Без чего трудно создать волонтерскую организацию? Опишу знакомый мне опыт социального волонтерства, того добровольческого служения, которое направлено на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оговорюсь, что мне хорошо знаком только опыт московских организаций и движений.
Юрий БЕЛАНОВСКИЙ, первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи |
Волонтерство – понимание смысла служения
Самое главное в волонтерской деятельности, я бы даже сказал – в служении, это адекватность. Прежде всего, надо понимать, что и зачем ты делаешь, каковы твои возможности, твоя роль. Волонтерская организация или группа – это всегда сообщество, чей основной ресурс – люди: их силы, время, навыки и профессиональные возможности.
Нельзя путать задачи, которые могут решить волонтерские организации и те, что относятся к компетенции благотворительных фондов. Постоянный поиск средств, оплата и оказание какой-либо профессиональной помощи не могут возлагаться на волонтеров. Организация медицинской, социальной, юридической помощи детям больным раком также больше подходит фондам – сложным профессиональным структурам, способным и имеющим право работать с медицинскими учреждениями по вопросам организации лечения. Конечно, существует так называемое «pro bono» волонтерство, когда профессионалы ради нуждающихся безвозмездно делают квалифицированную работу, но процент такой помощи невелик, основные запросы к социальному волонтерству более массовые и непрофессиональные. У фондов, безусловно, могут быть запросы, которые в состоянии выполнить волонтеры. И очень часто при фондах создаются и успешно действуют волонтерские группы.
Как правило, на начальном этапе волонтерскими группами движет сильный эмоциональный отклик на трагические судьбы подопечных, с которыми пришлось встретиться. Все силы и ресурсы бросаются на организацию, как можно более масштабной и всеохватывающей помощи; привлекаются любые люди, а порой и любые средства; будущее оценивается через призму сильного эмоционального переживания и первых ярких успехов по организации помощи; кажется, так будет всегда. Но если на этом этапе область ответственности не осознанна, границы не очерчены, все это не проговорено с другими волонтерами и подопечными, то дело быстро иссякнет. Во-первых, сработает простой психологический закон опустошения и привыкания – люди, как говорят, выгорают. Во-вторых, не будет транслироваться профессиональный опыт в той или иной предметной области. В-третьих, велик шанс сделать ошибку, способную разрушить все дело. В-четвертых, начатые долгосрочные дела и проекты останутся незавершенными.
Организаторы волонтерской группы должны находить золотую середину между эмоциональным откликом на подопечных и ответственностью за группу и за подопечных, за их будущее. Я думаю, что порой важнее и лучше сосредоточить свои силы на чем-то скромном и понятном, обеспечив высокую степень стабильности служения и достаточную эффективность труда волонтеров. К примеру, организация досуга детей в социальных и медицинских учреждениях; помощь медперсоналу в уходе за больными; организация программ и мероприятий содействующих развитию и социализации детей из детских домов – вполне конкретные и выполнимые цели, чтобы достичь системности, постоянства и развития.
Волонтерство – это ради кого?
На мой взгляд можно выделить три основных типа волонтерских организаций по направленности их деятельности.
Первый тип – это волонтерские группы при благотворительных фондах. Таких большинство. Основной заказчик – фонд, и в конечном итоге все осуществляется ради подопечных фонда: детей, стариков или даже животных. Волонтеры находятся в узких рамках устава фонда и прикладных задач, их деятельность ограничена конкретными учреждениями (детскими домами, больницами) или благополучателями. Опыт показывает, что какие-то дополнительные виды деятельности по развитию волонтерства (создание системы помощи и поддержки, взаимодействие с другими волонтерскими организациями, популяризация идеи добровольческого служения и т.д.) в такой ситуации вторичны или не востребованы вообще. Руководителем волонтеров, как правило, является сотрудник фонда. Он ставит перед добровольцами практические задачи, которые надо решить в данный момент, набирает новых волонтеров, организовывает труд добровольцев, поддерживает их мотивацию.
Второй тип волонтерских организаций – те, что созданы по инициативе и силами добровольцев. Их цель в общем та же – помочь своим подопечным, но в отличие от фондов, практические задачи добровольцы ставят себе сами, и вся их работа осуществляется собственными силами. Основной задачей руководства такой организации является наибольшая эффективность и отлаженность работы добровольцев. Время – деньги, а значит подаренное кому-то время должно быть потрачено действительно с пользой. Главное – как можно более качественно решать поставленные задачи. Внутренняя жизнь волонтерского сообщества в данном случае вторична, хотя, конечно, не игнорируется. В такой системе все должно работать как часы. Необходима строгая дисциплина. Управление должно быть достаточно вертикальным, внутренние деловые отношения – строго регламентированы. Каждый волонтер четко понимает свое место, свою роль и свой вклад в общее дело. В таких волонтерских объединениях, как правило, нет внешнего финансирования – все расходы распределяются по волонтерам, что опять же требует большой оптимизации труда и затрат. Для волонтеров такие организации – школа командной работы, школа творчества, школа ответственности.
Третий тип организаций, занимающихся добровольцами – это те, что существуют, прежде всего, ради волонтеров, вернее ради развития и поддержки добровольческих инициатив. Их назначение – создать среду воспитания, поддержки, обучения добровольцев. При этом, в конечном итоге, оказывается помощь нуждающимся. У таких волонтерских движений нет заведомо определенных направлений деятельности. Многое зависит от самих добровольцев. Если есть инициативный человек и движение готово поддержать его идею, то появляется новое направление деятельности. Так волонтеры могут заботиться и о детях в больницах, и в то же время переписываться с заключенными.
Такой подход предполагает системное развитие тех направлений, которые являются вспомогательными для волонтерских движений других типов. Когда главная задача – помочь волонтеру найти доброе дело по душе, единомышленников, научиться чему-то, в конечном итоге, созреть до открытия собственного направления в служении, то очевидно нужны специалисты по организации групповой работы, педагоги, психологи, и др. При этом все эти специалисты не должны меняться от раза к разу и не могут действовать в соответствии со своими интересами, их присутствие должно гарантировать, что волонтеры вовремя получат квалифицированную помощь и поддержку, что добровольческие инициативы будут воплощены. На практике такой подход предполагает достаточно большой для НКО штат сотрудников и обязательное внешнее финансирование, направленное на развитие волонтерства, а не на адресную помощь нуждающимся.
Волонтерство – это понимание людей
Для руководителей тех организаций, которые развивают волонтерство, важно понимать мотивацию людей, их ресурсы (временные, эмоциональные, материальные) и области их ответственности.
Я разделяю внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя – та, что созрела в душе у волонтера, которую он формулирует сам. Личные мотивы могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не противоречили практическим, нравственным и религиозным принципам организации. Внешняя мотивация предлагается волонтерской организацией и не может сводиться к идеологии.
Каждый человек приходит к служению по каким-то своим личным мотивам. Даже христиане. Кто-то помнит, как сам лежал в больнице, как ему было одиноко, кто-то просто откликается на чужую боль или страдание, кто-то, считает, что служение ближним – его нравственный или религиозный долг, кто-то идет к детям за компанию, кто-то воспринимает волонтерство как личностное развитие, обучение и т.д. В любом случае мотивы, побудившие человека на добровольческое служение – это всегда тайна.
Конечно, задача руководителей волонтерских движений знать о внутренних мотивах добровольцев, но очень важно бережно относиться к этим мотивам и с благодарностью принимать все их, если соблюдается принцип «не навреди». Очевидно, что оккультистам или лицам «сексуально озабоченным», тем, кто может принести вред подопечным не место в добровольчестве. Но если исключить аномалии, то для меня определяющим в этой теме являются слова апостола Павла: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18).
Что касается внешней мотивации (той, что предлагает организация), то я убежден, что не стоит выбирать целью и смыслом волонтерского служения высокие идеологемы типа: сделать мир лучше, уменьшить страдания, помочь больным выздороветь; исполнить заповеди Христа; помочь человеку обрести спасение, помочь принять свою боль и страдания как шаг ко спасению. Чтобы отказаться от идеологической мотивации достаточно понимать, что пытаясь выполнить такие задачи, волонтеры не увидят зримых и ощутимых плодов деятельности, у них будет чувство разочарования и вины от неисполнимости высшей цели. Но есть еще и нравственный и даже религиозный аспект. Волонтеры и подопечные не могут быть вовлечены в отношения, о которых нет честной и ответственной договоренности, и которые не обеспечены прежде всего личностными ресурсами.
Добровольчество – это взаимная открытость
Тема открытости и честности наиболее значима для начального этапа волонтерского служения, при первом знакомстве будущего волонтера и добровольческой организации. Я хочу особо подчеркнуть, что решение о вступлении в волонтерскую организацию принимается обоюдно, и у каждой стороны есть свои права, обязанности и область ответственности.
Главное в знакомстве – правдивое обоюдное стремление к взаимопониманию, попытка найти ту область, где желание новичка совпадает с потребностью волонтерской организации и в конечном итоге с запросом благополучателей. Для этого важно задать ему ряд простых вопросов: как человека зовут, где он живет, какое служение и по отношению к кому хотел бы осуществлять, какие у него есть личные, временные, профессиональные и материальные ресурсы, на которые он хотел бы опереться в служении, каковы мотивы и намерения человека, как долго он собирается помогать, существуют ли препятствия для работы с людьми: инфекционные заболевания, психические болезни и т.д.
Но есть и другая сторона знакомства и начального этапа служения. И это не менее важно. Представитель организации, а в его лице и группа добровольцев должны быть честны и предложить человеку некоторые свои данные: как официально называется организация и какими видами служения занимается, сколько людей в организации, какова система управления и кто главный, какие перспективы профессионального обучения и роста, кто непосредственно отвечает за курирование новичка, как можно расторгнуть отношения, каковы правила служения и т.п.
Желающий стать волонтером имеет право знать, с кем из представителей волонтерской организации он может постоянно контактировать, где, на каких условиях, на какое время можно рассчитывать? Будут ли учебные занятия, зачем они и чему будут посвящены? Существует ли служба или группа поддержки начинающих волонтеров, в чем заключается поддержка? Что произойдет, если у человека не будет получаться? Каковы механизмы разрешения конфликтов? Как и когда волонтер может прекратить служение?
В конечном итоге, прежде чем будет принято окончательное решение о вступлении в волонтерскую организацию, новичок призван более глубоко и честно осознать свою мотивацию, уже не первую – эмоциональную, но соотнесенную с тем, что ему довелось узнать и пережить; осознать области личной ответственности как минимум по отношению к своей семье, друзьям, работе (учебе), – ведь он теперь много свободного времени и своих сил будет отдавать служению; осознать собственные личные, эмоциональные, временные, материальные и другие ресурсы.
Волонтерство – это партнерство
Волонтерство – это своего рода союз или партнерство между несколькими сторонами, где у каждого свои права и обязанности, свои границы. В этот союз, как правило, входят организации (больницы, детские дома, приюты, дома престарелых и т.д.), на попечении которых находятся благополучатели, сами благополучатели (дети, инвалиды и т.д.), благотворительная волонтерская организация и сам волонтер. На словах тут все просто, однако, на практике картина достаточно сложная.
К примеру, что происходит в больнице. Есть руководство, скажем заведующий отделением, есть врачи, есть медсестры, есть уборщицы и охрана. В той или иной мере все они определяют существование волонтерской группы на территории больницы. При правильном развитии отношений формируются графики и правила посещения. Возникающие конфликты требуют решений, которые так же должны быть взаимоудовлетворительными. В больнице лежат дети, собственно те, ради кого приходят волонтеры. Дети могут открыто радостно общаться, если есть доверие, если есть дружба, если им интересно, если учитывают их желания и просьбы. У детей есть родители, голос и мнение которых порой бывают определяющими. В такой системе волонтерская организация должна работать не только с конкретным ребенком, но и организовать труд волонтерской группы, обеспечить волонтерскую группу всем необходимым, в том числе вести подготовку, обучение, психологическую помощь. Каждая организация имеет свои правила, свои традиции, свою систему управления. Вся сложная система взаимодействия в больнице должна быть направлена на максимальную эффективность волонтерского труда. И есть конкретный волонтер, желающий одного – того, что подсказывает ему его сердце: встречаться с детьми, общаться, рисовать, играть. Он обязан учитывать запросы благополучателей, следовать правилам работы в учреждении, соблюдать правила волонтерской организации и участвовать в ее жизни, то есть часть времени и навыков отдавать другим волонтерам. И при всем этом его работа с детьми не должна пострадать, он должен остаться в рамках своего запроса, своего желания, чтобы максимально эффективно делать свое дело.
Очень важно при организации волонтерского служения стараться учитывать запросы и границы всех участников процесса. Наш опыт показывает, что наиболее эффективно это осуществляется через координаторов или кураторов учреждений, тех кто от имени волонтерской организации берет на себя взаимодействие с учреждением, разработку правил, организацию труда и решение конфликтов. Лучше всего, когда эти люди на зарплате.
Волонтерство – это затраты
Вопреки разным мифам, волонтерская деятельность очень затратная. Да, волонтеры не получают материальное вознаграждение за труд, но это не значит, что работа с благополучателями не требует финансовых затрат. Например, известной волонтерской организации передали для детей подарки к празднику на миллион рублей. Чтобы доставить подарки, волонтерам пришлось затратить еще миллион. В этом случае деньги собрали сами волонтеры, хотя возможен и вариант, когда деньги могут дать благотворители. Но, тем не менее, каждая встреча с подопечным чего-то стоит.
Если речь идет об индивидуальной работе с детьми или работе с небольшими группами, если в организации нет штатных оплачиваемых должностей, если добровольцы скидываются только на транспорт и конкретные встречи (расходные материалы, организацию праздников и т.д.), то себестоимость встречи одного волонтера с подопечным может быть от 100 до 300 рублей. Если же в организации есть штат, то себестоимость может достигать 600 рублей и более. В любом случае, есть необходимые дела по обеспечению жизни самой организации и обеспечению труда волонтеров, без которых не может существовать волонтерская организация: менеджмент, интернет-сайт и реклама, бухгалтерия, обучение, психологическая поддержка и т.д. Даже если добровольческая организация не тратит денег на решение этих задач, эти работы имеют свою цену и в зависимости от устройства организации часть этого все равно кем-то оплачивается.
Два типа финансового устройства
Можно условно разделить волонтерские организации на два типа финансового обеспечения: дотационные и «на самообеспечении».
Дотационные имеют внешний по отношению к группе добровольцев источник материальных ресурсов. Финансирование может сопровождаться диктуемыми от «спонсора» задачами, направлениями и местами служения. В любом случае «спонсор» имеет право голоса. В качестве примера можно привести волонтерские группы при фондах, решающие как правило узкие задачи, но при этом в большой степени обеспеченные всем для организации труда волонтеров и для развития группы. «Плюс» такого устройства в том, что можно выстроить аппарат движения.
Примером так же является наше православное молодежное добровольческое движение «Даниловцы», созданное при Даниловом монастыре. Во многом движение финансируется и пользуется ресурсами монастыря, в частности, помещениями. Но при этом у монастыря нет собственного запроса на добровольческое социальное служение. Для монастыря с одной стороны важно, чтобы волонтеры по возможности работали в тех учреждениях, что обращаются в монастырь за помощью. Но с другой стороны не менее важно развитие волонтерства в православной молодежной среде.
Другой тип – волонтерские организации, живущие за счет взносов своих участников. Взносы вполне могут быть не денежные, а материальные, например каждый участник на очередную встречу с детьми в детском доме приносит с собой часть необходимых материалов (бумагу, краски, книги) и съестного (сладости, чай). Такие организации, безусловно, более мобильны в своем устройстве и в своем служении, но поскольку каждый платит, то, по сути, каждый и имеет право решающего голоса. При такой модели трудно организовать стабильный единодушный аппарат обслуживающий движение и заботящийся о волонтерах – все это ложится на плечи активистов.
Волонтерство – групповое служение
Добровольческое служение по отношению к людям не может совершаться, кем попало, вне каких бы то ни было правил. Как правило, с учреждениями и непосредственно с благополучателями взаимодействуют волонтерские группы, несущие ответственность за служение. Одиночкам чаще всего не доверяют, что в подавляющем большинстве случаев – правильно.
Стать волонтером – это значит войти в группу, стать ее участником. Есть конечно отдельные направления-исключения (работа с подопечными на дому, pro bono волонтество), и все же, очевидно, что только в группе есть взаимная поддержка, безопасность, преемственность и обмен опытом, досуг, общение и дружба в среде единомышленников, опыт группового взаимодействия, распределение обязанностей и многое другое, что так часто ищут потенциальные волонтеры. У многих есть желание сделать что-то доброе, но есть и опасения. Именно группа дает возможность добровольцам начать свое служение, встать на ноги, обрести опыт.
Перед руководством волонтерских организаций стоит непростая задача: взаимодействовать не только с волонтерами, но и с группами, может быть с группами прежде всего. Необходимо заранее это понимать и выстраивать волонтерскую организацию так, что запросы и интересы групп будут в ней удовлетворены. Понятно, группа не может существовать в виде аморфной массы, она строится вокруг лидера (координатора, куратора, руководителя) и лучше, чтобы этот лидер имел формальные полномочия.
Получается непростая противоречивая ситуация. С одной стороны группа и ее внутренняя жизнь в добровольчестве – самостоятельная важная ценность. С другой стороны принцип «не навреди» можно соблюсти только при условии персонифицированной ответственности за деятельность группы. Отсюда следует важный для меня практический вывод, что волонтерские группы строятся вокруг координаторов и определяются их харизмой и их пониманием служения. Дело в том, что добровольцы сами по себе в сложившейся системе ни за что не отвечают, они могут в ответственный момент просто уйти или отказаться что-то сделать. При этом добровольческое служение, как и любая работа требует персонофицированной ответственности за конкретную деятельность, за взаимодействие волонтеров с руководством и с подопечными, за организацию труда. Эта ответственность и должна быть возложена на координатора (куратора, руководителя), который в свою очередь не просто начальник, а человек являющийся гарантом жизнеспособности и плодотворного труда группы, конечно, в рамках тех условий и ресурсов, что предоставляет ему волонтерская организация.
Поскольку волонтерское служение держится на личной мотивации, то в конкретных группах остаются только те, кто может сработаться или подружиться с координатором. За координатором всегда остается право определять членство кого-либо в группе. Пусть отдельный доброволец очень талантливый, пусть он хочет блага, но если его действия мешают групповому служению, он может быть удален из группы, ведь не он несет ответственность за подопечных. Это не очень хорошо, но это естественно возможная плата за ответственное служение. Ответственно выполнять свое дело можно только с теми людьми, что добровольно подчинили себя координатору.
Из сказанного естественно вытекают требования к руководителю группы. Во-первых, это может быть человек желающий послужить ближним и имеющий опыт волонтерской деятельности, желательно в том учреждении, где работает его группа. Во-вторых, это должен быть человек открытый к мнению и опыту других, ведь ему придется совместно с волонтерами разрабатывать стратегию и программу действий. В-третьих, это должен быть человек разделяющий смысл и миссию волонтерского движения. В-четвертых, способный конструктивно взаимодействовать с руководством подопечных (социальных и медицинских) учреждений. В-пятых, не лишенный административных и даже секретарских способностей. В-шестых, доверяющий сторонним специалистам, прежде всего специалистам по групповой работе.
Наиболее важными задачами координатора по отношению к самой группе являются: осознать особенности участников, их мотивацию и желания, периодически проводить командообразующую работу, выстроить внутреннюю структуру и распределить ответственности, выстроить систему общего принятия решений, выстроить систему сохранения и передачи опыта, помогать новичкам в знакомстве с группой и нахождении своего места, помогать волонтерам осознать и деятельно проявлять свою ответственность за группу, помогать всей группе осознать и деятельно проявлять свою ответственность за каждого волонтера.
Юрий БЕЛАНОВСКИЙ,
первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи