Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Говорящий девайс: тифлотехнологии завоевывают мир зрячих, но недоступны незрячим

Как ни странно, первое бытовое устройство со звуковым оповещением было рассчитано не на незрячих, а на самого широкого потребителя

Фото с сайта effafa.ru

Несостоявшиеся авиадиспетчеры

Клавиатура и мышь – вот, пожалуй, единственное, что есть общего в интерфейсе обычного компьютера и компьютера для незрячих. В основном же там все по-другому. Монитора нет – он бесполезен. Вместо него так называемый «монитор Брайля» – горизонтальная планшетка, внешне напоминающая портативный музыкальный синтезатор. Только вместо клавиш – маленькие площадки с выдвигающимися вверх иголочками.

Нет, это, конечно, не иголочки – уколоться об них не получится. Но первая мысль, что иголочки и колются не хуже швейных. Скорость, с которой эти штучки появляются и исчезают, завораживает. Кажется, что в принципе невозможно положив на ту планшетку десять пальцев подушечками вниз, воспринимать какую-либо информацию. Однако же привычный пользователь все воспринимает.

Отдельным фоном звучит текст. Неподготовленного человека он ввергает в тот же трепет, что и «монитор Брайля». Голос нарочито искусственный, гадкий, высокий и нечеловечески быстрый.

Вспоминается попугай из ерофеевской «Вальпургиевой ночи», который разговаривал «не гнусаво, не металлично, а как-то еще в тыщу раз попугаёвее». Он как раз таким и должен быть – сообщать максимум информации за минимум времени и как можно сильнее отличаться от нормального человеческого голоса – их иначе будет очень сложно разделять. Тембр, впрочем, можно регулировать.

Если бы незрячий видел, он бы запросто мог стать, к примеру, авиадиспетчером, и это был бы лучший авиадиспетчер в мире.

Правда, если бы он видел, он не пользовался бы всем этим оборудованием, не развил бы в себе эти навыки, и авиадиспетчером все же не стал бы.

Незрячий в принципе не может пользоваться обыкновенным компьютером, если в нем нет определенных программ. И никогда не научится. Зрячий может научиться пользоваться компьютером незрячего – если ослепнет. Иначе он просто не станет учиться – мотивации нет. Но даже если ослепнет – не факт, что научится.

При некоторых заболеваниях слепота является рука об руку со снижением чувствительности пальцевых подушечек. Тогда о шрифте Брайля можно даже не мечтать. А можно и просто не научиться, безо всякой причины. Не суметь. Для всяких навыков нужны хотя бы минимальные способности, и для этих – тоже.

А можно быть незрячим, иметь чуткие уши и пальцы, необходимые способности, но все равно ничему не научиться. Просто учиться будет не на чем. И вот по какой причине.

Принтер за 1 230 000 рублей

Специальное устройство для чтения «говорящих книг» (тифлофлешплеер). Фото с сайта com-v.ru

Заходим на сайт тифломаркета. Название говорит за себя: тифло – значит, слепой, ну а маркет – он маркет и есть. Как же далеко вперед продвинулась наука, технологии! Жизнь незрячего становится все полноценнее и полноценнее. Но это только в теории. Практика же разбивается о правую колонку.

Органайзер с брайлевым монитором. «Отличная производительность и быстрая обработка данных». 250 000 рублей.

Электронный видеувеличитель. «Позволяет лицам с ослабленным зрением читать, писать, смотреть фотографии, насаждаться работой и хобби». 115 000 – 152 000 рублей.

Стационарный видеоувеличитель с распознаванием текста. «Камера, которая воспроизводит кристально чистую картинку в ярких цветах и контрастах, а благодаря широкому полю зрения пользователь может увидеть больше на экране». 170 000 рублей.

Тифлофлешплеер. «Имеет цифровую клавиатуру, а также добавлено несколько встроенных приложений, включая калькулятор, блокнот, будильник, файловый менеджер и словарь». 45 000 рублей.

Читающая сканирующая машина. «Может похвастаться легким портативным стильным дизайном с удобной консолью для пользователя». 90 000 рублей.

Программа экранного доступа с синтезатором речи. 30 000.

Брайлевский редактор. 50 000 рублей.

Первая мысль: да у них вообще совести нет! Нашли, понимаешь, на ком наживаться. Самых, понимаешь, богатых нашли. 250 тысяч за какой-то органайзер!

Это сколько же можно «молексинов» купить! Тифлофлешплеер за 45 тысяч. Да все это делает самый дешевый мобильник! А брайлевская программа за 50 тысяч? Это даже не устройство – просто софт. Компакт-диск, который ничего вообще не должен стоить! Это же не забавы ради, это жизненно необходимый софт. Варвары! Кровопийцы! Мародеры!

Может, сайт какой неправильный. Заходим на другой. Принтер для печати шрифтом Брайля. 1 230 000 рублей. Да, почти полтора миллиона, здесь нет опечатки. Обычный принтер в сетевом магазине электроники можно купить за две тысячи.

Нет, все-таки кровопийцы, сатрапы.

Европейский стандарт

Первый в мире смартфон для слепых Shikun Sun. Фото с сайта trendymen.ru

Между тем, это предположение ложно. Никакие они не сатрапы. Просто все перечисленные вещи производятся в благополучных европейских странах и входят в базовую страховку для незрячих. Достаточно позвонить в специальную службу – и тебе через полтора часа все привезут, установят, обучат и не возьмут ни евроцента. Все эти фантастические денежные суммы платит производителю государство.

Нашим инвалидам о подобном счастье приходится лишь мечтать.

Больше того – не такие уж и фантастические эти суммы. Во-первых, подобный продукт не является массовым и, соответственно, не может быть поставлен на поток и продаться за копейки.

Во-вторых, надежность здесь должна быть просто космическая. Ведь если у зрячего что-то сломалось, он сразу же это увидит. И примет меры. Незрячий же может продолжать пользоваться неисправной вещью, думая, что она исправная. А если этот софт или устройство используется для расчета дозы инсулина?

В-третьих, огромные деньги вкладываются в развитие, в разработку новых технологий и софта. Массовые брендовые смартфоны производятся миллионными тиражами, и средства на инновацию раскидываются по этим миллионам. Здесь же тиражи на несколько порядков меньше, а значит и средств требуется не меньше, а даже больше.

Получается, что государство берет на себя и обеспечение инвалидов необходимым оборудованием, и щедрую поддержку производителей этого оборудования. Чтобы лучшие умы не шли от разработчиков тифлооборудования к разработчикам спиннеров или «умных» чехлов для мобильников.

В городе постсоветского сюрреализма

Фото с сайта uazbuka.r

Но и деньги решают не все. По крайней мере, в России. Расстояние тоже имеет значение.

Ирина Агапова – председатель Темниковской местной организации Всероссийского общества слепых. Она объединяет инвалидов по зрению Темниковского и Теньгушевского муниципальных районов республики Мордовия. Она расположена в городе Темникове, в типовом доме на улице Карла Маркса.

Улицы в Темникове не переименовывали – есть Гражданская, Коммунистическая, Розы Люксембург, Комсомольская, Первомайская и Пролетарская. Разве что бывшая площадь Ленина теперь просто Центральная. Впрочем, памятник Ленину тут сохранился. Здешний Ильич выкрашен ядовитой золотистой краской. Вместо постамента у него странное розовое сооружение, отдаленно напоминающее московский мавзолей, с трибуной для выступающих. За Лениным – трехэтажное административное здание серого кирпича, над ним – триколор и знамя Мордовии.

Ленин протянул свою правую руку как раз в сторону улицы Карла Маркса. Впрочем, эта улица находится не только перед ним, но также справа от него. В городе, фактически, четыре улицы Карла Маркса. На них, кроме упомянутой общественной организации расположены сквер павшим воинам, кафе «Адмирал», бильярдный клуб «Юлия», авторынок «Мотовелотехника», цветочный магазин, универсам «Магнит» и городской фонтан.

Для любителя постсоветского сюрреализма Темников – идеальная среда обитания. Но слабовидящим и незрячим здесь плохо.

– От нас до Саранска 170 километров, – говорит Ирина. – Это очень много. За всем нужно ехать в столицу Мордовии. А это практически невозможно. Особенно для незрячего. Автобус ходит редко, в пути больше трех часов. Расписание неудобное. Машин у незрячих, естественно, нет. Если только кто из родственников, из знакомых подвезет. А из Саранска тем более к нам никто не поедет.

И таких Темниковых – вся Россия.

Набор Паниковского

Фото с сайта 3dnews.ru

Теоретически и жители региональных центров, и жители маленьких городов и сел имеют равные возможности. Им, в зависимости от степени и прочих обстоятельств инвалидности, положен от государства некий скудный реабилитационный набор. Получить его можно в данном случае только в Саранске, в фонде социального страхования. Если вы думаете, что для этого достаточно просто прийти и забрать все, что нужно, вы совершенно не знаете жизнь.

Следует пройти уйму инстанций и в каждой получить волшебную бумажку. Естественно, эти инстанции находятся в разных местах, а время их работы не поддается логическому осмыслению. Затем со всем этим бумажным хозяйством нужно явиться за так называемой индивидуальной программой реабилитации. И лишь потом забрать заветные устройства. Если они, конечно, есть на складе.

То есть, в один день обернуться туда и обратно никак  не возможно. Нужно останавливаться в Саранске в гостинице. Минимальная цена за номер в гостинице среднего уровня – от 2000 рублей. Не каждому это по средствам.

Есть, правда, и относительно бюджетные варианты. Например, хостел «Шпинат» по цене 460 рублей за койкоместо в мужском или женском номере и 399 рублей – в номере общем, без гендерных условностей. Но, как правило, подобные заведения совершенно не приспособлены для незрячих – и в техническом, и в психологическом смыслах. Двухэтажные нары, узкие проходы между ними. Удовольствие, как говорится, на любителя.

Да и «Шпинат» не всякий инвалид осилит. Пенсия по инвалидности первой группы составляет сейчас приблизительно от 11 тысяч до 20 тысяч рублей, а третьей – 4–7 тысяч.

Повторимся, набор этот скудный – и по количеству, и по качеству. О брайлевском принтере даже думать забудь. Обыкновенные лупы, как у филателистов. Говорящий тонометр, говорящий термометр. Говорящий глюкометр – уже недоступная роскошь. Элементарные программы, многие можно просто так в интернете скачать.

Даже трости – примитивнейшие, без нижней подсветки и прочих наворотов, которые и наворотами-то давно уж не считаются.

Просто какой-то набор Паниковского.

Правда, положена бесплатная обученная собака-поводырь. Но далеко не каждому она подходит.

Есть еще один выход. На том же сайте тифломаркета имеются более-менее доступные товары. Вот телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субитрами за 8 900.

Электронный ручной видеоувеличитель за 13 000. А так называемое «телефонное устройство с текстовым выходом» и вовсе обойдется в 990 рублей. Все товары, естественно, будут доставлены на дом, и справок никто не потребует.

– Я решила купить индикатор уровня жидкости, – говорит Ирина Агапова. – Это такой цилиндрик, напоминающий советскую круглую батарейку для настольного будильника. Он крепится к стакану, кружке, и когда уровень воды подходит к краю, издает звуковой сигнал. Но он то раньше зазвенит, то позже. То недольешь, то перельешь. А стоит 1 200 рублей.

Или, к примеру, говорящие крышки для банок – они сообщают, что в какой банке находится. Каждая крышка –  тысяча. А банок на кухне не одна и не две, а значительно больше.

А теперь вспомним о размерах пенсий, и станет понятно, почему огромная часть незрячих выбирает третий путь – махнуть на все рукой и жить вообще без реабилитационных средств, как при царе Горохе.

Все начиналось с чайника

Фото: chaivo.livejournal.com

Как ни странно, первое бытовое устройство со звуковым оповещением было рассчитано не на незрячих, а на самого широкого потребителя. Речь идет об алюминиевом чайнике со свистком. Такой чайник ставили на самую обычную газовую плиту, и в момент закипания воды он издавал пронзительный то ли рев, то ли свист.

С тех пор общедоступные звуковые технологии и звуковые технологии для инвалидов во всем мире идут рука об руку, постепенно сливаясь.

Еще совсем недавно звуковые книги вызывали интерес только у посетителей специализированных библиотек. Сейчас книги слушают все.

Давно выпускаются бытовые приборы – мультиварки и прочее – с функцией голосового сопровождения. А эпловской технологией Siri в равной мере пользуются и слепые, и зрячие – разумеется, те, у кого есть деньги на «яблочную» технику.

Все это удобно, разгружает руки и глаза, дает возможность одновременно работать на компьютере и, например, управлять автомобилем или упражняться на тренажере. К тому же в наши дни с компьютером связаны практически все виды человеческой деятельности, а постоянно пялиться в экран не слишком-то полезно. В любом случае, глаза следует максимально разгрузить.

Будущее за звуковыми технологиями, и это сейчас очевидно. Но если ты живешь в российском райцентре, твое будущее расположено в каком-то другом месте. Не говоря о настоящем.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?