Образованный невольник
Раб Фредерик Дуглас (настоящее имя Фредерик Огастес Уошингтон Бейли) родился в 1818 году в американском штате Мэриленд в семье рабов. В том же году Александру Сергеевичу Пушкину исполнилось девятнадцать.
Если бы его предка Ибрагима Ганнибала вывез с Черного континента не русский царь, а президент Америки, то он – в силу своих антропологических особенностей и при определенном стечении обстоятельств – тоже мог быть рабом. Но вместо этого он был почти рабовладельцем.
Впрочем, наши крепостные и американские рабы – совсем разные статусы. Вспомнить хотя бы легендарную Салтычиху, которая за издевательства над своими людьми 33 года провела в застенке. В рабовладельческой Америке такое вовсе не считалось преступлением.
Первые годы жизни Фредерика – мексиканский сериал с рабовладельческим гарниром. Отца своего он не знал, но было несколько версий. В число кандидатов входил даже белый надсмотрщик, впрочем, все это недостоверно.
Версия с белым отцом впоследствии не раз мешала Фредерику в его деятельности борца с рабовладением. Дело в том, что одним из ведущих аргументов защитников рабства было утверждение, дескать, темнокожие люди обладают более низким интеллектом, и предоставлять им свободу бессмысленно и даже опасно.
Сам Дуглас, будучи талантливым писателем и блистательным оратором, опровергал это одним лишь фактом своего существования. Тут-то его оппоненты и припоминали его наполовину «белое» происхождение.
С матерью же Фредерика разлучили в раннем детстве – у рабов это обычное дело.
Будучи подростком, Дуглас переехал в Балтимор, где стал слугой у некого Хью Аульда. Его жена, София Аульд, обучила Фредерика алфавиту. Между прочим, сильно рисковала, законом штата Мэриленд это строжайше запрещалось.
До проблем с властями дело не дошло. Вмешался муж, который не без оснований заявил, что если раб научится читать, то рано или поздно он окажется недовольным своим положением.
Но к тому моменту дело было сделано, Фредерик глотал книги одну за другой. Но уже в тайне от своих хозяев.
С этого момента начинается новая жизнь Фредерика Дугласа. Он создает подпольную воскресную школу, в которой обучает грамоте других рабов. Вместе они изучают Новый Завет и политические брошюры. Так продолжалось полгода, после чего о занятиях Дугласа узнали плантаторы. В ход пошли камни и дубинки.
Шестнадцатилетнего юношу передают «на исправление» фермеру Эдварду Коуви по кличке «Ломатель рабов». Дуглас писал: «Некоторые рабовладельцы не считали для себя большой потерей отдать мистеру Коуви своих рабов на год ради их усмирения, не требуя за это никакой платы. Имея такую репутацию, он мог без труда пользоваться дармовой силой».
У американских рабовладельцев тоже были свои хитрые технологии.
После нескольких жестоких порок Дуглас неожиданно дает Кови отпор. Результат был неожиданным даже для Дугласа – Кови не сдал его властям, а порки прекратились.
Дальше – попытка побега. Увы, неудачная. И вторая – тоже неудачная. А третья попытка оказалась успешной.
Двадцатилетний беглый раб, переодевшись в форму моряка и вооружившись поддельными документами, едет в штат Нью-Йорк. Там он практически не рискует быть узнанным. Работает поденщиком, кучером, трубочистом.
Компьютерные базы по беглым рабам, к счастью, не существуют. Возможно, его и искали на окрестных плантациях, но никак не в Нью-Йорке. Не исключено, что в 1845 году, когда вышла книга «Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба», о Дугласе вспомнили, но побоялись предъявлять свои права на нью-йоркскую знаменитость.
А может, не вспомнили – много воды утекло за семь лет. А может, и про книгу ничего не слышали, у фермеров полно своих проблем, весьма далеких от издательских новинок.
В любом случае, автор книги, фактически, признается в совершенном преступлении. И вот Дуглас снова в бегах, на сей раз в далекой Ирландии. И там ему снова везет – английские квакеры собирают достаточно денег, чтобы он официально выкупил свою свободу. И Фредерик возвращается в Америку на этот раз вполне открыто.
Американская версия «Полярной звезды»
Книга получилась, мягко скажем, резонансная (культовый роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» выйдет только в 1852 году). И вот, в 1847 году – очередной скандал, выход первого номера газеты «Норт стар». Названа она была по аналогии с известным альманахом «Полярная звезда», который сначала издавали Рылеев и Бесстужев-Марлинский, а затем Герцен и Огарев.
Девиз газеты звучал так: «Право независимо от половой принадлежности, правда независима от цвета кожи, Бог – наш общий Отец, и мы все братья».
Дуглас давно говорил о своей давней мечте – «увидеть в этой владеющей и торгующей рабами, ненавидящей негров стране типографию и газету, созданную самими жертвами рабства и угнетения». И, действительно, из типографии выходит первый номер газеты, сделанной темнокожими и посвященной проблемам темнокожих. Главный редактор, разумеется, Фредерик Дуглас.
Это СМИ будет выходить на протяжении 16 лет, сменит название, но не поменяет свою суть. Конечно, там будут проблемы с рекламой – ее просто-напросто побоятся давать. Главному редактору придется потратить на выход газеты собственные 12 000 долларов (в то время – огромные деньги), заработанных чтением лекций, и даже заложить свой дом. Но выпуск не прервется.
Газета удивительна еще и тем, что Дуглас публикует в ней не только статьи профессиональных журналистов и писателей, но и корреспонденции обычных малограмотных людей. Это делает «Норт стар» живее, еще ближе темнокожим американцам. А белое общество приводит в еще большую ярость.
Но поделать с этим ничего нельзя. Движение за права афроамериканцев становится – во многом благодаря Фредерику Дугласу – все более мощным, и нет желающих плевать против ветра.
Один из современников, Г.Пенн писал о Дугласе: «Хотя он очень много выступал с речами, ратуя за ликвидацию рабства, его самой эффективной деятельностью во имя свободы была работа редактора и издателя «Норт стар» в Рочестере… самая полезная для его расы».
И все же в 1863 году газета закрывается. Главный редактор пишет в «Прощальном письме»: «Моя газета прекращает существование на той же самой улице, в той же самой комнате, в которой она начиналась, ее адрес не менялся на протяжении шестнадцати лет, и точно так же не менялись ее принципы…
Я буду думать, писать, публично выступать до тех пор, пока невольники будут нуждаться в пере, которое будет отстаивать их дело, и в голосе, который будет излагать их беды перед страной».
Этим Дуглас, собственно, и продолжает заниматься.
«Вулканическое извержение человеческой природы»
А оратором он был, что называется, от Бога. Один из современников, Н.П.Роджерс описывал речь Фредерика Дугласа: «Ее невозможно охарактеризовать как ораторское искусство или красноречие. Она была суровее – мрачнее – глубже.
Это было вулканическое извержение человеческой природы, долгое время подавляемой рабством и наконец взорвавшей свою темницу. Это был ураган восстания, и я не мог не думать, глядя на него, расшагивавшего по сцене взад и вперед, подобно пробужденному нумидийскому льву, как его внушающий страх голос донесется до Юга в решающий час, призывая восставших к сражению и вселяя ужас в сердца перепуганных и отчаявшихся рабовладельцев».
Дуглас и правда был сторонником силовых методов борьбы. Он писал: «Не бывает так, чтобы человек посадил другого человека за ногу на цепь и не обнаружил впоследствии другой конец этой цепи вокруг своей шеи».
Не удивительно. Дуглас говорил, что всегда носит свой первый диплом на спине – имея в виду страшные рубцы, оставленные палками и плетками своих бывших хозяев и надсмотрщиков.
Кроме того, он постоянно помогал неграм-рабам, тайно переправляя их в Канаду, прекрасно понимая, с каким риском это связано. Дуглас писал: «С одной стороны, рабство, безжалостная, пугающая нас реальность… С другой стороны… когда мы представляли себе наш путь, мы приходили в ужас.
Всюду мы видели неумолимую смерть, выступающую в разных обличьях. То это был голод, заставляющий нас поедать собственную плоть; то мы боролись с волнами и тонули; то нас нагоняли преследователи и ужасные овчарки разрывали нас в клочья; нас жалили скорпионы, преследовали дикие звери, кусали змеи, и, наконец, когда мы почти достигали желанной цели после того, как мы переплывали реки, сражались в лесу со свирепыми зверями, ночевали в лесу, страдали от голода и холода, нас настигали преследователи и убивали нас, сопротивляющихся, в том месте, куда мы так стремились».
Это был рисковый человек, который презирал американское рабовладельческое законодательство и жил по собственным законам. И он охотно помогал таким же смельчакам.
Знаменитая Прокламация об освобождении рабов президента Линкольна его, разумеется, не устроила – поскольку, во-первых, освобождала не всех рабов, а, во-вторых, не давала им избирательного права. Полумеры были не для этого борца.
* * *
Целью всей жизни Фредерика Дугласа было, по его собственным словам, «атаковать рабство во всех его проявлениях, отстаивать полное освобождение, поднимать нравственные критерии общества, содействовать нравственному и интеллектуальному усовершенствованию цветных американцев и ускорить освобождение трех миллионов наших соотечественников».
Он, действительно, посвятил этому всю свою жизнь.
Фредерик Дуглас скончался в 1895 году от сердечного приступа – сказалось постоянное физическое и нервное напряжение, он же вообще не давал себе отдыха. Его имя значится в одном ряду с именем Авраама Линкольна (не то, чтобы они приятельствовали, но Дуглас запросто входил в кабинет 16-го американского президента).
Он был первым темнокожим американцем, которого выдвинули в качестве кандидата на пост вице-президента США. Он написал книгу, полностью изменившую представление американцев о жизни рабов. И он был настоящей легендой.
Тем не менее, в июле 2020 года современные американские борцы с расизмом снесли памятник Дугласу в Рочестере. Почему? Никто так и не понял. Видимо, просто не знали, кто такой Фредерик Дуглас.