Православный портал о благотворительности

Гавана в Москве

Занятия иппотерапией для воспитанников школы «Ковчег» едва не отменили из-за несоответствия загона санитарным нормам. Чтобы не разлучать детей с любимицей, взрослые построили конюшню в центре столицы

Открытие конюшни при школе – это какая-то необычная фраза, согласитесь? Века из XIX. По крайней мере, странно ее слышать в огромном мегаполисе, чуть ли не в его центре, в окружении многоэтажных домов. Но 12 сентября во дворе школы «Ковчег» для детей с ограниченными возможностями состоялось торжественное открытие домика для лошадок, которые помогут учителям адаптировать учеников к нормальной жизни в обществе.

Школа инклюзивного образования № 1321 «Ковчег» (здесь кроме детей с особенностями развития учатся и вполне обычные дети – это способствует полноценной адаптации к миру и тех, и других) находится на улице Авиамоторной, во дворах. Но найти ее несложно – достаточно спросить у местных жителей, как они тут же с радостью указывают путь: «Вот сюда, потом направо и увидите красное здание, похожее на корабль». Теперь с одного его борта пришвартовалась маленькая желтая шлюпка – конюшня.

Несмотря на настоящую ветхозаветную погоду, с которой перекликается название школы, во дворе ближе к полудню собрались многочисленные гости мероприятия – представители родительского комитета, Лефортовской управы, ЮНИСЕФ и компании Tupperware. Впрочем, представителей ЮНИСЕФ и компании, производящей посуду, трудно было назвать гостями – именно благодаря им и построена конюшня в «Ковчеге». На импровизированной линейке все выступали с поздравлениями, от души радуясь тому, что теперь дети смогут без всяких трудностей заниматься иппотерапией.

«Ковчег», первая государственная школа своего типа, открылась два десятилетия назад. Уже 10 лет здесь проводятся занятия с лошадьми. Сегодня в школе учится около 500 детей, около 100 из них – с ограниченными возможностями: заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с иным восприятием мира. Тридцать ребят регулярно взбираются на спину каурой Гаване, доброй, спокойной и ласковой лошади со звездочкой на лбу и двумя кокетливыми белыми носочками. Ее в школу «привел» директор Роман Алексеевич Рэуэль – Гавану когда-то ему подарили, а Роман Алексеевич, в свою очередь, подарил лошадку своим ученикам.

«Она у нас очень хорошая» – стесняясь, рассказывает мне один из учеников и ведет в конюшню. Тут вкусно пахнет свежим сеном. Гавана шевелит ушами и внимательно смотрит на пришедших. Наверное, она волнуется, ведь совсем скоро начнется показательное занятие с ней в одной из главных ролей.

И вот, Гавану ведут к манежу, специально огороженной большой круглой песочнице. Она – звезда, ее фотографирует множество фотоаппаратов и снимает несколько видеокамер. Через некоторое время к Гаване присоединяется ученик «Ковчега» Леня – мальчик и лошадь входят в воротца манежа. Сначала – простая медленная прогулка в сопровождении двух инструкторов: один контролирует Гавану, другой страхует Леню. Потом начинаются упражнения: например, нужно дотянуться до лошадиного хвоста, поймать мяч, проехать немного, не держась за поводья, обняться с теплой Гаваной.

В чем же лечебный эффект иппотерапии? Ответ на этот вопрос дала Инна Карпенкова, психолог и главный редактор журнала «Лечебная и развивающая верховая езда», которая уже давно сотрудничает со школой «Ковчег»:

– Лошадь не очень устойчива: движется то влево, то вправо, то вверх, то вниз. И ребенку важно преодолеть свой страх, который он испытывает, садясь на нее. Развивающая верховая езда – очень серьезное занятие. В иппотерапии очень много перекрестных движений (слева направо, например), что развивает межполушарное мышление, логику и память. Общаясь с лошадью, ребенок начинает лучше ощущать свое тело – постоянное воздействие на него во время движения лошади заставляет организм ребенка работать гораздо интенсивнее.

К тому же, никто не отменяет и эмоционального контакта с лошадью, которая живая и дышит. По словам мамы Лени, у которого – одна из форм аутизма, за время занятий иппотерапией мальчик стал лучше контактировать с миром.
В конце прошлого года иппотерапия в «Ковчеге» оказалась под угрозой: дело в том, что Гавана содержалась в приспособленном загончике, но это не соответствовало санитарным нормам.

– Ветслужба и Роспотребнадзор сказали, что больше не разрешат нам вести занятия по иппотерапии, если мы не построим новую конюшню, что было вполне справедливо, – рассказывает Наталья Борисова, заместитель директора «Ковчега».

Тогда руководство школы обратилось в ЮНИСЕФ, а те нашли спонсора для постройки конюшни, которая обошлась почти в два миллиона рублей. Но разве суммы имеют значение, если от этого зависит счастье детей, которые очень любят свою лошадь и с удовольствием занимаются в манеже? Жаль, что не все ученики школы, нуждающиеся в иппотерапии, могут заниматься с Гаваной – она выносит только легкий вес, поэтому с ней на манеж выходят ученики начальных классов, которым это особенно необходимо. Теперь ей ищут подругу или друга, еще одного «учителя» для детей, – конюшня рассчитана на двоих.

Завершился праздник в «Ковчеге» кулинарным уроком, чаепитием и викториной. Жалко, Гавану нельзя было пригласить попить чайку, но о лошадке часто вспоминали и радовались ее уже постоянному и вполне законному проживанию в школе. А дети бегали к своей любимице, чтобы погладить умную морду с человеческими глазами и угостить сахарком.

Наталья КОЖЕВНИКОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version