Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Евангельские группы для бездомных: на равных перед Божьим словом

Человек пристраивается рядом на травке. Мы читаем Библию дальше и доходим до слов:
«Пойдем с нами, устроим засаду, убийство, подстережем невиновных!»
И тут человек говорит: Это я! Это я так поступаю!

О своем опыте организации такой группы рассказывает координатор группы помощи бездомным в ДД «Даниловцы» Татьяна ЗАЙЦЕВА.

Наверное, половина групп помощи бездомным в Москве вдохновлена на это знакомством с деятельностью римской католической общины святого Эгидия. Мы исключение только в том, что вдохновились опытом уже московских друзей этой общины. Главным образом нас вдохновляла идея дружбы с бездомными, ориентация на отношения, а не на помощь (кстати, эта ориентация дается нам нелегко). Но между тем перед нами негласно возник и все время маячил на горизонте один вопрос – вопрос о том, где в этой дружбе, в этом общении место для разговора о Боге, о вере, о Христе?

Где место для свидетельства о Христе делами – понятно. По большому счету, сам наш приход с едой, одеждой и дружеским расположением уже является этим свидетельством. Но мы же не бессловесные твари – и коли уж мы говорим об общении, как можем мы не общаться о самом важном для нас, как можем им не делиться?

К слову сказать, о Боге сами бездомные начинали говорить с нами вполне охотно. И становилось видно, как сильно им нужен Христос, как нуждаются они в Боге. Живя на улице, практически в экстремальных обстоятельствах, пройдя тюрьму или чужой обман, ощущая пагубность алкоголя – не думать о Боге практически невозможно. И бездомные думают.

А иногда говорят очень горькие вещи: «Я в Бога верю, только заповеди Его не соблюдаю…» «Я – бакалавр богословия, учился пять лет, и вот я в таком состоянии… чего мне не хватает?» Был у нас один доброволец, считавший, что бездомным надо проповедовать и чересчур жестко, на мой взгляд, рекомендовавший сходить к Матроне или причаститься. Но о чем проповедовать бакалавру богословия – он и так все знает?

С добровольцем-проповедником мы расстались, потому что жанр проповеди чересчур далек от дружеского общения, на которое мы ориентировались изначально. Впрочем, расстались мирно, на том, что говорить о Боге надо, питая тело, надо питать и душу – но как? Ведь хочется общаться с людьми как с людьми, а не с объектами миссии. И о Боге хочется говорить – но как? Как не предавать свою веру, когда тебе говорят, что молятся за тебя Аллаху и Бог Один и в душе – и в то же время не вступать в пустопорожние споры? Как оставаться рядом, не быть навязчивыми, не спорить, не говорить общих вещей – и все-таки говорить о Нем?..

И вот 31 мая, три часа дня. Неожиданно мне звонит Данияр, доброволец.

– Я вот подумал… Давай организуем для бездомных евангельскую группу?

– ???

– Я вчера был на мастерской «Каритаса» по работе с бездомными, они рассказывали, как они рисуют с бездомными, и я подумал, что мы можем организовать евангельскую группу.

(я безмолвствую)

– Это будет доверительное пространство, где мы сможем говорить с ними о глубоких и важных для нас вещах.

После этого я слегка прихожу в себя и происходит дискуссия о том, получится ли, на чем сидеть и что читать.

В итоге я выбегаю из дома на 20 минут позже, чем надо. Спустя 3 часа мы встречаемся с Данияром в Патриаршем центре духовногоразвития молодежи в Даниловском монастыре. Я пришла туда проводить евангельскую группу для добровольцев-даниловцев, а Данияр – как участник группы. Он показывает 7 уже купленных для группы с бездомными складных походных кресел!

И на следующий день, 1 июня, мы первый раз приглашаем наших старых знакомых почитать с нами Писание в новом русском переводе.

Читать планируем книгу Ионы (которого проглотил кит).

На первой встрече из бездомных был только Артур – наш самый, наверно, близкий знакомый. К сожалению, он не очень здоров психически, поэтому читать с ним было лично мне тяжело. Потом мы договорились с Данияром, что Артура он берет на себя – и стало гораздо легче. На вторую встречу пришло уже два человека – Артур и его друг Женя. Мы снова прочли первую главу книги пророка Ионы. На второй главе – на молитве Ионы в стихах – Артур заплакал и попросил нас дать ему прочитать третью главу.

На четвертый раз получилось не только общее чтение, но и молитва за присутствующих, включенная в молитву Богородице в конце. Теперь мы все время так молимся в конце группы. На шестой и седьмой встрече к нам присоединяется дядя Коля. Он на самом деле не дядя Коля – у него труднозапоминаемое татарское имя. Он оказался на улице, потому что на него и сына с женой и ребенком одна комната в коммуналке и он ее благородно оставил сыну. Ему хочется с нами пойти почитать, но он колеблется и пытается усмирить колебания вопросом: «Библия – это ведь почти то же самое, что Коран, да?» Я порываюсь категорически отрицать связь Библии и Корана, но меня останавливает Данияр, указывая на то, что во многом там говорится об одном и том же. Дядя Коля читает с нами книгу Притч и относится к прочитанному очень серьезно. На второй раз он говорит, что при чтении становится легче на душе и задумываешься о своей жизни. Думаешь, может, не пить? Или только по праздникам?

Шестой раз был одним из самых душераздирающих. Одновременно стало очевидно, насколько действительно нужно то, что мы делаем. Мы читали книгу Притч в новом русском переводе. В это время подходит человек и просит у нас закурить. Мы говорим, что не курим, а Артур восклицает: «Не курят они! Здесь Библию читают, понятно?» Человек пристраивается рядом на травке. Мы читаем дальше и доходим до слов:

«Пойдем с нами, устроим засаду, убийство, подстережем невиновных!

12 Мы, как Шеол, их живьем поглотим, целиком — как покойников могила.

13 Всякого богатства награбим, наполним свои дома добычей;

14 вместе с нами бросать будешь жребий, поровну разделим добычу!»

И тут человек говорит:

– Это я! Это я так поступаю! Вот такой я (тут не очень печатное слово).

И дальше человек рассказывает, что он бакалавр богословия, пять с половиной лет учился в протестантской семинарии, потом жил в монастыре, исповедовался и причащался и вот такой образ жизни ведет… Несмотря на это, в конце он сказал, что что-то получил на группе и попросил за него помолиться. Мы помолились вместе за всех, а за Андрея особенно. Потом он попросил отправить его в протестантский реабцентр «Город Надежды». Хочется надеяться, что он сейчас там.

По итогам уже двух месяцев чтения Библии вместе с бездомными видно, что есть те, для кого это просто жизненно важно. Впрочем, и для многих из волонтеров это жизненно важно – совместное чтение и обсуждение Писания. Оно проходит без какого-либо жесткого плана – каждый говорит о том, что ему отозвалось в прочитанном. Никто никого не учит. И мы, и они Живя на улице, практически в экстремальных обстоятельствах, пройдя тюрьму или чужой обман, ощущая пагубность алкоголя – не думать о Боге практически невозможно. И бездомные думают.

Может быть, поэтому люди, которые все знают и так, и получают что-то. Мы нашли способ говорить о своей вере ненавязчиво. В группе не мы говорим о Боге и о том, что людям надо что-то делать или что-то не делать. Бог Сам говорит за Себя. А мы лишь делимся тем, как мы Его услышали.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?