Французский Афон: монастырь архимандрита Плакиды (Дезея) в горах Прованса
Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного богослова, архимандрита Плакиды (Дезея), недавно почившего. Мы побывали в главном из них
Несколько часов езды в монастырь святого Антония, провансальскую глушь, последние полчаса по узкому горному серпантину. Гид предупреждает: ехать надо осторожно, из-за поворота может выскочить заяц, а то и выбежать олень. Миновали указатель на французском: «Направо византийские фрески». И вот мы в параллельном мире.
Скалы Веркора нависают над черепичным куполом типичного греческого кафоликона. У входа резной крест в русском стиле…
История обители – подворья афонского монастыря Симонопетра, напоминает рассказ из патерика. Его настоятель 87-летний архимандрит Плакида (Дезей) в прошлом католический монах. Ученый-богослов и одновременно аскет-молитвенник, с 16 лет он подвизался в строгих цистерианских монастырях Франции.
Постепенно изучение святых отцов привело его на Восток. Сказались и встречи с русскими богословами Владимиром Лосским и архимандритом Киприаном (Керном) в Свято-Сергиевском институте в Париже, и в особенности разочарование реформами Второго Ватиканского собора.
Присоединение к Православию проходило постепенно. Этот процесс ярко описан самим отцом Плакидой в эссе «Этапы духовного странствия». На русском языке оно издано ПСТГУ в составе сборника «Добротолюбие и православная духовность».
Финалом стало крещение 19 июня 1977 года на Афоне отца Плакиды и нескольких братьев из основанного им монастыря у архимандрита монастыря Симонопетра Емилиана (Вафидиса). Присоединение к Православию известных богословов да к тому же не через миропомазание, а через повторное крещение, а впоследствии новое рукоположение в священство, вызвало большой скандал в католическом мире, однако часть католического монашества сохранила с ними добрые отношения: его советов по-прежнему не чуждались.
Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский.
Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии.
Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство.
Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон.
Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия.
Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988-90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана».
Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов.
В 16 лет он пришел в католический монастырь с одним из самых строгих уставов во Франции, в 30 лет он основал свою обитель. В 41 он перешел в Православие и увлек за собой всю братию. Архимандрит Плакида Дезей, богослов, писатель, исихаст, о православном и католическом французском монашестве, отношениях Церкви и государства в интервью журнала «Нескучный сад». Полная видеоверсия