Православный портал о благотворительности

Фонд и его звезда

Может ли выжить фонд без «известного лица», как заинтересовать знаменитость именно своим направлением работы, как не чувствовать себя использованным – ни фонду, ни звезде?

Фото с сайта aif.ru
 Об этом говорили участники конференции «Добро-2016», проходившей в Москве с 9 по 11 апреля 2016 года.

На днях известные актеры, попечители благотворительных фондов, обратились к президенту с просьбой разделить понятия «политическая» и «общественная деятельность», и не награждать все НКО подряд термином «иностранный агент». Константин Хабенский на прямой линии с президентом России попросил Владимира Путина решить вопрос с допуском родственников больных в реанимацию. Очень часто для того, чтобы, наконец, важный вопрос сдвинулся с места, нужно вмешательство авторитетной известной персоны.

Каждый фонд знает, как важно привлечь к работе значимого и известного человека, «звезду», которая, в свою очередь, привлечет к фонду внимание общественности.

«Я не вывеска!»

Актриса Ксения Алферова замечает, что часто к звездам относятся как к «людям с особенностями», а это не всегда приятно.

«Часто говорят фразами «надо привлечь звезду». Но что значит «привлечь»? У каждого из нас есть сердце и душа. Она отзывается или нет.

И мы не делим между собой территорию. Скажем, Константин Хабенский с радостью приходит на наши праздники, мы тоже идем на какой-то марафон и так далее. Фонд «Со-Единение» делает идеальную историю, привлекая к своей работе и разные фонды, и разных звезд. Не надо относиться к селебрити как к вывеске, мне бы это было не очень приятно».

Егор Бероев и Ксения Алферова с подопечными фонда «Я есть» на празднике в «Мастерславле». Фото с сайта masterslavl.ru

Ксения так же уверена, что нельзя обвинять звезду в пиаре, если она говорит о своей работе в благотворительности. «Это огромная работа, если бы все так «пиарились», мир был бы совершенен. Часто мы приходим в фонд в выходные дни, в свободное время, вместо отдыха».

Тайно или явно?

Актриса Татьяна Лазарева (признана в РФ иноагентом) вспоминает, что 15 лет назад заниматься благотворительностью было немодно. Поэтому звезды не особо афишировали свою занятость в этой сфере. «Считалось, что благотворительность –  дело тихое, – говорит Татьяна Лазарева. – Все говорили: не надо кричать об этом, это пиар. Я с самого начала не была с этим согласна.

Ведь известные люди своим примером дают понять поклонникам, что, если я вам нравлюсь, и если я принимаю участие в благотворительной работе, то и вы можете присмотреться к этому делу и присоединиться».

Актер Андрей Чернышев –  новичок в деле благотворительности. Его вовлек в работу помогающий детям калининградский фонд «Верю в чудо», когда актер был в городе на съемках. «У нас продолжается дружба, но я, к сожалению, пока еще мало что делаю для них. Но понимаю важность этого дела. Я тоже размышлял: а надо ли афишировать эту свою деятельность? Но я согласен, что это определенный пример для окружающих.  Я восхищаюсь теми, кто тратят столько сил, свою жизнь на эту работу».

Что привлекает?

Певица Диана Арбенина не смогла приехать на конференцию «Добро», но записала свое обращение к участникам. Диана рассказала свою личную историю – как она была вовлечена в благотворительную работу. Она узнала о девочке, которую зовут Соня Пятница, которая очень больна. «Когда она перестала хотеть жить, я познакомилась с ней. И Соня выучила очень серьезную, взрослую песню «Южный полюс», спела со мной. Она захотела снова есть, захотела жить. Маленький больной человек имеет такое же право жить, как и я. Если мне бог дал душу и сердце, я должна помогать. И в этом нет ничего пафосного.  Будь добрым и не щади себя в этом».

Татьяна Лазарева, Алексей Макаров и Сати Казанова, участники акции «Я поМОГУ». Фото с сайта woman.ru

Актриса Татьяна Лазарева вспоминает, что начала заниматься благотворительностью в 2000 году, познакомившись с фондом «Созидание» – сейчас она является его попечителем.  «Тогда еще была жива программа «ОСП-студия», нас пригласили провести вечеринку, и мы узнали, что это было первое собрание фонда «Созидание». Мы отказались от гонорара, и подружились. Тогда фонд «Созидание» был еще небольшой.  Они помогали тогда всем, кто оказался в сложной жизненной ситуации:  это малоимущие семьи, многодетные, дети. С тех пор тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, стало больше. Но фонд продолжает помогать, у нас широкий профиль, более 15 разных программ. За это время я стала попечителем «Созидания», и привлекла к этой работе еще и Александра Пушного и Михаила Шаца».

Дмитрий Поликанов, глава фонда «Со-единение», рассказывает: оказалось, что звезды в большом количестве случаев не хотят быть просто свадебными генералами, а готовы оказывать реальную поддержку. «Мы обратились к актеру Евгению Миронову, рассказали ему о слепоглухих людях, он даже не знал о них. И когда он поучаствовал в заседании нашего попечительского совета, то сказал, что хочет принести реальную пользу. И мы сделали спектакль «Прикасаемые». Кстати, в одном из первых спектаклей у нас играл Егор Бероев, хотя у него уже был свой фонд «Я есть»».

Если у фонда есть хедлайнер, это важное приобретение, убежден Дмитрий Поликанов. Имея за спиной человека с именем, можно привлекать к работе и других знаменитостей. Но при этом нужно обращать внимание, не связана ли звезда обязательствами с другим фондом, это может стать источником конкуренции.

Именно актеры вывели отечественную благотворительность на новый уровень

Актриса Ксения Алферова рассказала об открывшейся на московских бульварах выставке #сбудется, организованной фондом «Я есть». Этот фонд создали Ксения и ее супруг, актер Егор Бероев. «Мы занимаемся детьми с ментальными особенностями. Одна из наших основных задач – интеграция наших детей в обычную жизнь. С некоторыми диагнозами связаны стереотипы. Многие воспринимают таких детей негативно, думают о них неправильно. И мы пытаемся «их правильно рекламировать», развеять эти стереотипы в обществе.

Дина Корзун, Чулпан Хаматова и Юрий Шевчук на «Играх победителей», проводимых фондом «Подари жизнь».  Фото с сайта novayagazeta.ru

Я убеждена, что всем нам хочется быть хорошими.  Соучредители фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова и Дина Корзун были первые в благотворительном участии.

Они вывели отечественную благотворительность на новый уровень и дали возможность миллионам людей помогать».

Ксения Алферова замечает, что звезде не обязательно создавать свой собственный фонд, это сложно. «Можно присоединиться к уже работающему фонду, и нет ничего зазорного, когда одна звезда присоединяется к другим селебрити в благотворительности. Пусть вы придете хотя бы просто сфотографироваться с детьми-аутистами на несколько часов. Для них это уже праздник».

Все звезды замечают, что решение участвовать в благотворительности – это очень важный шаг для человека. Ты берешь однажды в жизни на себя ответственность и идешь с этим дальше.  Но при этом имеешь отдачу – например, возможность чувствовать себя хорошим. А самоуважение – это очень важно.

Все виды «пользы от звезды»: соцсети

Актриса Ксения Алферова замечает, что в самом начале она собирала деньги, просто играя в спектакле. «Мы выкладывали наши просьбы о сборе денег для детей в соцсетях и получали быстро ответ, – говорит Ксения.  – И мы поняли, что у нас есть большой  кредит доверия. И мы поняли, что не имеем права не использовать это доверие. Для нас это было неожиданно. И мы постепенно погрузились в благотворительность».

«Если вы входите в благотворительность, это уже не может быть факультативно, – советует актриса своим коллегам. – Вы должны понимать, зачем это вы делаете. И с чистым сердцем. А если просто так – то это не работает».

Известным людям нужно использовать соцсети для популяризации своего фонда. Причем Алена Мешкова, директор фонда Хабенского, замечает, что всегда очень чувствуется, когда медиаперсона пишет просьбу или призыв «от себя», а когда это прислал пиарщик из фонда. Первый вариант, конечно, предпочтительнее.

Алена Мешкова, управляющий директор Благотворительного фонда Константина Хабенского. Фото с сайта irvispress.ru

«Ваша звезда должна быть активной в соцсетях, иметь много подписчиков, – советует Дмитрий Поликанов. –  Это поможет привлекать к работе фонда новых помощников».

Инстаграм, замечает Ксения Алферова, – отличный ресурс для известных людей. «Ты можешь выложить на своей странице что-то официальное, но если ты добавляешь что-то от себя, то это сразу чувствуется. И дает колоссальное количество просмотров». Кстати, подчеркивает Ксения, есть звезды –актеры, а есть не такие известные персоны, но они – звезды Инстаграма, и это тоже можно использовать. В соцсетях у таких известных блогеров много подписчиков, и фондам стоит использовать этот ресурс.  Вообще соцсети – сегодня идеальный вариант для популяризации работы НКО, многие сегодня не смотрят телевизор, а сидят в гаджетах.

Фонд, звезда и СМИ: опыт фонда Хабенского

Алена Мешкова, директор фонда Хабенского, отмечает, что важно построить правильную стратегию работы со средствами массовой информации: «У нас запланировано определенное количество интервью в год, и мы тщательно выбираем СМИ, где мы звучим. Или мы диктуем, чтобы в интервью Константина Хабенского 10 или 30 процентов размера материала было посвящено благотворительности. Иногда вместо интервью со звездой мы предлагаем СМИ интервью с кем-то из сотрудников», – говорит Алена.

Фонд придумал использовать афоризмы Константина Хабенского в качестве своих лозунгов-принципов. Например, вот такой: «2х2=4, 3х3=9, только если обе стороны согласны».

«Польза от привлечения звезды к работе с фондом должна быть и для основателя фонда, и для самого фонда, и для СМИ, – поясняет этот принцип Алена Мешкова. – У каждого СМИ своя аудитория и интересы, мы не можем заставить их работать по нашим правилам. Так что надо находить точки соприкосновения, тогда эффект будет больше».

Фонд Хабенского успевает «ловить сразу нескольких зайцев» – следуя еще одному афоризму Константина Хабенского: «Если бежишь за двумя зайцами, есть шанс поймать трех».  «Мы стараемся так делать, и все чаще стали находить такого третьего зайца, – говорит Алена Мешкова. – Мы стараемся сотрудничать с крупными корпорациями, используем и фандрайзинг, и внутрикорпоративные связи. Мы думали, как соединить медицинское направление деятельности фонда и работу детей в разных творческих студиях страны. И одним из таких проектов, в котором удалось соединить разные силы, стал наш мюзикл «Поколение Маугли»».

Константин Хабенский с участниками мюзикла «Поколение Маугли». Фото с сайта bimru.ru
Лауреат престижной «Премии Станиславского», этот спектакль уже хорошо известен российским зрителям. Премьера состоялась в июне 2014 года в Казани, а затем мюзикл поехал по разным городам страны. В каждом регионе в постановке были задействованы дети и звезды российского театра и кино, причем в каждом новом городе актерский состав обновляется. Например, в Казани роль Шерхана исполнил актер, певец и продюсер Гоша Куценко, Эльмира Калимуллина, серебряный призер шоу «Голос», предстала в образе Багиры, шоумен Тимур Родригез сыграл Балу. Также, в спектакле принимали участие Екатерина Гусева, Александр Кержаков и Диана Арбенина. В спектакле основные актерские силы – это дети, было задействовано около 500 ребят. Проект собрал 40 тысяч зрителей в 5 городах. А все средства от продажи билетов и сувенирной продукции с символикой проекта направляются на лечение детей с онкологическими заболеваниями. За время существования проекта участники собрали более 13 млн рублей и помогли обрести шанс на спасение 21 ребенку. «Проект «Поколение Маугли» подарил фонду более 50 тысяч друзей. И это дети. Привычку помогать нужно воспитывать с детства», – замечает Алена. После участия в таком проекте дети уже не будут равнодушными.

Как «звезда» выбирает фонд

Как звезды выбирают для себя фонд, который хотят поддерживать? С этим бывают сложности. Фонд «Добрый город Петербург» замечает, что детям звезды помогают с радостью, а предложишь поддержать пожилых, и реакция иная: «Вы что, считаете меня тоже стариком?».  С этим согласился и фонд «Старость в радость».

«Мы как-то обратились к актрисе Татьяне Васильевой, но она даже обиделась и бросила трубку: «Старость в радость» – это не про меня!»».

Ксения Алферова считает, что нужно правильно выбирать послов фонда. Это должна быть звезда, которая правильно понимает направление работы фонда.

При этом у медийных лиц уже меняется интерес к другим категориям нуждающихся в помощи. «Наш фонд в силу специфики как раз помогает чаще пожилым, у нас 60 процентов таких подопечных, – говорит Дмитрий Поликанов. – И звезды не отказываются нам помогать, мы их ловим на сопереживание».  Елена Смирнова, директор фонда «Созидание», соглашается с тем, что интерес звезд ширится: они помогают и сельским библиотекам, например, и собирают вещи погорельцам в регионы. «Но действительно важно  качественно представить эти программы звезде. Фонд должен уметь заинтересовать известного человека».

«К старикам с советского времени действительно было какое-то брезгливое отношение, – замечает Ксения Алферова. – Но если тема подана правильно, то помочь захочется. Вот название фонда «Старость в радость» –  оно удачное, от него веет теплом, и хочется помочь. Жалость не работает, это отталкивает. А если это соединится для меня с мыслями о моей бабушке и о самой себе, то помочь захочется, потому что это каждого касается».

Егор Бероев, Ксения Алферова и епископ Пантелеимон на празднике фонда «Я есть». Фото с сайта ru.hellomagazine.com

Как фонду привлечь известного человека?

Региональные фонды признаются, что им очень трудно «добыть с неба звезду». Столичные персоны «не снисходят» до маленьких НКО, «на местах» иногда и нет своих громких знаменитостей. Новосибирский фонд «Солнечный город», например, столкнулся с ситуацией, когда на их общий с Мегафоном проект,  в котором дети из детских домов осваивали профессии, работая в том числе в салонах Мегафона, понадобилось пригласить известного человека. Но такой персоны не нашлось. Фонд смог добиться внимания мэра города – звездой стал Анатолий Локоть, отозвавшийся на просьбу «Солнечного города» –  он приехал в салон и купил у «продавцов»-подростков планшет. Это привлекло к проекту внимание горожан. Но что делать, чтобы фонду помогали люди искусства, культуры, медийные лица?

Звезды считают, что они более доступны, чем кажется региональным фондам.

Татьяна Лазарева говорит, что сейчас известные люди очень активны в соцсетях, и они часто сами лично ведут свои страницы в Фейсбуке, например. «Вы можете выбрать, кто вам интересен, и не надо этого бояться.  Мне пишут очень многие с кучей просьб, это, конечно, тяжело, но я всем отвечаю, – говорит Татьяна. – Выберите себе несколько целей, подумайте, кто вам подходит, последите за внеактерской жизнью этой персоны, какова ее активная гражданская жизнь. Если будет отказ, бояться не надо. Будет согласие от кого-то другого. Многие актеры, наоборот, хотят помогать, но не знают, кому и как. Мы ведь помогаем не только нуждающимся. Мы своим поступком помогаем и тем, кто хочет помогать, но не имеет возможности, агитируем других. Так что вы всегда найдете «свою» звезду».

Благотворительный концерт с участием Дмитрия Певцова в Ангаре спасения. Фото М. Терещенко

Не надо обращаться к тем известным людям, которые уже курируют десятки фондов.

«Очень важно – не звезда вас должна облагодетельствовать. А вы даете человеку возможность стать героем и помогать.  Стать лучше, проявить себя, сделать что-то хорошее. Идти надо с этой позиции, и вы сможете привлечь многих», – дает ценную установку Ксения Алферова.

Звезды считают, что местному фонду, приглашая к себе звезду, стоит заранее продумать, как и где известная персона сможет остановиться, стоит сразу предложить какие-то условия – проезд, проживание. Это даст больше шансов привлечь звезду.

Андрей Чернышев советует посмотреть, когда интересующая фонд персона приедет в город на гастроли. «Попробуйте сделать так, как поступил калининградский фонд, который меня заинтересовал. –  Многие актеры ездят в регионы, посмотрите, какие у вас идут спектакли.  Когда я приезжал в Калининград, фонд попросил разрешения прийти с подопечными, детьми, на съемочную площадку. Я смущался, думал, зачем они вообще придут… но когда они пришли – всех детей расхватали! Кто потащил ребенка пить чай, кто повел показывать съемочную площадку. А еще вся труппа скинулась, мы купили детям какие-то подарки. Я не ожидал, но мои коллеги с радостью откликнулись, им захотелось сделать что-то хорошее».

Дмитрий Поликанов рекомендует коллегам из регионов провести разведку: выяснить, какая звезда родом из этих мест, кто едет на гастроли в город, кто вообще занимается благотворительностью. Или же – найти профильный большой фонд, который уже представлен известными людьми, и попробовать организовать общую акцию. И третий совет от директора «Со-Единения» – обратить внимание на местных звезд, чей потенциал часто недооценивается фондами.

Президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов. Фото с сайта so-edinenie.org

Алена Мешкова поддерживает идею Дмитрия в смысле объединении фондов. Можно сделать общую интересную программу с участием звезд, что сокращает траты и время и дает хороший эффект. А местную региональную звезду можно «достать» через московскую. Надо не бояться просить столичных звезд, чтобы те, если сами не могут поддержать региональные НКО, попросили местных значимых персон поддержать фонд.

«Придумайте правильный сценарий для участия звезды в вашей работе, – рекомендует Дмитрий Поликанов. – Недостаточно пригласить звезду просто пожать руки детям и пофотографироваться. Продумайте максимально активное вовлечение звезды в мероприятие, что бы не просто «посветить лицом»».

Уходит масса сил, что бы просто дойти до знаменитости и попытаться ей доказать, что нам можно доверять, – замечает Марина Аксенова, директор фонда «Солнечный город». – Мы просто не добираемся до звезд». Региональные фонды предложили порталу Добро.Mail.ru собрать список надежных фондов для селебрити – создать некий ресурс, где любая звезда могла бы найти фонд, который она может поддержать.

Репутация. Список Добра

Звезды признают, что для них очень важна репутация фонда. Ксения Алферова напоминает, что актер или иной известный человек фактически отдает фонду свое лицо, и нужно быть на сто процентов уверенными, что репутация и позиция звезды будут использованы достойно . Ведь фонд неправильными действиями может раз и навсегда может перечеркнуть то, что человек нарабатывал 20 лет.  Участники конференции «Добро» заметили, что если Добро.Mail.ru  будет давать некие рекомендации о фонде звездам, что ему можно и нужно помогать, это будет правильно и удобно.

«Мы всегда ориентировались на то, что нам надо находить честные эффективные маленькие фонды и поддерживать их, а не только крупные, – замечает Александра Бабкина, руководитель Добро.Mail.ru. – И мы сильны в этом, как нам кажется.  Многие компании уже стали искать фонды, которым хотели бы помочь, в списках на нашем портале.  Мы заинтересованы в том, чтобы и звезды это делали. Мы ручаемся за каждый фонд, который у нас размещается. Мы готовы давать рекомендательные письма фондам, которые к нам подключены».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version