Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Что такое Антипасха

В восьмой день после Пасхи, который еще называют Фоминым воскресеньем, Христос просвещает и тех, кто не понял, не принял сразу Воскресения, но все-таки остался неравнодушным к нему

Уверение апостола Фомы

У Фомина воскресенья, следующего после Воскресения Христова, есть еще одно название – Антипасха, и названо оно так не случайно: этот восьмой день после Воскресения Христова являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира.

Обновление мира

Рассказывает протоиерей Василий Секачев:

– Мы празднуем сегодня первое воскресенье после Пасхи, Фомино воскресенье, которое также называют Антипасхой (в этом году – 12 мая).

Что же такое Антипасха? Это от греческого «ἀντι», «анти» – то есть «вместо», «напротив». «Напротив Пасхи», то есть по прошествии восьми дней, как бы на другом берегу.

В древней Церкви на литургии Великой субботы обычно совершалось крещение готовившихся весь Пост к этому таинству оглашенных. Иногда это происходило даже на саму Пасху. И потом восемь дней новокрещеные ходили в белых одеждах, были постоянно в храме, каждый день причащались Святых Таин и снимали свои белые одежды в восьмой день, то есть на Антипасху. Вот поэтому-то и вся пасхальная седмица называется Светлой.

Светлая седмица может быть и у нас самих, если мы тоже бывали в храме и радовались Воскресшему Христу, причащаясь Святых Таин, – обновляли крещальные одежды.

И вот мы достигли другого берега. Что же на нем? На нем блаженная вечность. Через Воскресение Христово все творение, весь мир обновились. В древнехристианском богословии воскресный день считался и первым днем седмицы – днем начала творения Божия, о котором мы знаем из Книги Бытия, и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет, а есть вечность.

Поэтому Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира.

Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки приобщения к таинству снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остается в сердце крещеного навсегда. Ведь Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).

Чего недопонял апостол Фома

На пути в Эммаус. М. Нестеров. 1897
«На пути в Эммаус». М. Нестеров. 1897

А апостол Фома, получается, наоборот: всю неделю после Воскресения Христова провел в недоумении, в сомнении. В первый день, когда Христос воскрес и явился Своим ученикам, Фомы не было с ними, и когда ему рассказали о Воскресении Учителя, он не поверил, в чем искренне и признался.

Да еще потребовал доказательств: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20, 25).

В нашем народе даже сложилось такое выражение – «Фома неверующий». Однако из Писания мы знаем, что Фома был всегда полон решимости, мужества, веры в Мессию. Веры в жертвенное значение смерти Христа. «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16), – говорит Фома, когда Христос возвещает о смерти Лазаря. Фома сам был свидетелем воскресения Лазаря.

Это то тело, в котором Он был здесь с нами, но – это и другое тело!

Из рассказа о явлении Господа Марии Магдалине святые отцы делают вывод, что это тело как бы огненное, полное исключительной силы Божества, к которому Марии было даже запрещено прикасаться.

В то же время из рассказа другого Евангелиста – Луки – мы знаем, что Христос после этого попросил у учеников есть, чтобы они удостоверились, что это и то же тело, которое было у Него прежде (Лк. 24, 41-43), но вместе с тем – преобразившееся.

Христос хочет сделать шире взгляд Своих учеников на мир, на Бога, на себя самих, чтобы они поняли, что предназначение человека гораздо выше, чем им кажется.

И вот вместе с другими учениками Фома стоит перед Воскресшим Христом как перед тайной будущего века, в котором все будет преображено, будет новая земля, новое небо, новое тело – и вместе с тем все прежнее, но преображенное силой Воскресения.

Итак, в восьмой день, в день воскресный Христос просвещает и тех, кто не понял, не принял сразу Воскресения, но все-таки оставался неравнодушным к Нему.

И это просвещение теперь постоянно будет действовать. Для этого во все последующие воскресенья мы начинаем вспоминать и каждый раз снова и снова праздновать Пасху, чтобы отверзлись духовные очи тех, кто еще на пути, кто еще не до конца, не все понял.

А те, кто понял, вспоминают теперь в каждое воскресенье и Антипасху, истинный «день осьмый», понимая, что через Воскресение Господа Иисуса Христа мы достигаем вечности, достигаем мира с Богом и людьми, достигаем Царства Божия.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?