В путь за богатством
Братья Набилковы родились в селе Вески Ярославской губернии. Федор Федорович в 1774 году, а Василий Федорович на несколько лет позже. Будучи шереметевскими крепостными, они лишь мечтали о свободе, богатстве, о почтительном к себе отношении. Казалось, это невозможно, но судьба братьев сложилась совсем по-другому. Федор с Василием с юных лет оторвались от места и отправились за счастьем. Это произошло в начале 1790-х.
К тому времени старший успел жениться, и притом довольно выгодно, на дочери местного зажиточного крестьянина Матрене Васильевне. Отец невесты согласился на подобный мезальянс «единственно по вниманию к его душевным качествам». Так, по крайней мере, утверждал священник домовой Троицкой церкви при Набилковской богадельне отец Иоанн Святославский.
Как следует из названия, это благотворительное учреждение будет открыто именно Набилковым.
Приданое Федора Федоровича составило три тысячи рублей. На эти деньги братья и пустились в путь.
Казалось, было бы логично им держаться вместе, так и безопаснее, и больше вероятность преуспеть. Но это – удел слабых. Братья Набилковы такими не были. И они отправились в два разных города – старший в Москву, а младший в Петербург.
Связь друг с другом, однако, поддерживали, и притом очень тесную. Больше того, у них были разные рынки, но дело одно на двоих – торговля «красным товаром», то есть, дорогими, «господскими» тканями.
Эта бизнес-стратегия себя оправдала, братья довольно быстро сделались богатыми людьми. Огромное значение при этом сыграло равнодушие бывших крестьян к соблазнам больших городов, они довольствовались простой пищей и скромным жильем.
Впрочем, особых соблазнов в то время и не было. Индустрия городских соблазнов начала активно развиваться сильно позже.
Изумленные соседи
Особенных успехов, как не трудно догадаться, достиг Федор Федорович. Он и старше, у него в руках приданое (которое с годами только увеличивается), да и бизнес в городе Москве провинциалу делать проще. Петербург – столица, со своими волчьими законами. А Москва – сама провинция, ласковая и доброжелательная ко всем.
Так, по крайней мере, было в конце XVIII века.
Федор Федорович поселился на Первой Мещанской, где дешевле. Дом пришлось записать на приятеля, Федор Федорович как крепостной не имел возможности приобретать недвижимость. Но в те времена очень многое среди купцов строилось на доверии. Набилков ни минуты не сомневался в надежности этого предприятия, а когда получил вольную, спокойно переписал дом на себя.
Жизнь, даже оказавшись при очень больших деньгах, продолжал вести скромную. Отец Иоанн писал: «Он любил читать разные книги, и преимущественно духовные, и при всем избытке средств до конца жизни сохранил во всем умеренность, довольствовался простою пищею и двумя при доме прислугами, из которых любил особенно дворника Егора и часто разделял с ним свою трапезу; в своем саду своими руками сажал и поливал растения и сам мел дорожки».
Он же дал внешнюю характеристику предпринимателя: «Федор Федорович, одаренный замечательным умом, отличался необыкновенной добротой и сильным религиозным настроением. Впрочем, он имел и благообразную наружность и крепкое телосложение, но был крив левым глазом».
В 1810 году Федор Набилков выкупил себя из крепостной зависимости. Между тем, доходы продолжали множиться. Но только в 1828 году, в почтенном возрасте, хорошо за пятьдесят, он приступил к возведению богадельни.
Земля для этого не требовалась, места на собственном участке, там же, на Первой Мещанской, было предостаточно. Денег тоже хватало. К тому же, младший брат не захотел остаться в стороне, тоже добавил приличную сумму. И в 1831 году богадельня «для престарелых из разных сословий» открылась.
Первая партия призреваемых состояла из 131 женщины и 14 мужчин. Но это только начало, в дальнейшем богадельня станет постоянно расширяется. Появятся новые корпуса, в первую очередь больничные.
А пока что Федор Федорович и Матрена Васильевна, которая, кстати, во всем разделяет позицию братьев, съезжают из своего роскошного дома. Он был построен еще в 1817 году модным московским архитектором Елизвоем Семеновичем Назаровым, автором главной, Полуциркульной площади Петрозаводска (тогда – Петровской слободы) и шереметевского Странноприимного дома (без сомнения, бывшие хозяева Набилкова составили протекцию). Но этот дом вдруг показался супругам избыточно великолепным и большим.
Набилковы переселяются в скромненький деревянный флигель, а в назаровский дворец въезжает новое благотворительное учреждение – Набилковский дом призрения сирот мужского пола.
Если до этого соседей просто удивляло поведение Федора Федоровича, то после переселения во флигель они просто не знали, что и подумать. Зарабатывать огромные деньжищи и тратить их не на себя, а на других – это их мозг еще способен был переварить. Странноприимный дом – живой, можно сказать, пример – располагался в десяти минутах пешим шагом. Но Николай Петрович Шереметев, основатель этого приюта, продолжал жить барином, а эти сами переехали из роскоши в какой-то лачугу! Продолжая притом делать миллионы!
К счастью, кто-то из окрестных обывателей придумал байку (а ведь не исключено, что сама Матрена Васильевна ее и запустила). Якобы, во время пожара в цирке (почему-то именно в цирке) у Федора Федоровича сгорели все дети. И после этого он дал обет тратить все свои деньги на благотворительность.
Ничего подобного, конечно, случиться не могло, Федор Федорович всю свою жизнь оставался бездетным. Но главное – пазл у соседей в голове сложился, и они переключили внимание на другие события.
Набилковский городок
В 1831 году Дом призрения перебирается в другое здание, а на его месте Федор Федорович открывает Набилковское училище. Цели, кстати, ставились весьма практичные, сказался крестьянский подход: «дать воспитанникам лучшее образование для дальнейшего их безбедного существования».
Здесь преподавали Закон Божий, арифметику, русский письменный язык, а также историю, пение и рисование, Набилков прекрасно понимал, что общая эрудиция и способность произвести приятное впечатление тоже способствуют хорошему заработку.
И, разумеется, Федор Набилков не забывал родное село Веска. В 1829 году они, опять же, вместе с братом, выстроили на месте тамошнего деревянного храмика новую каменную Троицкую церковь. При церкви братья оборудовали богадельню, а на ее содержание выделили 8500 рублей серебром. На проценты с этого капитала церковь просуществовала вплоть до революции.
Но и это не все. В 1844 году он передает два билета Государственного Коммерческого банка на сумму 2857 рублей 33 копейки на строительство храма во имя Всех Святых в Николаевской Берлюковской пустыни: «На устроение больничной церкви во имя Всех Святых на том месте, где явилась чудотворная Икона Христа Спасителя, изображающая Лобзание предателя Иуды, жертвую следующие билеты с тем, чтобы испросить от высшей власти разрешение и благословение устроить церковь по составленному плану и фасаду при больнице; в случае же препятственном возвратить мне обратно означенные билеты».
Препятствий никаких, конечно, не возникло, и следом за билетами туда же отправляются 5000 рублей серебром – на внутреннюю отделку храма и иконостас.
Был еще один крупный благотворительный проект. Федор Федорович вместе с братом Василием покровительствовали Киновии – загородному архиерейскому дому при петербургской Александро-Невской лавре.
Это был как бы монастырский филиал – братия Киновии в принципе не имела собственности, находилась на полном обеспечении лавры, но, в свою очередь, полностью передавала ей всю произведенную продукцию, в основном здесь занимались огородничеством. На набилковские деньги там соорудили колокольню и Троицкий собор.
А еще Федор Федорович помогал валаамским скитам и монастырям Святого Афона.
* * *
Федор Набилков умер в 1848 году, все в том же тесном деревянном флигеле. Его жена пережила супруга на два года. За всю свою жизнь Федор Федорович истратил на благотворительность более 300 000 рублей.
Незадолго до смерти он совершил паломничество в уже упоминавшуюся Берлюковскую пустынь: «По случаю бытия моего во Святой Обители Вашей на Страстной неделе, и на днях Пасхи будучи 8 дней, и во все время Служения Божественных служб, находил я утешение душевное и телесное и ни одного случая соблазнительного я не замечал… Впрочем, строение корпуса и церкви Всех Святых, расположение правильно и отделка внутри хороша, прочна и суха».
А уезжая, совершил еще одно пожертвование: «У Казанской деревянной церкви в рощице нет ни одного колокольчика, и когда служба бывает без звону, что весьма недостаточно, что позыву нет во храм Божий на службу, в таком случае я имею усердие пожертвовать три колокольчика по приложенному счету, кои прошу принять и на место устроить для прославления имени Божия».
Весь свой обширный земельный участок он завещал Московскому человеколюбивому обществу. И уже после смерти благотворителя здесь продолжали появляться больницы, приюты и дома бесплатных квартир.
Повышался статус существующих учреждений, к примеру, начальное училище со временем становится Набилковским коммерческим училищем, одним из самых престижных в Москве. И преподавали там уже не пение, а физику, химию, бухгалтерию, иностранные языки и ведение деловой корреспонденции.
Действовал при училище и пансион с бесплатным содержанием и полным обеспечением учащихся.
Словом, к началу двадцатого века в бывшей Мещанской слободе вырос довольно приличный городок милосердия, заложенный бывшим крепостным крестьянином. Мариинский приют, Маросейско-Усачевская богадельня, и «семейный приют для бесплатного содержания гувернанток до приискания ими работы», бесплатная глазная больница.
А переулку, проходящему за этими строениями, дали название Набилковский. Он, к сожалению, прекратил свое существование в 1972 году.