Фонд «Обнаженные сердца» издал книгу «Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление». (Русский перевод издания Romania’s Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery издательства Гарвардского университета).
Предлагаем отрывок из книги
Из главы 5. Приемная семья как метод вмешательства
Консультирование, супервизия и поддержка социальных работников проекта
Когда начинался наш проект, супервизия как профессиональный процесс была практически неизвестна в Румынии. Некоторые авторы различают «административный контроль», при котором проверяющие следят, чтобы те или иные действия или мероприятия проводились в соответствии с установленными правилами, были должным образом задокументированы и т. д., и «рефлексивную супервизию», направленную на поддержку специалиста в понимании его собственного поведения и поведения его клиента.
Руководитель, не так непосредственно вовлеченный в рабочие процессы, как специалист-практик, но обладает более значительным опытом, не только обеспечивает поддержку и руководство, но и поощряет стремление к пониманию чужого поведения и рефлексию собственных откликов на него.
На прежних местах работы наши социальные работники сталкивались лишь с административным контролем, и именно эту модель они принесли в проект BEIP. Мы же внедряли другую, которая предполагала сочетание рефлексии, наблюдения и консультирования.
Мы ожидали, что работа с приемными родителями будет своеобразной и сложной, и были полны решимости помочь нашей Бухарестской команде выработать достаточную устойчивость к стрессам. Руководителем и консультантом для наших социальных работников стала Анна Смайк из Университета Тулейн, специалист в области прикладной психологии и психологии развития с многолетним опытом работы с маленькими детьми в приемных семьях и их родителями.
Анна участвовала в разработке программы нашего вмешательства с самого начала и курировала его внедрение в течение первых 4 лет проекта. Она начала со встречи с командой в Бухаресте; затем еженедельно проводила видео- или телефонные консультации с сотрудниками.
Поначалу это были занятия о раннем детском развитии, привязанности и трудностях, с которыми сталкиваются приемные родители, но постепенно обсуждения приобретали более конкретный характер, фокусируясь на определенных случаях. Большая часть ее контактов с социальными работниками происходила посредством еженедельных видео- или телефонных консультаций.
В июне 2003 года, примерно через 2 года после начала проекта, к команде присоединилась Валери Вайда-Джонстон (Valerie Wajda-Johnston), клинический психолог из Университета Тулейн. Она тоже начала свою работу с личной встречи с группой, а затем продолжила еженедельными видео- или телефонными консультациями.
Этот второй уровень супервизии был добавлен, чтобы обеспечить дополнительную помощь в разработке и реализации поведенческих программ с семьями в работе со сложным поведением среди приемных родителей. Как и в случае с Анной, эти встречи начинались с более формальных презентаций по темам, представляющим интерес для команды, но постепенно все чаще превращались в разбор конкретных случаев.
Обсуждалось, в частности, что может помешать успеху предлагаемых мер, насколько подходящими оказались конкретные рекомендации, как можно модифицировать или заменить предложенное решение проблемы.
Эффективная коммуникация между группой и консультантами складывалась нелегко. Хотя знание английского языка было для наших социальных работников обязательным условием приема на работу, это вовсе не означало, что им комфортно обсуждать по-английски незнакомые темы, включающие абстрактные психологические конструкты.
Поначалу мы попытались организовать супервизии по телефону, но это еще больше осложнило процесс установления рабочих отношений.
Помог переход к видеоконференциям и превращение этих встреч в обычное дело — наши социальные работники постепенно привыкали общаться по-английски на профессиональные темы. Необходимо было также выявить и преодолеть психологические барьеры. Хотя наши сотрудники были любознательны и стремились учиться, но и они, казалось, поначалу неохотно представляли свои «кейсы» — даже в неформальном общении — Анне или Валери во время сессий супервизии.
Особенную сдержанность они проявляли в отношении собственных реакций на рабочие ситуации. Постепенно стало понятно, что проблема состоит в отсутствии доверия. Наших социальных работников беспокоила цель этих консультаций и наблюдений.
Они задавались вопросом, не является ли супервизия в действительности замаскированной оценкой их работы, а не способом оказать помощь в понимании клинических затруднений.
Они опасались, не может ли то, что они рассказывают, как-то повлиять на их положение на работе.
Другая проблема заключалась в том, что многие идеи и приемы, обсуждавшиеся руководителями с социальными работниками, были им совершенно незнакомы. Иногда команда не чувствовала уверенности в применении идей, которых они никогда не видели на практике.
Но при ограниченности их собственного опыта и в отсутствии моделей такого рода в обучении или практической работе у сотрудников не было иного выбора, кроме как пробовать различные подходы, опираясь на собственную интуицию и опыт своих супервизоров.
Как только эти проблемы были выявлены, группе стало легче их обсуждать и преодолевать.
Например, социальные работники осознали, что нежелание приемных родителей быть открытыми с ними и обращаться за помощью, было похоже на их собственную первоначальную закрытость во время консультационных сессий с их супервизорами.