Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Это — наши дети

В РИА Новости состоялся телемост Москва-Санкт-Петербург на тему «Защита прав детей в смешанных браках» с участием Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова

Россиян, проживающих в Европе или Америке, принято считать счастливчиками, обменявшими бытовые проблемы на благополучие и социальную защищенность. Эту идиллическую картинку, увы, то и дело портят ленты новостей: здесь папа-иностранец вывез сына в багажнике автомобиля, там отобрали ребенка на основании анонимного доноса… И русские дети, и их матери в подобных ситуациях оказываются, как правило, совершенно беспомощными и бесправными. 26 апреля в РИА Новости состоялся телемост Москва-Санкт-Петербург на тему «Защита прав детей в смешанных браках».

Ситуация с правами российских детей в смешанных браках, сегодня, мягко говоря, непростая. Если между родителями — русской мамой и европейцем-папой — возникает конфликт на «детской» почве, шансы, что западный суд решит вопрос в пользу русской стороны, исчезающе малы. В основе такого положения дел — неоднозначное, зачастую откровенно предвзятое отношение к «этим странным русским» и несовершенство существующих правозащитных механизмов.

— Одна из причин сложившейся ситуации — отсутствие соглашений между Россией и другими странами, — сказал Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. — Но жизнь показывает, что даже наличие таких соглашений в некоторых случаях все равно не защищает наших граждан. Вспомните ситуацию Риммы Салонен, когда дипломат похищает ребенка, вывозя его в багажнике машины. Его не остановила ни Женевская конвенция 1961 года, ни другие правовые нормы. И этот человек, вопреки всем дипломатическим нормам и существующим законам, становится чуть ли не национальным героем.
В целом, по словам Астахова, западные страны неохотно идут на сотрудничество в данной сфере. Недавно было подписано российско-французское соглашение о создании комиссии по делам детей в семейных конфликтах. Однако во многих странах российские представители сталкиваются в этом вопросе с серьезным сопротивлением.
— В деле Салонен и Рантола и Президент России, и Председатель правительства несколько раз говорили о необходимости на основании этих ситуаций заключить соглашение с Финляндией. Я знаю как минимум пять случаев, когда президенту Финляндии предлагалось заключение такого соглашения. И все время — отказ под разными предлогами, — отметил Астахов.

Среди положительных перемен, произошедших за последнее время в области защиты прав российских детей, Астахов назвал факт признания и ратификации Россией Гаагской конвенции.

— Где-то год уйдет на отработку всех механизмов, по внедрении которых не только нашим судам придется считаться с иностранными решениями, но и иностранным судам придется считаться с нашими, российскими решениями. И это будет непросто.

Вторым вопросом пресс-конференции стала тема оформления гражданства Российской федерации детям, родившимся в смешанных браках. На сегодняшний день для этого требуется согласие родителя-иностранца. Благодаря такому положению возникают ситуации, подобные той, в которой оказалась Ирина Бергсет, лишенная 17 апреля 2012 года родительских прав на пятилетнего сына Мишу – гражданина Норвегии. Норвежский суд принял решение в пользу отца ребенка, несмотря на выдвинутые против того обвинения в педофилии.
— У нас, к сожалению, во многих случаях речь идет о детях в смешанных браках, которым не успели оформить российское гражданство, — отметил Уполномоченный по правам ребенка. — После ситуации с Ириной Бергсет в Министерство иностранных дел были внесены предложения изменить закон и упростить процедуру получения гражданства нашими детьми в смешанных браках. Мы сделаем все, чтобы данный законопроект быстрее прошел, чтобы быстрее принималась поправка, чтобы дети в смешанных браках имели возможность быстрее получить гражданство Российской федерации.

Пока на высшем уровне идет законотворческая работа, матери, пострадавшие от действий властей, органов опеки и судебной системы иностранных государств, так же не намерены бездействовать. О том, какие шаги предпринимаются русскими женщинами в борьбе за собственных детей, рассказала Ирина Бергсет, организовавшая и возглавившая движение «Русские матери».
— Русский путь, который я предложила женщинам в нашей ситуации — взяться за руки, — пояснила Ирина. — Не страдать поодиночке. Было не так просто собрать людей в разных странах, потому что люди боятся. Люди боятся рассказать о своем горе. Во-первых, это горе на грани позора: сказать, что ты — неудачник, сказать, что тебя постигла катастрофа в стране, которая всем живущим в России кажется раем. Кроме того, люди не хотят жаловаться, так как боятся судебных преследований. Но нам удалось сломать этот барьер, и женщины стали звонить. Мужчины, кстати, звонят тоже: «Русские матери» — это объединение родителей, просто мужчины в подобных ситуациях страдают реже, их меньше.

За три месяца работы организации в нее уже успели обратиться 66 семей, воспитывающие более ста детей, 96 из которых отобраны опеками 18 стран мира. На сегодняшний день из 96 смогли вернуться в Россию 14 человек. При этом абсолютным лидером по числу отобранных детей сегодня является Финляндия: на нее приходится, по сути, каждый третий случай.

— Когда произошел теракт на Пушкинской, — резюмировала Ирина Бергсет, — закон о терроризме приняли в третьем чтении за 24 часа. Так вот, сейчас наши дети — заложники. Это тоже своего рода террор. Давайте говорить так: это намеренная насильственная дерусификация наших детей. И мы должны с этим что-то сделать.

— Сегодня, к сожалению, настолько неадекватен правовой подход к преступлениям против российских детей, что мы в одиночку не можем разрешить возникающие ситуации, — сформулировала общий настрой юрист Марианна Гринь, бежавшая от мужа-иностранца из-за опасений за жизнь и здоровье своих четверых детей.
О необходимости объединения усилий в борьбе за русских детей и русские семьи говорили все участники пресс-конференции. По мнению собравшихся, проблемы русских семей за рубежом носят сегодня системный характер, и ответом в данной ситуации должны стать слаженные консолидированные действия российской стороны.
— Дискриминация русских родителей и русских детей демонстрирует, насколько западные страны, переживающие демографический кризис, заинтересованы в русских детях, но при условии, что дети будут изолированы, лишены своей идентичности подвергнуты определенной идеологической обработке, — отметила Римма Салонен. — Сегодня назрела потребность выработать единый механизм мер для защиты наших детей, для создания условий к скорейшему возвращению российских семей на историческую родину. Россия должна бороться за каждого своего ребенка, за каждого российского гражданина, как и подобает великой державе.
— Мы ищем формы адекватного ответа для того, чтобы помочь матерям, помочь детям, — заверил присутствующих Павел Астахов. — «Русские матери» это движение, которое должно объединить всех пострадавших, и энергию его нужно направить в созидательное русло. Вы не должны оставлять в покое ни нас, чиновников российских, ни тех, кто нарушает права ваших детей, — подчеркнул Астахов, обращаясь к собравшимся матерям.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?