Французский Афон: монастырь архимандрита Плакиды (Дезея) в горах Прованса
Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного богослова, архимандрита Плакиды (Дезея), недавно почившего. Мы побывали в главном из них
Строительство главного храма монастыря. Фото 1980-х гг
Несколько часов езды в монастырь святого Антония, провансальскую глушь, последние полчаса по узкому горному серпантину. Гид предупреждает: ехать надо осторожно, из-за поворота может выскочить заяц, а то и выбежать олень. Миновали указатель на французском: «Направо византийские фрески». И вот мы в параллельном мире.
Скалы Веркора нависают над черепичным куполом типичного греческого кафоликона. У входа резной крест в русском стиле…
История обители – подворья афонского монастыря Симонопетра, напоминает рассказ из патерика. Его настоятель 87-летний архимандрит Плакида (Дезей) в прошлом католический монах. Ученый-богослов и одновременно аскет-молитвенник, с 16 лет он подвизался в строгих цистерианских монастырях Франции.
Постепенно изучение святых отцов привело его на Восток. Сказались и встречи с русскими богословами Владимиром Лосским и архимандритом Киприаном (Керном) в Свято-Сергиевском институте в Париже, и в особенности разочарование реформами Второго Ватиканского собора.
Присоединение к Православию проходило постепенно. Этот процесс ярко описан самим отцом Плакидой в эссе «Этапы духовного странствия». На русском языке оно издано ПСТГУ в составе сборника «Добротолюбие и православная духовность».
Финалом стало крещение 19 июня 1977 года на Афоне отца Плакиды и нескольких братьев из основанного им монастыря у архимандрита монастыря Симонопетра Емилиана (Вафидиса). Присоединение к Православию известных богословов да к тому же не через миропомазание, а через повторное крещение, а впоследствии новое рукоположение в священство, вызвало большой скандал в католическом мире, однако часть католического монашества сохранила с ними добрые отношения: его советов по-прежнему не чуждались.
Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский.
Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии.
Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство.
Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон.
Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия.
Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988-90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана».
Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов.
Монастырь св.Антония Великого (подворье афонского монастыря Симонопетра) расположен в природном заповедникеРаньше на этом месте была водяная мельница – в непосредственной близости от нынешнего келейного корпуса бежит горный ручейМонахи молятся ночью по афонскому уставу, но для паломников, по договоренности, служба может быть перенесена на более привычное время. Ведь добраться до горного монастыря не так-то простоПо греческой традиции клирос поет не по нотам, а по крюкам. Только на французском языке. Монастырь прп. Антония и Силуана считается центром адаптации византийского пения, которым так славится афонский монастырь Симонопетра, к французскому языку. Энтузиастом этого перевода является отец Серафим. Сейчас он отшельничает на острове Поркероль в бывшем военном форте с неожиданно монашеским названием — Форт Покаяния (Fort de la Repentance)Монастырский храм расписан иконописцами из Москвы. Образы Спасителя и Пресвятой Богородицы на иконостасе — работа архимандрита Зинона (Теодора), писавшего фрески и в материнской обители скита — монастыре Симонопетра на Святой ГореМонастырский храм расписан иконописцами из Москвы. Образы Спасителя и Пресвятой Богородицы на иконостасе — работа архимандрита Зинона (Теодора), писавшего фрески и в материнской обители скита — монастыре Симонопетра на Святой ГореРедкий случай, когда женщины могут помолиться на литургии в афонском монастыреХотя именно женщины были первыми, кто присоединился к трем основателям монастыря, были женщины. В 1981 году обитель приняла трех послушниц, которым просто некуда было идти: поблизости не было женского монастыря, а им нужно было сохранить духовное руководство отца Плакиды. Через 3 года они приняли постриг, а монастырь смог купить для них дом неподалеку. В 1985 году сестер уже было 5. Так был основан женский монастырь Покрова Божией МатериВ монастыре можно оставить и записки, только писать их нужно латинскими буквамиСв.Антоний Великий – покровитель монастыря. Ему посвящена домовая церковь внутри корпуса, в которой молятся только насельники. В храме прп. Силуана хранится частица мощей святого основателя монашества ее передал католический архиепископ города Экс-ен-ПровансПрп. Силуан Афонский соединяет, по словам архимандрита Плакиды, греческую, русскую и европейскую традиции, поэтому основной храм монастыря был освящен в его честьХотя мирянам и разрешают посещать монастырь, с монахами они почти не встречаются. На фото отец Димитрий – ответственный за прием гостей и паломниковОтец Димитрий — немец, приехал из ДюссельдорфаОбычно службы совершаются на французском языке, но если с организованной группой паломников приехал русскоговорящий священник, то он может послужить для них и на русском. Но игумен Гермоген (Ананьев), насельник Данилова монастыря в Москве, служил по французскому служебникуПосле литургии архимандрит Плакида (Дезей) благословляет паломников и беседует с нимиПо греческой традиции, после богослужения паломники собираются в монастырском архондарике, чтобы выпить кофеАрхондарик – трапезная для паломниковВнешне монастырь больше похож на альпийское шале, чем на афонский монастырь. Но монахи в нем живут строгой аскетической жизнью. Начало молитвы в 5.30 и далее весь суточный кругУдивительно видеть резные кресты на братском кладбище за главным корпусом. Вокруг прованс, горы, водопад. И русские кресты…Частые гости монастыря – туристы и альпинисты, которые спускаются с гор по проходящей мимо монастыря дороге
В 16 лет он пришел в католический монастырь с одним из самых строгих уставов во Франции, в 30 лет он основал свою обитель. В 41 он перешел в Православие и увлек за собой всю братию. Архимандрит Плакида Дезей, богослов, писатель, исихаст, о православном и католическом французском монашестве, отношениях Церкви и государства в интервью журнала «Нескучный сад». Полная видеоверсия