Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Фандрайзинговые фонды завоевывают медиапространство

Ежегодный доклад Форума Доноров о состоянии и развитии благотворительных фондов в России, представленный 1 октября, посвящен ценностям российской благотворительности

Фото: facebook.com

Уже четвертый год подряд эксперты Форума Доноров, профессионального сообщества благотворительных организаций, представляют обзор количественных и качественных изменений в работе фондов, формулируют основные тенденции их развития, дают прогнозы на будущее.

Задача этой работы сформулирована Татьяной Задирако, председателем совета Форума Доноров: «Большинство наших соотечественников не знают или плохо разбираются в институциональной благотворительности, чем фонд отличается от других некоммерческих организаций, какие фонды бывают и как они устроены. Конечно, есть организации, о которых благодаря СМИ известно больше, но в целом мифов и ошибочных представлений еще достаточно».

105 фондов поделили на пять типов

Доклад, за исключением анализа финансов (они базируются на данных за 2013 год) и исследований СМИ, охватывает период с января по декабрь 2014 года.

Состояние и оценка деятельности благотворительных фондов основывается на данных интернет-ресурса «Карта донорской активности», созданного Форумом Доноров. Интерактивная карта обновляется самими фондами, количество которых постоянно увеличивается.

Так, в 2014 году была проанализирована деятельность 105 фондов, представленных на этом ресурсе (в 2013-м – 87). Форум Доноров надеется, что периодическая публикация данных карты подтолкнет фонды к большей открытости и, как следствие, – улучшит их работу.

В докладе рассматривается работа пяти видов фондов:

– частных, которые основаны одним лицом или семьей для ведения благотворительной деятельности преимущественно на собственные средства;

– корпоративных, основанных компаниями для благотворительных программ;

– фондов местных сообществ, создающихся на ограниченной географической территории и собирающих средства местного бизнеса и граждан для финансирования социальных и благотворительных проектов;

– фандрайзинговых, созданных для привлечения благотворительных пожертвований от большого числа компаний и граждан в интересах определенной группы благополучателей;

– фондов целевого капитала, созданных в соответствии со специальным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Сколько денег

Эксперты Форума Доноров рассмотрели финансовые данные тех 50 фондов, которые предоставили информацию для этого (в 2013 году таких фондов было больше – 80 из 87). Нежелание делится сведениями, возможно, связано со сложностью сбора данных или ожиданием кризиса в благотворительной сфере.

Совокупный бюджет предоставивших финансовые данные фондов составил в 2013 году почти 5,5 млрд рублей, из них 86 % — 4,6 млдр рублей — были переданы благополучателям.

По объему бюджета лидируют частные фонды, обогнавшие своих корпоративных коллег почти в два раза, – 2,7 млрд рублей. Из них 2,1 млрд было передано благополучателям. Бюджет корпоративных фондов составил 1,2 млрд – передано было 1,1 млрд. Третье место занимают фандрайзинговые фонды: (1,1 млрд – 940 млн соответственно).

При этом, «отдача» от частных фондов меньше: фонды целевого капитала в 2013-м году передали на 4% больше средств относительно собственного скромного бюджета (300 млн против 460 млн).

Кому помогают фонды

Основные направления деятельности фондов по сравнению с прошлыми годами остались практически неизменными. С большим отрывом лидируют образование и просвещение – 82 фонда. Здоровый образ жизни и спорт выбрали как приоритет 45 фондов, развитие некоммерческого сектора – 51 фонд, поддержку социально уязвимых групп населения – 55 фондов, науку – 49 фондов, культуру и искусство – 47 фондов, здравоохранение – 51 фонд. Следует отметить, что один фонд может сочетать несколько направлений в своей деятельности.

По свидетельству экспертов Форума Доноров, медленно, но все-таки растет число фондов, поддерживающих экологические проекты и развитие гражданского общества.

География благотворительных фондов осталась неизменной – большинство из них создается в Москве, многоресурсном мегаполисе. 40% всех фондов, вне зависимости от места рождения, работает при этом в масштабах всей России.

В 2014 году значительных изменений в деятельности благотворительных фондов не произошло – делают вывод эксперты. Это, по их мнению, может говорить как о некотором затишье, так и о начале стагнации в этой сфере. Нежелание фондов делиться информацией о своей деятельности тем более значимый фактор, что именно прозрачность и подотчетность может обеспечить приход новых доноров – как частных лиц, так и компаний.

Что ценят фонды

Основной темой 2014 года Форум Доноров выбрал «Ценности институциональной благотворительности».

По мнению экспертов, ценности пронизывают всю деятельность благотворительной организации — от структуры управления до выбора приоритетов, от подхода к предоставлению ресурсов до их оценки.

60% организаций, включенных в «Карту донорской активности» ответили на вопросы анкет, связанных с организационными ценностями фондов (то есть с теми, которые характеризуют то, как фонд стремится построить свою работу).

Самые важные для фондов сегодня ценности: «информационная открытость», «добросовестность», «инвестиции в будущее» и «профессионализм». Их отметила практически половина от общего числа опрошенных фондов.

Для частных фондов в тройку важнейших ценностей попала «командная работа», у корпоративных — «законопослушность», у фондов местных сообществ — «общественное благо», у фондов целевого капитала — «добросовестность», а у фандрайзинговых фондов и вовсе было семь главных ценностей, включая «эффективность», «справедливость распределения средств», «лидерство и уважение».

СМИ стали благосклоннее

Отдельный раздел доклада посвящен благотворительности в средствах массовой информации. По свидетельству экспертов, наибольший интерес вызывают те же направления деятельности, которые лидировали и в прошлом году: здравоохранение (включая помощь больным детям), защита детства, культура и искусство. Большая часть информповодов — конкретные мероприятия, поэтому журналисты зачастую описывают практику того или иного фонда.

В 2013 году впервые доля публикаций о фондах в позитивном ключе превысила долю публикаций в нейтральном (51% против 45% соответственно). В 2014-м позитивных публикаций стало больше еще на 13 %. При этом появилась и углубление контента, некое «личное» отношение к работе фондов, что свидетельствует об интересе к теме.

Эксперты отметили, что лидерами медиапространства стали фандрайзинговые фонды. Первое место занимает «Русфонд», который упоминается в СМИ более 6000 раз за год. Второе – фонд «Подари жизнь» (почти 4800 упоминаний). Третье место – у православной службы помощи «Милосердие» (2000 упоминаний).

Что дальше?

Рост гражданской активности, распространение краудфандинговых технологий за пределы фандрайзинговых фондов, благотворительность как часть имиджа состоятельного человека — сохранили свою актуальность для «третьего сектора».

Возросло внимание к социальному предпринимательству, экологии и паллиативной помощи. Государство активнее стало поддерживать НКО.

Прогноз аналитиков относительно развития благотворительного сектора:

– будут вынуждены снизить свою активность иностранные фонды и организации, благополучатели которых оказались в зоне риска из-за закона об иностранных агентах.

– ухудшение экономической ситуации скажется на бюджетах всех видов фондов, но одновременно должно привести к появлению запроса на формирование разного рода партнерств.

Полный текст доклада читайте на сайте Форума Доноров

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?