Нам удалось поговорить с Надеждой Николаевной Козловой, выпускницей Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, сотрудницей ГУ Комплексного Центра Социального Обслуживания «Люблино» о социальной педагогике и проблемах в этой сфере.
– В чем заключается деятельность социального педагога?
-Сама профессия социального педагога – в помощи тем кому это нужно, людям, которые обделены вниманием и общества, и родителей и, более того, имеющим психические или физические заболевания.
-Может ли социальный педагог быть социальным работником?
-На самом деле работа социального педагога отличается от социального работника. Область деятельности социального педагога более емкая и специфичная. И не смотря на то, что обе профессии связаны с психологией, сменить вид деятельности с соц. работника на соц. педагога намного сложнее, чем наоборот.
Конечно, в социальной педагогике есть своя специфика. Нужно уметь понять и помочь, если не исправить, то по крайней мере изгладить те, обычно психические неприятности, встречающиеся у того или иного человека, которые нуждаются в помощи социального педагога.
-Должен ли соц. педагог владеть навыками психологии?
-Обязательно! Если социальный педагог не знает психологии, то это 70% провала его как специалиста. Однако есть люди, которые начали заниматься соц. педагогикой от безвыходности, либо не понимали или не учили психологических дисциплин, и процент таких людей больше, нежели тех, кто учился. Потому что это сейчас только начало развиваться, и людей, которые не владеют специальностью, но работают в этой области, очень много. Они оказывают скорее внешнюю помощь, внутреннюю сводя до минимума.
-Какие группы людей охватываются соц. педагогом?
-Это в первую очередь дети-инвалиды с рождения с психическими заболеваниями, к сожалению их сейчас очень много. Дети, у которых появились какие-либо отклонения в процессе жизнедеятельности. Кроме того соц. педагог – это работа не только с детьми, но и с подростками, и с их родителями, то есть охватываются все возрастные группы.
– Делается ли особый акцент на какую-либо группу?
– Скорее это зависит от специфики деятельности конкретного соц. педагога. Обычно группы собираются по определенным заболеваниям и, с каждой группой занимается конкретный педагог.
– Помогает ли духовность в работе?
– Конечно, помогает. Но очень часто ребенку это помогает, но если это связано с родителями, которые не помогают значения духовности, не осознают или отрицают, в данном случае религиозность, то это только мешает. Духовность помогает держаться на плаву, так как работа связана с большими психологическими и эмоциональными нагрузками, и каждую ситуацию приходится пропускать через себя.
– Вообще родители проблемных детей охотно идут на контакт с соц. педагогом?
– Когда люди видят на примере чужого ребенка, что это помогает они с удовольствием идут на контакт, или если ситуация действительно безвыходная.
– Почему вы выбрали именно социальную педагогику?
– Было интересно попробовать все на себе.
– Какие существуют проблемы в этой области?
– Во-первых, это проблемы с трудоустройством, во-вторых, многие, поняв, что это очень большая нагрузка, и ставка не соответствует затраченным усилиям, уходят из этой сферы деятельности. А многие даже не доучиваются до конца. Некоторые трудности связаны с самой спецификой работы соц. педагога, так как постоянная работа с проблемными детьми требует выдержки, терпения, лояльности, понимания. Иной раз хочется разбить табуретку о голову ребенка, а на него даже голос повысить нельзя, иначе он замкнется в себе, и появятся еще большие проблемы. А вообще социальный педагог – это очень молодая профессия со слабой организацией, которая только начинает набирать обороты. На самом деле эта область начала появляться по инициативе сверху. В связи с социальными благотворительными программами дети, которые воспитывались в детских домах, после достижения совершеннолетия получают квартиры и, не имея особых навыков распоряжения выделяемыми средствами, тратили их по большому счету не по назначению, а такие люди, как соц. педагоги могли помочь им в адаптации к самостоятельной, цивилизованной жизни.
– Изменялось ли Ваше отношение к профессии?
– Наверное, в любой профессии, когда человек только начинает учиться, он, не зная всех « подводных камней », специфики, рисует одну картинку. А уже к концу обучения, когда начинается практика, человек, начинает ориентироваться в пространстве, мнение становится более объёмным; он понимает, что от него требуется, что он может дать.
– Где реальнее всего трудоустроиться соц. педагогу?
– Это в первую очередь детские дома, приюты, соц. центры.
– Существует ли проблема нехватки кадров?
– Да. Штат соц. педагогов очень маленький: с 240 детьми работает один соц. педагог. Меньше всего кадров для работы с детьми, так как методики в этой области только начали разрабатываться. Здесь сказывается неразвитость профессии. Молодым людям это интересно, но условия работы и ставка не соответствуют той духовности , которая от него требуется. Большинство сотрудников в нашем центре – женщины, так как зарплата соц. педагогов и соц. работников не позволяет содержать семью.
Муж одной нашей сотрудницы, уезжая за границу, заполнял анкету. На вопрос, кем работает ваша жена, он ответил: «Социальный работник». Когда эту анкету проверяли уже за границей, него спросили: «Вы работаете?- Да, работаю. – Но зачем ведь ваша жена – соц. работник!» Иностранцам сложно объяснить, что у нас зарплата соц. трудящегося чуть больше, чем в два раза превышает квартплату.
– Часто ли Вы сталкиваетесь с непониманием со стороны окружающих?
– К сожалению, часто… До тех пор , пока человек сам не столкнется с этой проблемой, он не понимает, зачем это. « Если мне это не нужно, зачем это другому?»
– Как вы думаете, если жильцы дома видят ребенка с соответствующими проблемами, они могут обратиться за помощью в социальный центр, и соц. педагог по собственной инициативе предложит помощь этой семье?
– Чаще всего это не входит в компетенцию работника, и начальство может предъявить претензии за превышение полномочий.
– Бывали ли случаи, когда люди отказывались от помощи соц. педагога, не желая признавать свои проблемы?
– Да, такие случаи встречаются. Зачастую родители не видят проблем у своих детей, и, естественно, не понимают смысла обращаться к специалистам. Потому иногда соц. педагог, видя ребенка с определенными психическими отклонениями, вынужден по собственной инициативе идти на контакт и предлагать свои услуги.
– Вы не жалеете о выборе профессии?
– Сейчас, наверное, да… Условия работы отвратительные, но, безусловно, есть и положительные моменты. Когда ты начинаешь работать с ребенком, и он на твоих глазах превращается из колючего ёжика в пушистого зайчика, это не может не радовать, так как твои усилия были не напрасны.
– Какова роль семьи в работе соц. педагога?
– Для полноценной работы нужна полноценная семья. Как бы ни был хорош специалист, у него не всегда все получается. Нужен взгляд со стороны, поддержка. Семья это хорошая подсказка. Можно проиграть ту или иную ситуацию.
– Случается ли, что семья становится реабилитационным пунктом для соц. педагога?
– Такое случается только с плохими специалистами. Вообще каждый человек должен быть немного педагогом, немного психологом, а это и есть соц. педагог.
Интервью подготовили:
Власова Алена
Комарова Александра
Вступительные экзамены на новом отделении Миссионерского факультета ПСТГУ начинаются в июле. Cправки по тел. 785-9429