Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Каждый день магазины, кафе и производители выбрасывают огромное количество продуктов и блюд с истекающим сроком годности. Дальше этот «мусор» отправляется на свалки – они не только вредят нашей планете, но и отравляют жизнь горожан. В прямом смысле.
Так больше продолжаться не может – решила Анна Успенская и организовала проект по спасению еды – фудшеринг. Первоначально идея появилась в Германии, за ней еще в нескольких странах Европы. Главная цель – экологическая, забирать продукты, чтобы не пропали все ресурсы, затраченные на их производство. Анна решила, что в России одной экологической составляющей мало. В нашей стране много людей, которые испытывают нехватку еды, и фудшеринг для них может стать хорошим подспорьем.
Проект стартовал летом 2015 года, сегодня к нему присоединились более 30 организаций по всей Москве. В команде более 1000 волонтеров, их база постоянно пополняется.
Прекрасные пельмени
– Продукты, которые забирают наши волонтеры, – не испорченные. Если объяснить образно, то между, допустим, отбивной, которую купили, и той, которую выбросят на свалку через час или два, разницы в качестве нет.
Например, в офисных столовых, пиццериях, кафе блюда выкладываются на прилавки, чтобы каждый посетитель имел большой выбор. Причем полные лотки остаются и за 10 минут до закрытия, чтобы не сложилось впечатления, что клиентам предлагают остатки. Понятно, что все это разнообразие никто съесть не успевает. На завтра оставлять готовые блюда нельзя. По закону, большинство магазинов и компаний общепита должны утилизировать неиспользованную еду или продукты с истекающим сроком годности. Вот еда и отправляется на помойку.
Обычно остаются первые блюда – супы нам отдают прямо из котла. А также салаты, горячее, запеканки, выпечка. Все это, как правило, из столовых, кулинарий и пекарен. Могут отдать несъеденное после фуршета или банкета, такие партии часто содержат более богатый ассортимент. Иногда попадаются канапе или даже деликатесы. Что особенно приятно, эта еда, как правило, уже аккуратно упакована.
Чаще всего объем разный. Исключение только кафе, где примерно одинаковый ежедневный ассортимент на витрине. Большое значение имеет сезонность. Это касается столовых при предприятиях. Летом, когда многие отдыхают, остается больше. Стараемся договариваться и со школами. Там есть дополнительные сложности, связанные с пропускной системой и паспортными данными, но это для нас не преграда.
За все время работы не было неприятностей – чтобы кто-то отравился, нам не поступила ни одна жалоба на некачественные продукты. Бывает подсохший хлеб, но это видно и понятна причина. Овощи или фрукты могут быть немного мягкие, но без повреждений. Однажды нам отдали 200 кг замороженных пельменей, у которых срок годности завершался через пару дней. Прекрасные пельмени, мы их сразу же раздали всем желающим.
Экология плюс благотворительность
– 212 863 кг – столько еды мы уже «спасли» с момента нашего существования и тем самым не только помогли экологии, но и многим людям, для которых бесплатные продукты – неплохая помощь в хозяйстве. Изначально, по правилам проекта, волонтер спасал ненужную еду, забирая ее себе, или мог отдать часть нуждающимся, но это была его или ее личная инициатива.
Многие просили дать контакты людей, которым можно помочь. Кроме того, от организаций я тоже часто слышу запросы отдавать еду не «абы кому», а тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Просят фотографии, отчеты. Это стало для нас стимулом сделать наш проект благотворительным. Конечно, возникли дополнительные сложности – гораздо проще дать разрешение раздавать продукты кому угодно, экологическая составляющая при этом будет соблюдена. Но тогда будет меньше путей развития, так как все, кому важно, чтобы продукты попадали нуждающимся, не будут с нами работать.
Нуждающихся мы ищем под каждую новую задачу. Например, появилась организация, готовая отдавать еду. К ней прикрепляется команда из 10 волонтеров, у пяти есть свои контакты, у пяти нет. И им надо их дать. Мы активно сотрудничаем с районными общественными организациями, обществами инвалидов и так далее. Все зависит от сотрудников, так как это их добрая воля, они нам ничего не должны. Когда я иду договариваться, всегда беру с собой партию еды, которая им может понравиться. Выбираю день, когда прием населения, все показываю, предлагаю попробовать.
У нас сейчас нет открытого приема заявок на помощь, мы пока не можем всем помочь. Но люди и так постоянно пишут. Бывает удачно – обратившийся за помощью живет рядом с точкой, и есть волонтеры, готовые откликнуться, тогда мы его сразу включаем в список на получение продуктов. Много обращений в духе «хочу есть, дайте еды», но тут я пока не знаю, как действовать. У нас есть правило: прежде чем отправить по адресу волонтера отдать еду, один из наших опытных сотрудников встречается с просителем, узнает его ситуацию, потому что будет не очень хорошо, если к якобы нуждающемуся придет волонтер и увидит, что все на самом деле иначе. К сожалению, возможности расспросить каждого более подробно о его или ее проблемах пока нет.
С чего начать
– О фудшеринге я узнала из интернета, из блога русскоязычного дизайнера Яны Франк. Она давно живет в Берлине и много лет занимается «спасением» еды, ее опыт переняли активисты из других стран. Я подумала, как было бы здорово сделать что-то подобное у нас. Меня поддержали друзья, и мы вместе стали изучать теоретическую базу немецкого фудшеринга. Нам было интересно все – исследования уровня перепроизводства и перепотребления в различных странах мира и борьба с ним, правила участия. Мы не случайно взяли за основу именно немецкий вариант – в нем дано максимально детальное описание. Это очень важно, когда начинаешь с нуля. Если организовать процесс неудобно, он не будет работать.
Потом мы пообщались с рестораторами и представителями розничного бизнеса в России. Стало понятно, что стройной системы в нашей стране нет, есть отдельные случаи сотрудничества различных кафе и пекарен с благотворительными фондами и волонтерскими движениями, которым они отдавали остатки еды. Но тут были свои трудности. Волонтеры и сотрудники НКО, как правило, перегружены своими основными обязанностями, им просто некогда приходить вовремя и забирать всю еду. А «набеги» раз от раза неудобны именно отсутствием четкого графика и регулярности.
Выстроить цепочку
– Мы начали искать организации, которые могли бы отдавать еду – обошли пекарни, столовые, кулинарии, магазины и поняли: есть те, кто уже отдает, те, кто хочет, но не знает, как, и те, кому отдавать нечего или нельзя из-за различных бюрократических нюансов. Следующий шаг – создание группы в социальных сетях – чтобы понять, есть ли у нас единомышленники. Оказалось, что многие нас поддерживают. Это вдохновило, и мы приступили к созданию сайта и выработке правил участия в проекте.
Когда вся административно-техническая часть была готова, мы вступили в переговоры с потенциальными партнерами. Первое время просто приходили в кафе или столовую, говорили с менеджерами, которые нас перенаправляли к руководителю или владельцу. Конечно, сейчас мы уже практически так не работаем. Организации либо сами о нас узнают и связываются, либо находим заинтересованных через общие контакты, друзей и знакомых.
Фудшеринг – не для всех
– Сейчас с нами сотрудничает более 30 организаций. Заведений, участвующих в фудшеринге, больше там, где живут организаторы и кураторы групп волонтеров. Далеко не все кафе или столовые могут стать нашими партнерами.
Первый – и главный фактор – у заведения должны быть остатки. Например, у больших ресторанов такого нет. Там каждое блюдо готовится индивидуально. Другой важный момент – услуги профессиональной компании по утилизации отходов для мелкого и среднего бизнеса невыгодны. Им проще выбросить еду или отдать, как альтернатива. А вот большие супермаркеты с нами пока не сотрудничают, так как они боятся проверок и других рисков. Так что регулярно можно увидеть картину: на задний двор крупного сетевого магазина выносятся продукты с истекающим сроком годности и все это складывается в мусорные контейнеры, у которых уже ждут люди. Но не наши волонтеры. Мы с такого рода продуктами не работаем.
Без волонтеров не справиться
– Вывозить ежедневно продукты из различных уголков города возможно только благодаря большому числу помощников. Их сейчас более 1000 и только половина реально задействована в работе. Анкеты других находятся в базе и ждут своего часа. Некоторые волонтеры даже расстраиваются, что им не сразу дают работу. К сожалению, пока не во всех районах Москвы есть заведения, готовые отдавать еду. Тут мы можем помочь, только предложив человеку самому пройти по району и найти кафе, готовые к сотрудничеству. Мы даем необходимые рекомендации, бумаги, помогаем советом.
Каждый доброволец при заполнении анкеты на нашем сайте обязательно указывает место жительства. Это важно, так как мы «привязываем» человека к точке общепита рядом с его домом. Пару раз волонтер, конечно, может съездить на другой конец Москвы, но быстро устанет и потеряет интерес. Мы стараемся сделать сотрудничество удобным для всех участников фудшеринга.
Кроме того, желающий стать нашим помощником должен пройти тест на знание правил проекта. Тест можно проходить много раз, ограничений нет – наша задача не отсеять людей, а сделать так, чтобы они внимательно прочитали правила и знали их. После этого мой коллега и соучредитель проекта Константин Пономарев беседует с кандидатом в волонтеры. Это небольшое знакомство с человеком, чтобы немного получить о нем представление.
Организационно схема выглядит так – к каждой точке прикрепляется группа волонтеров во главе с куратором. Количество человек зависит от того, как часто и регулярно надо забирать еду. Лично я больше не контролирую это заведение, могу посмотреть отчеты, вмешиваюсь, если надо решить сложный вопрос.
Если говорить о социальном портрете наших волонтеров, то люди совершенно разные. Много студентов, есть многодетные семьи, пенсионеры. Обращаются люди предпенсионного возраста, у которых временно проблемы с работой – время есть, а денег нет. Они всегда рады принять продукты в помощь. Есть малообеспеченные люди, нуждающиеся. Но этой категории мы теперь будем помогать.