Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Фонд пообещал «по знакомству» лечить жертвователей от рака

Руководитель Фонда профилактики рака рассказал «Милосердию.ru», как будет работать новый способ поощрения пожертвований, а эксперты высказали свое мнение о перспективах программы

Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака. Фото с сайта strana39.ru

Фонд профилактики рака, действующий с 2010 года, запустил новую программу: он предлагает свою помощь людям, совершающим регулярные пожертвования. Для вступления в клуб, который называется «Живу не напрасно», необходимо оформить ежегодный платеж в размере шести тысяч рублей, или ежемесячно делать взнос в размере пятисот рублей. Взамен фонд обещает позаботиться о жертвователе, если у него самого будет выявлено онкологическое заболевание.

«Мы знаем всех онкологов в стране»

Исполнительный директор фонда Илья Фоминцев рассказал «Милосердию.ru», как возникла эта идея:

«При сборе пожертвований мы сталкиваемся с проблемой: довольно сложно объяснить, что необходимо жертвовать средства на здоровых. Люди привыкли собирать деньги на больных, особенно на тяжелые случаи, или если заболел ребенок. А профилактика рака – это что-то «эфемерное».

Хотя наши программы достаточно понятным образом спасают людей от рака. Мы уже спасли несколько сотен жизней и можем доказать математически, что эти люди не заболели раком именно благодаря нашей работе. На мой взгляд, это очень важно – не только спасать людей, которые уже заболели, но и не допустить заболевания как такового.

Клубный подход к жертвователям, во-первых, объясняет им, что мы все «под Богом ходим». Во-вторых, он их стимулирует, они как бы оказываются под «защитой» фонда».

Идея предоставить постоянным жертвователям свою «защиту» возникла давно, однако она была неосуществима, пока у фонда не было системы рекуррентных (регулярных) платежей.

Теперь такая система появилась, и любой человек может подключить свою карту, чтобы с нее автоматически списывались средства в пользу благотворительной организации. Технически это стало возможным с 24 марта. С тех пор в клуб вступили 50 человек, сообщил Фоминцев.

Поддержка, которую фонд обещает жертвователям, основывается на связях его сотрудников. «Профилактика рака – это бесконечное взаимодействие с онкологами, – пояснил исполнительный директор. – Мы сами все онкологи, и мы хорошо знаем всех онкологов в стране, мы с ними дружим, они нас прекрасно знают, и нам не составляет труда организовать лечение, подсказать какого-то доктора.

Собственно, мы это уже делаем, к нам постоянно обращаются за такой помощью наши знакомые и знакомые знакомых. Бывает, что люди не могут найти общий язык с врачом. Бывает, что доктора неправильно лечат, или, допустим, в обезболивании отказывают. Я несколько раз и таким образом помогал людям: они оформляли на меня доверенность на представление интересов, и я шел, разбирался с врачами».

По словам Фоминцева, количество обращений в фонд за содействием такого рода уже «зашкаливает», при том что это совершенно не относится к задачам организации. Поэтому фонд планирует нанять специального сотрудника, который займется подобным сопровождением пациентов. Он будет «вести дело» заболевшего члена клуба: подберет клинику, врача, организует лечение, ответит на все вопросы.

Выбор клиники будет зависеть от ситуации: транспортабелен ли больной, насколько сложен его случай, есть ли в его городе хорошие специалисты. Но один из ключевых партнеров фонда – ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова». «Чаще всего, наверное, мы будем его рекомендовать. Я там знаю всех и могу легко связаться с любым доктором и обсудить с ним доверенного больного», – сказал Фоминцев.

Фото с сайта medicinapreventiva.info

Он добавил, что фонд действует на территории всей России: «У нас и в других регионах очень много знакомств. А в том городе, где у меня лично нет знакомых онкологов, я совершенно спокойно найду их через других своих знакомых. Это не вопрос».

Инициатива Фонда профилактики рака очень напоминает особый вид страхования. «Это не страховка, – подчеркивает исполнительный директор. – Если бы мы хотели заняться бизнесом, мы бы так и сделали. Мы не продаем услугу, мы занимаемся профилактикой рака и собираем пожертвования на эту деятельность. Просто мы считаем, что было бы справедливо помогать людям, которые вкладывают средства в развитие онкологии».

Свое обещание помощи фонд не планирует оформлять юридически. Члены клуба будут заключать с организацией стандартный договор о пожертвованиях.

А как быть в случае, если жертвователь вступил в клуб, сделал первый взнос, и сразу выяснилось, что он болен и рассчитывает на помощь фонда? «Я не вижу никакой проблемы, – сказал Фоминцев. – Мы просто всем сразу говорим: если вы делаете пожертвование, чтобы получить помощь, не надо. Мы вам и так поможем. Единственное что, мы не сможем выделить в данном случае постоянного менеджера, который будет им заниматься, но первичную проблему, с которой человек обращается, мы, конечно решим».

«Мы обучаем врачей и пациентов»

«Мы организаторы. Мы обучаем врачей, обучаем пациентов, проводим крупные форумы, организуем региональные проекты по скринингу рака», – так обрисовал исполнительный директор характер деятельности фонда. Он рассказал о некоторых проектах благотворительной организации.

Один из них – стипендия Фонда профилактики рака. «Мы ежегодно проводим конкурс, в этом году в нем будут участвовать выпускники вузов из шести стран (Россия, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Украина). Мы отбираем самых талантливых и оплачиваем им ординатуру в НИИ онкологии им. Петрова, оплачиваем специальную иностранную литературу, организуем дополнительные занятия по скайпу с лучшими онкологами мира», – рассказал Фоминцев. По окончании программы эти специалисты должны будут остаться работать в России.

Другой проект – система профилактики рака SCREEN. Это алгоритм выбора обследования, который доступен онлайн, и который позволяет по ответам пользователя отнести его к той или иной группе риска рака.

«Для каждой такой группы, для каждой локализации у человека получается на выходе, во-первых, картина рисков, во-вторых, список абсолютно обоснованных рекомендаций, как поступать, чтобы предотвратить рак, или своевременно его выявить», – пояснил руководитель фонда. Алгоритмы этих рекомендаций очень сложны. Они утверждены крупнейшими учеными-онкологами Российской Федерации, подчеркнул Фоминцев.

К системе SCREEN будут подключены клиники, и человек сможет, не выходя из нее, записаться на рекомендованное обследование. Правда, все эти клиники пока только частные. Государственные медицинские учреждения не могут оплачивать контроль качества, организованный фондом совместно с НИИ Онкологии им. Петрова.

В чем будет заключаться контроль? Это визиты экспертов, которые обучат сотрудников клиники правильной тактике раннего выявления рака, внедрят правильные протоколы обследования, а также будут выборочно проверять обоснованность назначений, сделанных по окончании обследований.

Фото с сайта zdravkom.ru

«Хорошие дела должны быть выгодны»

Эксперт в области благотворительности, учредитель и председатель правления Благотворительного фонда «Мозаика счастья», член Экспертного совета по волонтерству при уполномоченном по правам человека РФ Анна Пучкова прокомментировала для «Милосердия.ru» новую программу Фонда профилактики рака.

«Насколько я знаю, это новая идея, и она мне очень нравится. Она в принципе выражает некую фундаментальную мысль о пожертвовании: сегодня ты помог, а завтра, если с тобой что-то случится, тебе тоже помогут, – сказала она. – Конечно, трудности у организаторов программы возникнуть могут. Например, если кого-то не устроят специалисты, которых они подберут, или если человек невнимательно прочитал условия и решил, что он теперь застрахован, хотя они имели в виду только консультационно-информационную помощь. Но это стандартные проблемы практически любой организации при взаимодействии с людьми».

«Наш проект «Ради главного» – тоже за то, чтобы благотворительность была выгодна, – добавила Пучкова. – Я считаю, что хорошие дела делать выгодно, и это нормально. Это приносит моральное удовлетворение. Что касается идеи Фонда профилактики рака, то люди, совершающие пожертвование, будут еще и знать, куда им бежать, если они окажутся на месте нуждающихся. Это классная информационная история!»

«Это обреченный проект»

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский скептически отнесся к идее помощи жертвователям «по знакомству».

«Это выглядит, мягко говоря, странно, – сказал он «Милосердию.ru». – Все клиники, куда можно направить онкологического больного, известны. Они государственные. А в коммерческую клинику человек, который способен оплатить лечение рака, и сам путь найдет. Обычная дорога онкологических больных понятна: через свой онкодиспансер, потом через профильный стационар. И потом, что значит – хороший врач? Это понятие относительное. В момент принятия шести тысяч вам могут наговорить, что угодно.

Мне кажется, это обреченный проект. Убедить человека просто так отдать деньги на благое дело, на лечение других людей – это понять можно, это акт доброй воли, взрослый человек сам решает, что ему делать. А вот обещание взамен каких-то преференций я не понимаю.

Подменить собою бесплатную медицину они не могут, а за деньги человек и сам решит свои проблемы».

«Это как-то не совсем правильно…»

Директор по развитию воронежского фонда «Живи!» Евгения Григораш прокомментировала инициативу Фонда профилактики рака так: «Наш фонд старается не отказывать никому, мы стараемся любой суммой помочь. Но мне кажется, нельзя под этой эгидой стимулировать людей сдавать деньги. Это как-то не совсем правильно. Это похоже на страхование».

Опыт Службы помощи «Милосердие»

В состав нашей организации входит Патронажная служба, которая оказывает помощь на дому тяжело больным людям, нуждающимся в круглосуточном уходе. Однако, когда у одного из сотрудников «Милосердия» заболела мать, и ей понадобилась сиделка, оказалось довольно трудно найти для нее сестру милосердия. Спрос на услуги патронажных сестер в сотни раз превышает наши ресурсы. Чтобы заботиться о новых больных, сестер не хватает.

Фонд профилактики рака может столкнуться с такой же проблемой. Их ресурсов может не хватить на всех желающих получить обещанную помощь. Фонду придется или отказаться от обещаний, или свыкнуться с тем, что далеко не всегда он будет в состоянии выполнить взятые на себя обязательства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?