Первое и самое важное: в случае появления характерного запаха следует незамедлительно вызывать специалистов. Набирайте 104 с городского телефона или номер службы спасения 112 – они работают по всей России. Заявку обязаны принять за считанные минуты и прислать бригаду не позднее, чем через 40 минут после вызова. Это бесплатно. Об остальном – по порядку.
Каждый в ответе за свою квартиру
За состояние газового оборудования в квартире ответственность несет ее владелец (в случае, если квартира в собственности) или наниматель (если жилье муниципальное). Существуют нормы, зафиксированные в жилищном кодексе, которые и регулируют эту сферу. Вкратце они таковы:
Жильцы обязаны содержать в чистоте газовые плиты, водонагреватели и котлы. Проверять тягу до включения и во время работы газовых приборов и помнить, что при отсутствии тяги прибором пользоваться нельзя.
Особое внимание уделить состоянию гибкого шланга: он не должен быть перекручен, натянут, касаться бытовых электроприборов. Гибкие шланги должны быть сертифицированы. Это означает, что при покупке и установке нового шланга нужно в обязательном порядке проверить, есть ли у него разрешение Госгортехнадзора России и специальный технический паспорт, в котором отмечен сертификат соответствия, дата изготовления, срок службы и замены.
Разумеется, не стоит позволять детям баловаться или играть с газовыми приборами. В период холодов при отсутствии отопления нельзя пользоваться плитами для повышения температуры воздуха, они предназначены только для приготовления пищи.
Отдельное внимание стоит уделить планировке помещений, в которых находятся газовые приборы, в городских квартирах – это кухня и ванная комната. Очень часто в ходе ремонта жильцы намерено прячут газовые трубы в шкафы, фальш-короба и даже за глухой отделкой стен.
В ванных нередко перекрывают вентиляцию или скрывают ее под навесным потолком. Все это затрудняет диагностику утечки, позволяет газу накапливаться и усложняет его вывод из помещений. По нормам жилищного кодекса, делать так категорически нельзя, но на практике это происходит сплошь и рядом.
За состоянием газового оборудования вне квартир обязана следить управляющая компания. К внутридомовой сети относится уже та часть газопровода, которая входит в само жилое здание, а также газопровод и краны, расположенные в подъезде и квартире, вплоть до крана, который находится перед плитой.
Газопровод от него и сама плита – это индивидуальное имущество собственника. Проверка внутридомового оборудования проводится один раз в два года. Инициирует ее управляющая компания, вызывая специалистов, с которыми у нее заключен специальный договор.
Что делать, если пахнет газом
Самый характерный и заметный «симптом» того, что с газом что-то пошло не так – это запах.
Не бойтесь и не стесняйтесь, не думайте, что вам показалось, звоните по телефону 104 или 112.
Делать это лучше, покинув помещение. Звонить из загазованной квартиры нельзя, это опасно! С собой на всякий случай лучше взять документы, деньги и вещи первой необходимости.
Перед тем как покинуть помещение, стоит открыть окна, по возможности закрыв краны, подающие газ. Включать и выключать электрические приборы запрещено. Источники открытого огня, если таковые имеются, следует погасить и не допускать появления новых.
Если вы хотите предупредить об аварии соседей, ни в коем случае не звоните им дверь, только стучите. Искра от электрозвонка может стать причиной возгорания и взрыва.
По прибытии бригада газовой службы в первую очередь перекроет газ, и лишь потом приступит к поиску поломки и ремонту. Существует вероятность, что ремонтировать оборудование придется за ваш счет, особенно если будет доказано, что вы нарушили правила эксплуатации.
В этом и состоит суть многочисленных жалоб на действия газовщиков в интернете.
Претензии обычно таковы: приехали, ничего толком не сделали, велели проветрить помещение и закрутили вентиль. На то, чтобы оформить заявку на ремонт, купить недостающие детали и все починить, ушло время и деньги. По закону, произвести ремонт восстановить подачу газа соответствующие службы обязаны не позднее, чем через двое суток с момента отключения.
Впрочем, это не повод пускать все на самотек и не вызывать газовщиков.
«Все вызовы регистрируются, по факту выезда аварийной бригады составляется протокол. Отчетность очень строгая, как и меры, которые специалисты обязаны принять, прибыв на вызов, – рассказывает сотрудник «Мособлгаза» на условиях анонимности. – В многоквартирных домах должен быть выполнен поквартирный обход всего стояка, обследование подвалов, обследование местности в радиусе 50 метров от дома. Ремонт сотрудники бригады должны начать как можно скорее. Цели оставить жителей без газа надолго ни у кого, поверьте, нет».
Очень опасный сосед
Обсуждая в социальных сетях очередную трагедию с взрывом бытового газа, пользователи, как правило, негодуют: даже если мы сами следуем правилам и предписаниям безоговорочно, мы совершенно беззащитны против действий недобросовестных соседей, хулиганов и, наконец, предполагаемых террористов. Что делать в этом случае и как можно себя обезопасить?
Самый очевидный пример – это нездоровый сосед или даже родственник, который в силу различных метальных нарушений может намеренно открыть вентиль и устроить утечку газа. Проблему создают также забывчивые пожилые люди, алко- и наркозависимые люди, которые не контролируют свои действия в состоянии опьянения.
Настаивать на принудительном лечении нельзя, по закону психиатрическая помощь строго добровольна и производится по желанию больного. Но и жить на пороховой бочке тоже невозможно.
Те, кто столкнулся с такой проблемой, говорят, что главное – это методичное и длительное взаимодействие с различными службами: газовщиками, полицией, представителями управляющей компании. Чем больше заявлений и вызовов на их адрес поступит, тем выше вероятность, что произойдут какие-то сдвиги в этой области.
Обращаться, разумеется, нужно с фактами, а не с подозрениями и страхами. Фактом в данном случае может быть именно запах из «проблемной» квартиры.
Часто решением является замена плиты у «забывчивого» гражданина на модель с газовым контролем: в этом случае хотя бы исключается возможность того, что газ будет поступать при выключенной конфорке.
Да, покупку, вероятно, придется оплатить из своих средств или вскладчину с соседями. Именно так, например, произошло в городе Кстово, где приобретение бытовой техники для «проблемной» пенсионерки оплатил из своих средств председатель ЖСК.
Правда, благодарная бабушка потом вернула долг. Помогает и обращение в опеку: если у опасного соседа есть родственники, может появиться дополнительный контроль с их стороны.
А если хулиганство или терроризм?
Не исключен и фактор хулиганства или намеренной порчи газового оборудования. Так, например, произошло в 2004 году в Архангельске на проспекте Советских Космонавтов. Виновным во взрыве газа и гибели 58 человек был признан бывший сотрудник Горгаза Сергей Алексейчик.
По версии следствия, в ночь на 16 марта он отвинтил заглушки с газовых кранов сразу в нескольких домах, стоящих недалеко друг от друга. При разборе завалов и следственных мероприятиях полиция обнаружила отпечатки его пальцев.
Обиженный на то, что его уволили, Алексейчик хотел досадить сослуживцам, мол, пусть ночью помотаются по вызовам. Но в доме номер 120 за очень кроткое время, около 10 минут, концентрация газа стала такой, что произошел взрыв.
«Для взрыва не нужна высокая концентрация газа. Наоборот, в этом случае он не взорвется, а будет гореть. В подъезде дома на Космонавтов концентрация составляла около 10 процентов. Разукомплектованный кран находился на площадке между первым и вторым этажами. К нему (взрыву. – прим. ред.) могло привести что угодно – электропривод лифта, заряд статического электричества на одежде, непогашенный окурок», – говорил позднее следователь Анатолий Ситников, который вел это дело.
К сожалению, преступление произошло глубокой ночью, и жильцы просто не успели ничего почувствовать. Проникнуть в подъезд Алексейчик смог потому, что дверь в него была открыта.
Таким образом, обезопасить себя можно лишь в том случае, если организована круглосуточная охрана подъезда, в нем есть консьерж и дверь с кодовым замком.
Еще одна возможная причина подобного «бытового» терроризма – попытка суицида. Таковым, например, был взрыв в Мурманске в марте 2018 года. Погибли три человека, а сам незадачливый самоубийца выжил. Он намерено открыл все четыре конфорки, обрезал газовый шланг и зажег спичку, но взрыв лишь оглушил молодого человека.
При аналогичном происшествии в Оренбурге в 2016 году пострадали четверо. Можно ли что-то сделать в этом случае, чтобы спасти свою жизнь? Увы, нет.
А вот официально признанных террористических актов, осуществленных при помощи взрыва бытового газа, в истории современной России нет. Ни одна из известных организаций не взяла на себя ответственности за подобные происшествия. Дело в том, что заранее рассчитать силу взрыва, его мощность и локализацию сложно: это зависит от целого комплекса факторов.
Избежать взрывов помогут газоанализаторы
О том, что в России огромные проблемы с обеспечением газовой безопасности, разговоры ведутся давно. Существует даже статистика, согласно которой жертвами бытовых взрывов ежегодно становятся куда больше людей, чем гибнут вследствие террористических актов.
В декабре 2016 года были приняты поправки к законам кодекса об административных правонарушениях. Были предусмотрены штрафы за различные нарушения в области газовой безопасности и эксплуатации оборудования. На практике это работает далеко не всегда.
Граждане продолжают отказываться даже от ежегодной диагностики, попросту не пускают газовщиков в квартиру, и сделать тут ничего нельзя.
«Составляем акт или просто по итогам проверки подаем сведения о том, что доступа в квартиру мы не получили», – комментирует сотрудник «Мособлгаза».
Кстати, график таких проверок жители столицы, например, могут найти на сайте Мосгаза, чтобы случайно не пустить в квартиру мошенников.
Еще в 2008 году представитель Ростехнадзора Евгений Аношин указывал на то, что основной причиной взрывов бытового газа в жилых домах является человеческий фактор: неосторожное обращение с газовым оборудованием, нарушение правил эксплуатации, самовольная установка газового оборудования и т.п.
Аношин предлагал пересмотреть действующие технические нормы, усилить контроль за газовым оборудованием, но главное – внедрять внутриподъездные сигнализации загазованности.
С ним согласен эксперт по ЖКХ и жилищному праву Общероссийского общественного движения за права человека Виктор Федорук. Он полагает, что радикально изменить что-то возможно лишь в том случае, если государство будет «настаивать на том, чтобы все дома, которые оборудованы и газовым отоплением, и газовыми плитами, чтобы они имели в обязательном порядке газоанализаторы, которые автоматически отключают подачу газа на квартиру, на подъезд, на дом, в случае утечки или возникновения запаха газа».
По словам Федорука, такой опыт уже есть за границей. «Это не дешево, но надежно, и исключит любые факторы, и человеческие факторы, и технические неполадки, все это может исключить наличие газоанализаторов в квартирах, в домах, в подъездах, где имеются внутридомовые газовые системы».
Пока же спасение утопающих остается делом рук самих утопающих. Приобретать и устанавливать бытовые газоанализаторы можно в частном порядке, правда, безопасность в этом случае они гарантируют только в рамках отдельно взятой квартиры.
В целом же тенденция складывается настораживающая. Причин несколько. Первая и главная в том, что в результате приватизации ответственность за состояние газового оборудования и его ремонт сняли с государства и возложили на жильцов, при том, что далеко не все могут ее нести. Отсюда и самовольный ремонт, и экономия на качестве плит, шлангов и других комплектующих. Износ газового оборудования, при этом, составляет от 60 до 70%. И эти показатели будут только расти.