Православный портал о благотворительности

Фандрайзинг в России: методы, примеры и технологии сбора средств

Татьяна ТУЛЬЧИНСКАЯ, член Совета благотворительного собрания «Все вместе», продолжает разговор об азах фандрайзинга в благотворительности.

Татьяна ТУЛЬЧИНСКАЯ, член Совета благотворительного собрания «Все вместе», продолжает разговор об азах фандрайзинга в благотворительности.

Технологий для сбора средств существует великое множество, но есть, конечно, и некий базовый список. Примерно такой:

Сбор через интернет

Его эффективность зависит от популярности сайта (трафика), аудитории, от времени года и экономического состояния страны. Если деньги нужны регулярно и все время на одну и ту же потребность, например, на аренду помещения, то сбор через сайт скорее всего не подойдет, разве что у вашего сайта огромная посещаемость. Привлечение средств на сайте удобнее для «адресных сборов». Однако в том случае, если потребность в средствах экстренная, лучше сбором в интернете не ограничиваться, а задействовать все возможности т.к. никогда нельзя быть уверенным, сколько времени будет собираться нужная сумма.

Чем адреснее сбор на сайте, тем лучше. Тут работают эмоции, простота способов пожертвовать (для сайтов — это очень просто) и чистота отчетов. Успешные НКО показали эффективность этого способа. Если посещаемость сайта достаточна – можно собирать миллионы рублей.

На сборы на сайтах, конечно, сильно влияет направление (тема) работы НКО. Чем эмоциональнее и конкретнее запрос, тем больше соберется денег. Многое зависит и от способа подачи информации. Очень важна отчетность на сайте. Если НКО не готова всерьез и регулярно вывешивать отчеты о собранных средствах и отчеты о тратах – не стоит и думать о сборе через сайт. Прекрасный пример – сайт фонда «Подари жизнь». Есть и новости и отчеты.

Ну и, конечно, когда мы говорим о сборах через интернет, мы имеем в виду не только сайты, но и социальные сети. Это важно.

Акции, мероприятия

Речь о ярких мероприятих: ярмарки (покупки и пожертвования), марафоны (взносы за участие и пожертвования зрителей), аукционы (покупки лотов), выставки (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования), балы (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования), фестивали (взносы за участие и пожертвования зрителей) и т.д. Мероприятие должно быть оригинальным и привлекательным, ни в коем случае не банальным!

С точки зрения фандрайзинга, акции – разовый импульсный сбор средств. Но акции имеют и косвенные бонусы: привлечение внимания к проблеме, PR, иногда, в отдельных случаях даже тимбилдинг. Тогда даже при минимальном сборе средств, эффект от акции, в итоге, оказывается положительным

Как правило, сборы от акции не превышают сотен тысяч рублей, а если организация начинающая — десятков тысяч.

Надо понимать, что и сотрудники, и друзья НКО должны вложиться в акцию делами и ресурсами, тогда акция будет прибыльна. Если расходы по подготовке лежат полностью на НКО, то сделать акцию прибыльной очень трудно, поэтому важно научиться привлекать бесплатные ресурсы (помещение, свет, звук, ведущие и т.п.). И всегда нужно смотреть на КПД. В небольшой организации акция может парализовать работу сотрудников на пару месяцев. Хорошо бы иметь отдельного специалиста по акциям в штате, но это идеальная ситуация, не всем НКО под силу.

Большинство НКО не могут жить исключительно на средства от акций. Однако известны организации, у которых есть опыт и ресурс, они делают одно-два мероприятия в год и собирают на год жизни несколько миллионов рублей. Но акции такого уровня – это огромный труд и сотрудников, и учредителей.

Ящики для пожертвований

Не стоит переоценивать эту тему. Безусловно, ящики собирают деньги. Но это все же не такие большие суммы. Ящики, безусловно, это поддерживающий ресурс. В ящики кидают не очень большие деньги, кидают те, кому не нужна сдача. К тому же это большей частью тема городов и торговых центров. Ящики не могут быть основным источником средств.

Ящики трудны в обслуживании: договора, охрана, выем денег, инкассация. КПД сильно зависит от той точки, где стоят ящики. Если у фонда есть друг — хозяин торговой сети, конечно надо ставить ящики не задумываясь! Но можно и «убиться» ради ящиков, получив при этом небольшой отклик.

Не стоит при помощи ящиков собирать деньги на конкретные запросы — лечение ребенка и т.д., если они стоят где-то на постоянной основе. Исключения – краткосрочные акции. Если ящик стоит долго на одном месте, то деньги собираются медленно. И почти всегда информация на ящике, если она адресная — будет устаревать и не соответствовать действительности. Если ящик призывает к сбору на конкретному ребенку, то существует, например, вероятность того, что кто-то может через интернет проверить, как обстоят дела с этим кейсом на сайте и уличить НКО в том, что сбор уже закрыт. Чаще всего, это не сознательное мошенничество, а скорее невозможность дать актуальную информацию вовремя, но репутация НКО может быть испорчена безвозвратно Поэтому корректнее при долгосрочных сборах давать информацию о программах.

Гранты и субсидии

Они дают возможность длительной поддержки программ или проектов (от нескольких месяцев до нескольких лет), включая зарплаты. В этой теме главное – правильно составленная заявка. Но нужно понимать, что заявка – это даже не половина дела. Проект (программа) должен быть затем реализован в соответствии с планом, а грантодающей организации должен быть предоставлен отчет.

Для реализации программы и подготовки отчетов необходим менеджер проекта. Не стоит думать, что мало-мальски серьезный грант можно осилить в свободное от основной работы время.

Одна из трудностей в том, что гранты редко на базовую текущую деятельность НКО. Ежегодно темы, под которые объявляются грантовые конкурсы, меняются, бывает и так, что меняются кардинально. Поэтому НКО часто приходится подстраивать свои проекты под темы грантов.

Реальные размеры грантовой финансовой поддержки на программы — от сотни тысяч до нескольких миллионов рублей в год.

Надо признать, что в России далеко не все зависит от качества заявки (хотя, это не повод составлять их абы как). Очень многое зависит от того, кто распределяет гранты. Главный недостаток некоторого количества (конечно, не всех) грантодающих организаций — закрытость процедуры голосования и неизвестность критериев оценки. Поэтому слишком много зависит от человеческого фактора. Но, опять же, фандрайзер должен в любом случае приготовить заявку максимально качественно.

Чем, если говорить очень кратко, характеризуется качественная заявка? Прежде всего должны быть все понятны: актуальность проблемы, цели, задачи, процедура исполнения, опыт работы организации в данном направлении, собственный финансовый вклад в бюджет (хотя бы 1/4).

Краудфандинг

Краудфандинг – это народное финансирование при помощи специальных сайтов – краудфандинговых платформ. Такой сбор средств подходит для различных целей. По сути, краудфандинг — это сбор по частных пожертвований разного объема. Подобный способ подходит и для тех, у кого нет возможности иметь собственную интернет-страницу для привлечения денег, нет возможности собрать самому необходимую сумму, и для вполне опытных и представленных в интернете НКО как дополнительный ресурс.

Авторы проекта размещают информацию на краудфандинговом сайте и по мере сил предлагают знакомым посетить страницу и пожертвовать. Ключевое усилие автора — популяризация страницы своего проекта на платформе. Сам сайт-платформа за счет многочисленности таких заявок, многочисленности популяризаторов и раскрученности в интернете имеет достаточную посещаемость, чтобы размещенные заявки собрали деньги.

На таких ресурсах публикуются, как правило, разовые нужды. Часто речь идет о десятках, максимум о сотне-другой тысяч рублей.

Для желающих пользоваться крауфтфандинговыми сайтами все упирается, во-первых, в грамотно представленный проект: конкретность просьбы, обоснованность, ясность результата, эмоциональная подача, адресность. Чем более адресный сбор, тем лучше. И во-вторых, в популяризацию страницы своего проекта на платформе.

Работа с конкретными донорами (физическими и юридическими лицами)

Как уже говорилось, доноры бывают разные. С их помощью, при соответствующем ведении переговоров, можно покрыть любые расходы благотворительной организации. Все зависит от фандрайзера и обоснования расходов.

По сути все упирается в несколько факторов: умение выйти на донора, в авторитет конкретной НКО, в качество ведения переговоров, в попадание в мотивацию и в ясные отчеты. В отношениях с конкретными донорами работают только личные встречи. Изначально придется обойти многих, но, если доверие между донором и представителем организации возникло, то это залог долгосрочных отношений в будущем.

Программы частных пожертвований в компаниях

Некоторые компании не готовы стать партнерами НКО, вкладывая собственные средства, но готовы просьбу НКО переадресовать своим сотрудникам. После переговоров руководство извещает сотрудников по своим внутренним каналам либо о проводимой акции, либо об открытии возможности регулярно жертвовать путем перечисления какого-то процента от зарплаты через специальный бухгалтерский софт. Отчеты о деятельности НКО идут сотрудникам, опять же, по внутренним каналам связи компании.

Эта история до некоторой степени схожа с темой работы с частными донорами. В любом случае надо заинтересовать и руководство, и сотрудников. Бывает, что сама компания вкладывается в эту тему, и, например, удваивает собранные сотрудниками средства. Бывает, что отдает тему на самотек. НКО-новичкам, пожалуй, такой фандрайзинг мало доступен т.к., для того, чтобы серьезная компания захотела взять вас в партнеры, очень важен авторитет и опыт.

Записал Юрий БЕЛАНОВСКИЙ

Предыдущие выпуски:
Азбука фандрайзинга: как собрать средства на ваш проект
Фандрайзинг: разновидности доноров и как работать с каждой из них

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version