«Граждане! Знаете ли вы, что всем вам грозит большая опасность?! Знаете ли вы о том, что кучка отчаянных людей, укрывшихся в одной из недоступных долин Гималая – так называемой долине „Новой Жизни«, уже давно готовит там чудовищный переворот?! В руках этих людей – могущественные, еще неизвестные нам технические изобретения», – такая интригующая аннотация была на первой книге слепнущего талантливого врача Федора Ильина.
Военный доктор и защитник Порт-Артура
Федор Ильин родился в Петербурге в 1873 году. Отец – чиновник, бывший дворянин. Это была эпоха, когда русское дворянство массово разорялось. Стать чиновником – не худший вариант.
Федор окончил гимназию в городе Николаеве – там проживала его тетя. После гимназии – опять Петербург, Императорская военно-медицинская академия. Любимым преподавателем молодого человека был знаменитый физиолог Иван Павлов. Академию Ильин окончил в 1898 году. С отличием.
Затем служба в Варшаве, в артиллерийской бригаде, военным врачом. А заодно и практика в Варшавском университете. Именно в нем Федор Ильин сдал экзамен на звание доктора. Польша в то время входила в состав Российской империи, не считалась заграницей, и подтверждать варшавское образование не было необходимости. В отличие, к примеру, от парижского.
После Варшавы – Морской госпиталь Владивостока. Потом – Сибирская военная флотилия Тихого океана. Там служил снова врачом – на канонерке, на крейсере и на других кораблях. Даже на ледоколе.
Участвовал и в обороне Порт-Артура. Имел награды – орден Станислава II степени, орден Анны III степени.
Тогда же он начал писать беллетристику. А именно – морские рассказы. Публиковал их в «Вестнике Европы» и подписывался псевдонимом Морской.
Мирная жизнь
В 1906 году Ильин окончательно понял, что воевать ему совсем не нравится. Он демобилизовался и отправился на стажировку за рубеж. Вена, Берлин, другие города. Специализация совершенно неожиданная для бывшего военного доктора – гинекология. Впрочем, тем понятнее его уход из армии.
В 1907 году – защита докторской. Это уже в Петербурге. После защиты – должность приват-доцента столичного Женского медицинского института.
Итак, Федору Николаевичу 34 года, у него большой жизненный и профессиональный опыт, пытливый ум и прекрасное будущее. Которое постепенно превращается в настоящее.
Ильин – первопроходец, пионер. Он одним из первых изучает не только эффективность гормонального лечения, но и его побочные явления. Занимается раковыми опухолями, одним из первых применяет для лечения рентген и радий.
Одна беда – в 1914 году у доктора начинаются сложности со зрением, но пока это не мешает работе. И жизнь продолжается – полная и яркая.
Баку
Революция особых перемен не принесла. Федор Николаевич – все такой же блестящий специалист, коллеги его так же уважают, а начальство ценит.
В 1920 году доктора переводят в Баку, участвовать в создании Бакинского университета. Что ж, переезжать ему не привыкать. А новая работа увлекает.
Ильин – заведующий кафедрой медицины Бакинского университета, руководитель акушерско-гинекологической клиникой Азербайджанского государственного медицинского института, один из основателей азербайджанской системы родовспоможения. Доктор по несколько дней подряд ходит по азербайджанским болотам – борется с малярией и побеждает ее. Ильин много публикуется, за всю жизнь больше сотни научных работ.
Федора Николаевича хватает на все.
В 1922 году Федор Ильин пишет роман. Уже не про морские баталии, это научная фантастика. Называется роман «Долина Новой Жизни». Псевдоним на этот раз – Тео Эли. Так – Θεός Ηλία – автор перевел на греческий язык собственные имя и фамилию.
Среди ученых в то время считалось хорошим тоном свои ненаучные произведения подписывать псевдонимом. Дмитрий Менделеев даже статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона подписывал греческой буквой Δ.
Первую часть издали в 1928 году в Москве.
Тротуары двигаются сами по себе, а поезда ездят с бешеной скоростью. Этот вид транспорта называется тюбом. Энергию добывают из радиоактивных элементов, а жизненно важные органы запросто выращивают в лабораториях и пересаживают тем, кто в них нуждается.
Какие-то технологические идеи были высказаны раньше, а какие-то Ильин просто предвидел. Как Сирано де Бержерак, который еще в XVII столетии описывал многоступенчатые ракеты и радиоприемники.
Самуил Маршак писал Федору Николаевичу: «Восхищаюсь вашей энергией и работоспособностью, позволяющей Вам сочетать научную работу с литературным творчеством».
Еще раньше, до знакомства с автором, Маршак с восторгом отзывался о романе. А их знакомство было очень необычным. Савелий Перец (псевдоним – П. Савин) так описывал эту историю: «Как-то летом 1935 года в кругу отдыхающих санатория Дома ученых в Кисловодске зашел разговор об этой книге… Самуил Яковлевич Маршак назвал роман „прекрасной и головокружительной фантазией«. К этому мнению склонились и другие участники разговора, также читавшие книгу.
– Интересно, кто такой этот Тео Эли? – задумчиво спросил один из них.
– Англичанин, должно быть, – предположил Самуил Яковлевич.
Это заявление вызвало улыбку у бакинца, профессора И. И. Широкогорова, присутствовавшего при разговоре.
– Хотите, я вас сегодня же познакомлю с автором книги, – сказал он.
– Автор в Кисловодске?
– Здесь, в санатории, – ответил И. И. Широкогоров. – Через двадцать минут он сядет за обеденный стол рядом с вами, Самуил Яковлевич.
Вскоре на свое место рядом с Маршаком сел ничего не подозревавший Федор Николаевич».
А в 1938 году – полная слепота.
Слепой романист
Ильин не сдавался. Он все так же читал лекции студентами. И не только читал, а еще и рисовал мелом на доске анатомические схемы. И у него это прекрасно получалось – даже не заподозришь, что профессор ничего не видит. Тем более, темных очков он не носил. «Смотрел» в аудиторию раскрытыми глазами.
Федор Николаевич диктовал новые научные статьи. Больше того – он продолжал работать практикующим врачом. Притом пользовался в этом качестве огромной популярностью – благодаря своим знаниям, опыту и очень чутким рукам. А для мусульманских женщин слепота врача была даже некоторым преимуществом.
Матери Азербайджана называли Федора Николаевича женским богом.
А по вечерам он погружался в другие миры. Ильин продолжал работу над «Долиной Новой Жизни». В первой части, написанной Ильиным, когда он еще более или менее видел, упор делался на технические новшества. Вторая часть написана человеком стремительно слепнущим, а потом и ослепшим. И она, скорее, философская. О тирании, тоталитаризме, аморальности бездумного вторжения в природу, о любви и предательстве, о дружбе и самоотверженности.
Этот роман нередко называли антифашистским, хотя на самом деле он гораздо шире. Впрочем, это там тоже присутствует.
А фантастовед Игорь Георгиевич Халымбаджа писал, что «Долина Новой Жизни» – одно из самых значительных и оригинальных произведений ранней советской научной фантастики.
* * *
Умер Федор Николаевич в 1959 году в Баку. Тромбоз сосудов мозга. Умер в почтенном возрасте – 85 лет, из которых 21 год провел без зрения.
Смерть была неожиданной. Еще днем он читал лекцию в Бакинском университете. Говорят, что на своей последней лекции Федор Николаевич сказал студентам: «Нужно, чтобы огонь пылал в крови, он поможет перенести все тяготы жизни, без него невозможно преодолеть жизненные трудности и стремиться к высотам науки».
Но точно это неизвестно.
Похоронили Ильина там же, в Баку, на Аллее почетного захоронения. В 1967 году стараниями его вдовы был издан роман Тео Эли «Долина Новой Жизни». На этот раз обе части, первая и вторая.
К сожалению, другой роман Федора Николаевича – «Гости издалека», о марсианах на земле, – а также его сказки и рассказы так и не были опубликованы.