Единственный в России фестиваль инклюзии «Галафест», организованный благотворительным фондом «Галчонок», прошел в Москве второй раз. Фонд опекает детей с органическими поражениями центральной нервной системы. По словам президента фонда Ольги Журавской (Юшиной), главная цель «Галчонка» – помочь таким ребятам «закончить школу, получить профессию, влиться в социум настолько, насколько это в их силах».
– «Галафест» — это пространство, где дети и взрослые, через увлекательные совместные занятия, игру и общение, познают инклюзию как норму жизни в современном обществе. Обычные и особенные дети приобретают новых друзей. Ведь все дети равны и одинаково нуждаются в дружбе, любви и понимании, – рассказала Ольга.
В саду «Эрмитаж», где проводился «Галафест», вырос настоящий городок инклюзии. Здесь работали более десяти площадок, на которых каждый ребенок, с ограниченными возможностями и без, мог попробовать себя в творчестве, спорте, игре и многом другом. Помогали им вожатые: и звездные, и самые обычные.
Самая оживленная площадка в саду – игровая. Одна из мам удивленно делится с подругой: «А я не могу отличить, где здесь какие дети, они все – обычные».
Организованная группа из 6 взрослых и 18 детей, воспитанники и воспитатели детского дома-интерната для детей с ограниченными возможностями из Южного Бутова, перестает быть организованной, завидев вольер с белками.
Воспитательница Ирина Латкина: «Наши воспитанники – очень живые ребята, любят новое. Мы часто бываем в музеях, цирке, часто выезжаем на природу. У нас есть специальная программа по социализации».
Программа работает прямо сейчас. Шестнадцатилетний Вова из детского дома быстро заводит знакомство с Евой, обычной девочкой двух лет от роду. Дети, взявшись за руки, вместе прыгают и смеются.
Родители девочки наблюдают. Не страшно ли им за Еву? Мама Евы немного обижается: «Мы спокойно относимся ко всем людям, с разными особенностями. И Ева поэтому не боится».
«Лет пять назад на наших детей реагировали очень по-разному, – говорит Ирина Латкина. – Многие шарахались, старались близко не подходить. Сейчас стараются отойти от тех, кто в коляске, думаю, чтобы не мешать. Но чтобы резко негативная реакция была – нет. Мы милые, социализированные, не деремся».
На одной из лавочек отдыхает мама, бабушка и двое детей – Полина и Дима. Диме 13 лет, он в коляске, не говорит. Только улыбается. Его мама, Анна Иванова, делится впечатлениями: «Хорошо, что можно с ребенком куда-то выйти. Мы из Щелкова – там особо некуда пойти. В основном, дома сидим, занимаемся сами».
По словам Анны Ивановой, для детей с ограниченными возможностями важен выход в свет, важно, чтобы на них обратили доброе внимание. «А на негативную реакцию я внимания не обращаю, – твердо говорит она. – Мне все равно. Дима – мой сын, он меня устраивает».
«А я видел мальчика на коляске. Мне его немного жаль, но я бы смог с ним дружить», – говорит семилетний Илья Латушко. Рядом – мама Алла. Она рассказывает, что об инклюзивном фестивале ей рассказали друзья, и она решила обязательно привести сына.
«Фестиваль полностью опровергает мысль, что инвалиды могут быть неприятными, это вообще не так, это какой-то странный стереотип», – говорит Алла.
Стереотипы развенчиваются на «Галафесте» повсеместно. Здесь можно было встретить известных актеров, музыкантов и спортсменов, которые пришли поддержать детей.
Актер Сергей Друзьяк, телеведущий и актер, сыгравший Данзаса в фильме «1814», работает вожатым на площадке от фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Он помогает детям и взрослым с нарушениями слуха и зрения снимать ролик о приключениях в космосе разных фантастических животных, слепленных из пластилина.
Тут же – актриса Лиза Арзамасова, у нее на коленях – девочка с фигуркой какого-то зверька в руках. Лиза меняет декорации и слушается режиссера Полину Стружкову беспрекословно. Непоседливый Сергей поет песни, изображает межгалактический туман и межзвездную пыль.
«Мне тут очень нравится, – говорит Сергей Друзьяк. – Много детей, все смеются. Есть конечно и те, кто плачет, но плачущие быстро успокаиваются… Разве правда, что инвалиды отталкивают? Не думаю. Впервые увидел тут слепоглухую девочку, которая общается с помощью дактильной азбуки. Она такая разговорчивая, смешливая! У нее превосходное чувство юмора!».
Плачущих детей на «Галафесте» почти не было, кстати.
Текст Натальи Волковой.