Папа, смотри, – лошадка!
Когда Елене Морозовой сказали, что у ее новорожденной дочки ДЦП, первое, что она подумала – это насмешка судьбы или наказание? Долгожданная красавица с мамиными глазами – и вдруг так больна. С первым ребенком, сыном, все было трудно: тяжелая беременность, безденежье, жилищные проблемы, а мальчик вырос – богатырь. Потом, когда семья встала на ноги, захотели дочку, чтобы просто радовать ее и наслаждаться родительством. Витамины, питание по режиму, сон по часам, легкая беременность без суеты и почти без токсикоза… И вот.
Поначалу удрученные родители стали бегать по врачам и прошли весь круг забот и хлопот, который проходят родители детей-инвалидов. А когда Флене исполнилось шесть, им посоветовали «попробовать иппотерапию».
«Папа, папа, смотри – лошадка!» – восторженно кричала маленькая Флена.
Так десять лет назад началась дружба девочки с умными животными, которые сумели сделать то, перед чем во многом оказались бессильны врачи.
Прошло 16 лет. Сегодня смотришь на шестнадцатилетнюю Флену в атласном платье верхом на лошади, слышишь ее хохот и понимаешь – никакое не наказание. Счастье иметь такую дочь.
Инвалидная коляска не мешает красивой и общительной девушке быть окруженной друзьями. Флениной коляской нередко управляют сразу несколько приятелей, да и дом полон гостей.
– Верховая езда полезна вовсе не только «для здоровья», она помогает лучше оценивать свои возможности, не сдаваться, верить в себя, – рассуждает Флена.
С профессией десятиклассница Флена уже определилась – хочет быть психологом. Пока учит английский и французский, занимается лепкой, макраме, купажом, учится игре на фортепиано.
Голова высоко, а спина – ровно
Сейчас «Флена» – это не только имя младшей дочки семьи Морозовых. Это место, где детей с ДЦП реабилитируют и вдохновляют.
Родители, убедившись в изменениях, которые давала дочке иппотерапия, задумались о необходимости создания организации, где бы дети-инвалиды (да и не только дети) занимались на специально обученных лошадях, учась не просто верховой езде, но и получая массу полезных умений, физических и психологических. Тогда была создана Региональная детско-молодежная общественная организация содействия развитию спортивно-оздоровительной верховой езды и иппотерапии «Флена».
Шло время, организация развивалась, став в итоге одним из успешных социальных проектов в оказание помощи людям с ограниченными возможностями. И вместе с ней росла и Флена, ставшая с годами симпатичной барышней, спортсменкой и призером многих соревнований различного уровня – стены ее комнаты увешаны грамотами и медалями – свидетелями спортивных побед.
Рассказывает мама Флены, Елена Морозова:
– Я увидела, что на лошади дочь сидела, как обычный здоровый ребенок, свесив ножки, расслабленно, без обычной спастики. Позже Флена стала говорить, что хочет передвигать ножками – появились силы. В то время мы другой терапией не занимались, и заметили, что после занятий верхом спастика у Флены уходит. Да и настроение повышается.
Тогда мы с мужем сами нашли курсы иппотерапии при Российском государственном университете физкультуры. Закончили их, получили сертификат и арендовали первую лошадь. Постепенно Флена научилась сидеть, – а до этого не сидела самостоятельно, в первое время на лошади ее поддерживал инструктор.
Улучшилась двигательная функция рук, потому что ей очень хотелось кормить лошадку, поэтому хочешь-не хочешь, а ладошку нужно развернуть.
Сейчас дочка самостоятельно передвигается на коленках. Вообще стала более независимой, смелой, волевой и даже более общительной – ведь с лошадкой тоже устанавливаются взаимоотношения, и нужно понимать – в каком она настроении.
Конечно, всегда рядом были отец и старший брат Флены. Надежные, спокойные, они учили ее держать голову высоко, а спину ровно, не прятаться от трудностей и отбивать удар. И если поначалу сама Флена в чем-то сомневалась, они – никогда!
«Я думаю, если чего-то сильно бояться, то страх станет сильнее тебя, и никаких чувств, кроме него, не останется, и тебя тоже не станет. Значит, ему нельзя уступать.
А мир…он – безграничный, и интересно не только узнавать о разных событиях, но и участвовать в них, заявлять о своих возможностях, радоваться успехам», – убеждена Флена.
Гордимся нашей паралимпийской чемпионкой!
– Сейчас у нас 11 лошадей, занимается реабилитацией во «Флене» более 300 детей, приезжают дети из Москвы, Подмосковья и даже из других регионов и стран, – рассказывает Елена Морозова, мама Флены. Мы сотрудничаем с психоневрологическим интернатом №11 (проект Православной службы помощи «Милосердие»).
Помимо иппотерапии, мы занимаемся конным спортом для инвалидов и конным спортом по программе «Специальная олимпиада» – для людей с интеллектуальными нарушениями.
Чтобы ребенок с диагнозом ДЦП мог пройти реабилитацию во «Флену», необходимо направление от врача-невролога и педиатра. Ведь не со всяким видом ДЦП это полезно, тут, кроме желания родителей, нужно и мнение врача.
Наше самое большое достижение – в 2015 году выпускница нашей конной школы Алина Грищенко стала олимпийской чемпионкой паралимпиады по конному спорту! Мы очень ей гордимся. И наша Флена также участвовала в паралимпиадах. И хотя чемпионкой не стала, мы очень радуемся за нее.
Ведь, сама того не ведая, только фактом появления на свет Флена помогла и сотням других детей с ограничениями.
Вообще уметь радоваться в нашем деле самым маленьким победам – очень важно, и этому приходиться учиться. Радоваться самым маленьким результатам и двигаться всем вместе дальше. Бороться против отчаяния, поддерживать друг друга.
Помню случай: к нам пришла семья, ребенок с ДЦП в тяжелой стадии, практически лежачий. Мы взяли их на курс. Когда курс подходил к концу, я увидела плачущую маму. Спросила: «Почему вы плачете?» Она ответила:
«Когда ваш муж стал занимался с нашим ребенком, мой муж стал к сыну относиться намного лучше. У нас семья была на стадии распада, наш папа хотел уходить».
Вот это самое важное для нас, родителей особых детей — принимать их такими, какие они есть и помогать двигаться дальше.
В чем эффект иппотерапии при ДЦП
Иппотерапевт высшей категории, инструктор верховой езды для детей с ДЦП Ирина Кукушкина:
– При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне – ребенок старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом работают не только здоровые, но и пораженные мышцы. Происходит напряжение мышц «на автомате», без волевого усилия.
Сделать это в условиях обычных занятий очень трудно, – ребенок часто просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, у него отсутствует такой опыт – ведь заболевание возникло еще во внутриутробный период или во время родов.
Не смотря на то, что иппотерапия – это серьезные занятия, ребенка крайне редко приходятся уговаривать – в отличие от других занятий ЛФК. Дети обожают своих лошадок, стремятся почувствовать себя настоящими всадниками, выполняя все более сложные упражнения и незаметно обретая так необходимую им уверенность. Да и родителям становится легче.