал из окна своего кабинета, как молодые люди стояли в очереди в их лабораторию за результатами анализов на ВИЧ. Приходили веселые, с банками пива, а выходили зачастую потрясенные, узнав о страшном диагнозе


После необходимых согласований на строительство храма дал свое благословение святейший патриарх Алексий


Финансировалось строительство на пожертвование граждан, родственников больных…


…сотрудников больницы


Строительство осуществляла корпорация «Сатори». В Подмосковье она прежде уже построила храм Андрея Первозванного, ей же, в свое время, было доверено демонтировать возле Красной площади гостиницу «Россия»


Крест изготавливала компания «Возрождение»


Служил молебен и освящал крестное знамение клирик храма Воскресения Христова на Семеновской священник Андрей Никитин





Мария – регент в одном из храмов, певчая в храме Христа Спасителя. Она трудится в этой больнице в качестве добровольца. Пришла однажды петь на молебне, с тех пор и ходит – только уже не петь, а помогать. Мария собирается поступать в училище сестер милосердия, чтобы оказывать тяжелобольным более квалифицированную помощь



Заместитель главного врача В.П.Ужва


Главврач В.А.Мясников одиннадцать лет возглавляет больницу


Бывало, что приходил к главврачу человек и говорил: «Я даже не называю своего имени, мой сын лежит в больнице, я хочу пожертвовать на храм 10 тысяч долларов». А другой оставлял миллион.


Больничный корпус за зданием храма, несмотря на то, что огромный, вмещает только 300 человек. Дело в том, что больные в нем размещены в двухместных боксах. Всего здесь проходит лечение 560 человек


Предполагается, что богослужения в храме святого великомученика целителя Пантелеимона станут возможны уже в будущем году. Для этого нужно установить окна, двери, провести свет, тепло, завершить отделку


Главврач В.М.Мясников и священник Андрей Никитин фотографируются на память с представительницами Свято-Димитриевского сестричества и добровольцами службы «Милосердие»

Их считают изгоями. А ведь это не так. Знаете ли вы, например, что 40% женщин, инфицированных ВИЧ – это благополучные люди? В последнее время ВИЧ сильно затронул социально благополучные срезы. Не только болезнь отверженных, тех, кто заслужил ее своим образом жизни. Удобно думать: «Это не мы». Но это – мы, это – наши дети. Нередки трагические, страшные истории: девчонка приехала в Москву и пала здесь жертвой насилия, попала в нехорошую компанию…

Больные за нас буквально ухватились. Болезнь это страшная, очень коварная. Вот молодая девушка ходит, говорит, планы строит… Приходим через неделю, она умерла… Но эта работа благодатная, несмотря на то, что тяжело, что смерть всегда рядом. Надо помогать им, быть с ними до конца – за руку подержать, разделить все, что на их долю выпало, насколько это в наших силах.

А сил нужно много. По словам Ольги Юрьевны, добровольцы, приходящие на собеседование и пробующие себя на этом поприще, делятся на две категории. Одни после первого посещения больницы больше не возвращаются: «там и страшно, и трудно, и осторожность нужно соблюдать, и больные очень тяжелые, неизлечимые». Люди понимают, что не смогут сюда ходить: сердце не выдержит такой нагрузки, да и не только сердце… Другие, наоборот, так располагаются, что годами ходят, не хотят уйти отсюда, такая высокая у них мотивация. Третьего не дано.

Одна из добровольцев – Галина. Прежде была занята на высокооплачиваемой работе, получала 82 тысячи рублей … в день. Дважды в месяц преподавала бизнесменам курс «Управление изменениями». У нее болел раком отец, в последнее время очень страдал, кроме боли его мучили кошмары. Галя, чтоб как то облегчить его муки, схватила Псалтирь, хотя прежде никогда ее не открывала и зачитала за несколько недель до того, что на обложке стала стираться краска. Папа всю свою жизнь был человеком совершенно нерелигиозным, но болезнь преобразила его, несколько раз приглашали священника для приобщения Святых Христовых Таин. Когда папа ушел, Галина осознала, что остановиться не может, ей нужно продолжать за кем-то ухаживать. В храме «Нечаянная радость» увидела объявление о наборе волонтеров. Отнесла документы и когда заполняла анкету, на вопрос «какой категории страждущих вы готовы помогать?» во всех пустых клеточках ставила галочки, дойдя до «ВИЧ-инфицированных», на секундочку задумалась и, отметая мимолетный страх, вывела жирную закорючку и там, хотя душа больше лежала к работе в богадельне. Так и оказалась здесь, во 2-й инфекционной…

Задач у сестер и добровольцев не счесть. Помимо обычного сестринского ухода (что уже очень много), больным надо что-то принести, накормить, помыть, посидеть с ними, просто поговорить. Они подчас даже кормят больных на свои деньги: готовят дома, приносят в рюкзаках. Вот и Галина, которая сейчас учится на вечернем отделении Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, начинала свою деятельность среди ВИЧ/СПИД больных с пропитания. Притаскивала два рюкзака: один – сзади, другой – спереди. Готовить она любит, а пока не имела специальных знаний и навыков, до прямого ухода за больными ее не допускали.

Ольга Егорова отмечает, что персонал в больнице очень хороший, но не в их силах уделить особое внимание каждому. Есть, например, такая часть работы: поиск родственников. Добровольцы находят семьи больных в других городах, списываются с ними, созваниваются, убеждают встретиться со своим попавшим в беду ребенком. Если те соглашаются, покупают билеты в оба конца, встречают на вокзале, находят ночлег…

– Недавно нашли одну такую маму. Говорит: «Я потеряла дочь, хочу ее обрести, готова на все, пусть будет больная, возьму домой». Она давно и искать перестала свою дочь, после того, как та уехала в Москву. А та, заболев, стесняется сообщить об этом родителям. Был случай: мама приехала их Харькова, забрала с собой дочку. Сейчас живут вместе, наш доброволец Олег даже ездил к ним в гости, проведать. Хотя, конечно, розовых историй у нас немного. В основном, все довольно трудно. Больные-то в большинстве своем прошли серьезную жизненную школу…

70% ВИЧ-инфицированных употребляют или употребляли в прошлом наркотики. Хорошо, что среди добровольцев есть хорошие специалисты, имеющие опыт по работе с зависимыми людьми. Здесь он очень им нужен, этот опыт: к зависимым людям подход нужен особый, и прекрасно, когда его удается найти. Недавно одна девочка обратилась с просьбой найти ей монастырь или православный реабилитационный центр, в котором она могла бы пожить после выписки: «Иначе не выкарабкаюсь, не выстою, нельзя мне обратно в наркоманскую среду». Уже нашли вариант. Посоветовались с врачом, тот сказал, что рядом с ней должен обязательно кто-то быть: и поддерживать, и следить, чтобы лекарства принимала (ВИЧ-инфицированные не могут без поддерживающей терапии).

– Надо, значит, будем, – говорит Ольга Юрьевна. – Мы же не только в больнице оказываем помощь. После выписки навещаем их дома, поддерживаем. Иначе они могут опять заунывать, впасть в свои зависимости, с родственниками рассориться. Или родственники сами не выдержат, уж слишком нагрузка большая. Потом возвращаются в больницу и мы здесь за ними ухаживаем. Как родные становятся они нам.

Огромной частью работы паллиативной службы является духовная помощь подопечным. Очень многие обращаются здесь к Богу, ведь люди находятся на самой грани между жизнью и смертью. В этот момент люди очень открыты и к принятию веры и Бога. И здесь очень важно вовремя оказаться рядом, чтобы позвать священника, подготовить человека к исповеди. Подготовку эту сестры ведут не на свое усмотрение, а по правилам, которые установили священники, окормляющие болящих – клирики храма Воскресения Христова на Семеновской. Сестры и добровольцы читают Последование ко Святому Причащению, молитвы, Евангелие.

– Они очень открыты, они хотят слушать, – продолжает Ольга Егорова. – Молитвенного опыта у них, конечно, нет, но как они молятся! У этих людей дверь уже открыта куда-то – в другое измерение, в Вечность.

Вот недавно священник в первый раз исповедовал Пашу, который взахлеб теперь читает духовную литературу и хочет теперь жить честно. Паша прежде сидел за разбой и по другим статьям, неоднократно лечился во второй инфекционной больнице. Но сейчас он уже не такой бравый, как прежде, из ушей у него уже идет гной. На прикроватной тумбочке у Паши поселилась икона «Благоразумный разбойник». А на спине красуется татуировка: как объяснил сам Паша, Михаил Архангел, убивающий копьем змия.


Первые сестры милосердия появились в инфекционной больнице четыре года назад.


Родственница просит ответственную сестру Свято-Димитриевского сестричества Ольгу Юрьевну Егорову пригласить к больному священника


Много ли мы знаем о СПИДе? Оправдан лишь наш страх перед инфицированными и больными людьми?



На прикроватной тумбочке у Паши поселилась икона «Благоразумный разбойник». А на спине красуется татуировка: как объяснил сам Паша, Михаил Архангел, убивающий копьем змия.


Подводя итог сказанному, заметим, что сестры и добровольцы православной службы «Милосердия», по большему счету, для того и трудятся среди убогих, больных и, зачастую, отверженных обществом, чтобы не только Паша, но и все остальные их подопечные тоже определились с выбором: «с кем они»?


И чтобы выбор этот, в конце концов, оказался для них спасительным


И сегодняшнее событие – водружение креста на больничном храме, и само его будущее открытие, без сомнения, будет этому споспешествовать

Идея о необходимости строительства храма возникла у главврача больницы Вячеслава Анатольевича Мясникова в 2004 году, когда он наблюдал из окна своего кабинета, как молодые люди стояли в очереди в их лабораторию за результатами анализов на ВИЧ. Приходили веселые, с банками пива, а выходили зачастую потрясенные, узнав о страшном диагнозе. А после сестры милосердия из окон отделения наблюдали, как буквально на глазах вырастает на голом пустыре храм вмч. Пантелеимона. Летом прошлого года был воздвигнут крест на месте будущего храма, а вчера уже на выстроенное здание водрузили освященный крест.

– У меня все стадии строительства сфотографированы, – поделилась с нами Ольга Юрьевна. – И вчерашнее радостное событие тоже. Ведь какую погоду дал Господь: позавчера дождь лил, сегодня снег мокрый, а вчера – красота. Теперь будем ждать освящения, которое говорят, будет уже скоро, в следующем году

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version