На платформе социальных изменений todogood консультанты, маркетологи, стратеги, финансисты встречаются с сотрудниками НКО и передают им свои знания и опыт про боно. Ниже три ярких проекта, которые родились благодаря этому сотрудничеству, и главные впечатления волонтеров, попробовавших себя в новом формате благотворительности.
Фандрайзинг-план для фонда по спасению лемуров на Мадагаскаре
Денис Хайретдинов, руководитель проектов SBS Consulting, тимлидер на проекте с фондом Marat Karpeka Lemur Foundation
Мотивация
– О платформе социальных изменений todogood узнал от знакомых. Я работаю в консалтинге и мне сразу понравилось, что среди волонтеров площадки много ребят из международного консалтинга, профессионалов в своей области. Решил тоже попробовать.
Мне тяжело даются темы старости, болезней и сиротства, поэтому в анкете на сайте указал, что хотел бы участвовать в проектах, посвященных экологии, животным, культуре или образованию. Так удачно сложилось, что как раз появилась заявка помочь замечательному молодому фонду Marat Karpeka Lemur Foundation – он занимается спасением популяции голубоглазого лемура на Мадагаскаре, самого быстро истребляемого вида млекопитающих. Плюс это был первый международный проект у todogood. А я всегда за то, что первое. Я мог выделить свободное время в своем графике, все совпало идеально.
Команда
– Мне предложили стать тимлидером команды. Это очень правильное слово – не начальник, а именно лидер. Как тимлидер я много сил и времени инвестировал в создание максимально благоприятной рабочей обстановки – направлять команду, поддерживать ее боевой дух, выполнять административные функции.
У нас сложилась отличная компания: четыре профессиональных маркетолога и я, консультант общего профиля. Порой я вообще недоумевал, зачем я таким крутым ребятам. Проект маркетинговый, а я в этой сфере не специалист. Плюс ребята, которые со мной волонтерили, еще и предприниматели. Каждый хотел довести дело до конца, очень трепетно относился к своему вкладу. Нужно было дать каждому возможность реализоваться на проекте. Важно, чтобы волонтеры после проекта вернулись в todogood, а не разбежались.
Цель
– Нам поставили задачу разработать годовой фандрайзинговый план для фонда. Первые два года организация существовала на личные средства основателя фонда Марата Карпеко, одного из создателей популярной онлайн-игры. В какой-то момент стало понятно, что фонду надо двигаться дальше, привлекать средства со стороны. Команда фонда озвучила, какую сумму они хотели бы собрать, а мы должны были предложить им стратегию фандрайзинга на 2018 год.
Что сделали
– Мы начали с основ. Изучили опыт других зарубежных аналогичных фондов, как они начинали, строили свой сайт, как коммуницировали с аудиторией, на чем акцентировали внимание. Потом определили целевую аудиторию. Например, выяснили, что на животных, как правило, много жертвуют женщины в возрасте от 50 лет. Мы провели серии интервью, буквально по крупицам собирали информацию, опросник нам помог составить специалист с большим опытом в этой сфере.
Кроме того, решили, раз основатель фонда и сотрудники – из сферы IT, где у них есть связи и контакты, то логично определить и вторую целевую аудиторию – топ-менеджеры IT-компаний. В итоге, мы собрали лучшие практики фандрайзинга для аналогичных фондов, подготовили планы коммуникаций с целевой аудиторией, разработали варианты позиционирования фонда – и передали все это клиенту.
Результат
– Опыт показал, что мы не подумали об одной вещи. Мы-то планов накидали, а у фонда реально рук не хватает все это воплотить. Хорошо, что с недавнего времени в todogood запущена практика устраивать с клиентом мозговой штурм и отбирать по его итогам наиболее эффективные инициативы, которые потом НКО реализует.
Мы периодически держим связь с Marat Karpeka Lemur Foundation, они уже начали менять сайт, выбирают оптимальную платформу для сбора средств, работа идет. Подводить итоги можно будет в конце года, когда частные доноры наиболее охотно жертвуют деньги. Думаю, что у ребят все получится. Про себя скажу, что мне очень нравится площадка todogood: много идей, проектов. Хотя это отнимает уйму времени у волонтеров. Но есть драйв и ощущение правильности того, что ты делаешь, – это все окупает.
Оценка эффективности работы НКО
Евгения Пятакова, директор компании Triangle Consulting Group, тимлидер на проекте с фондом помощи детям «Обнаженные сердца»
Мотивация
– О существовании todogood я узнала из соцсетей, долго не решалась написать – понимала, что если подписываюсь на участие в проекте, то должна буду держать слово и довести начатое до конца. Понятно, что для этого требовалось свободное время. Как только стало немного полегче на работе, решила попробовать. Кроме того, я регулярно просматривала новые проекты площадки, и непростая задача для фонда «Обнаженные сердца» – провести оценку Social impact – привлекла меня своей нестандартностью.
Признаюсь, у меня были некоторые опасения относительно своих знаний. Задача нетривиальная и именно в таком виде я ее не выполняла. Но я подумала, что смогу быть полезна проекту, так как сама проводила исследования – для диплома и диссертации – и по работе часто сталкиваюсь с исследовательскими проектами. Опыт есть, и я была рада им поделиться.
Команда
– Ни о каких лидерских позициях я даже не задумывалась, но неожиданно мне предложили стать тимлидером проекта из пяти человек. Среди нас собрались высококлассные специалисты, поэтому моя роль как руководителя была лишь в том, чтобы держать канву проекта, определять дальнейшие шаги и подбадривать коллег – проект оказался одним из самых долгих в практике todogood.
Цель
– Деятельность фонда «Обнаженные сердца» системная, в ней много длительной и интенсивной образовательной работы, поэтому прямые результаты – количество проведенных занятий, выпущенных учебных материалов и прочего – не дают представления о переменах, которые в итоге происходят.
Нам надо было найти инструмент, чтобы, по сути, оценить неоценимое – реальные изменения в жизни людей, а именно измерить социальный результат одной из программ фонда.
Что сделали
– Для выполнения задачи мы использовали методику, которая рассчитывает социальный возврат на инвестиции или SROI. Методика хорошо известна на Западе, но в России о ней пока мало знают, хотя фонд КАФ (признан в РФ иноагентом) перевел ее на русский язык, и она находится в открытом доступе. Кстати, огромное спасибо кураторам от todogood – они организовали сотрудничество с экспертом по этой методике из КАФ Юлией Ромащенко. Юлия нам очень много помогала, и мы ей безмерно благодарны, хотя, наверное, утомили ее вопросами.
Результат
– Работа в течение года шла по-разному: пока велись опросы – это не отнимало много времени, когда приступили к расчетам и описательной части – занятость возросла. Для меня это был, пожалуй, первый опыт продуманного системного участия в благотворительности – не только интересный, но и полезный. Проект нас всех значительно обогатил. Не раз за это время приходилось справляться с задачами, которые раньше никто из нас не решал, делать что-то новое. Это одна из ценных особенностей такого волонтерства – возможность мыслить вне шаблонов своей обычной деятельности.
Не могу сказать, что участие в проекте нанесло сильный урон моей личной жизни. Конечно, в чем-то я себя ограничила, но не критично. Мне очень понравилось помогать именно в таком формате. Есть люди, которые могут быть волонтерами в больницах или в детских домах. Для меня это слишком эмоциональная история: я понимаю, если я туда съезжу, потом буду бесполезна, меня надо будет откачивать. Участие в проектах todogood меньше связано с подобной эмоциональной вовлеченностью. Мне по складу характера такой вариант благотворительности ближе и комфортнее.
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Запуск НКО с нуля
Сергей Спасов, основатель сервиса управления персоналом Onehr, участвовал в проекте для социального старт-апа «Неограниченные возможности»
Мотивация
– Я давно знаком с площадкой todogood, но принять участие как волонтер решил только в этом году и зарезервировал в своем графике время. Из проектов, которые запускались в тот момент, больше всего привлекла задача «Неограниченных возможностей» – она была комплексной, а все остальные проекты имели более узкую направленность.
Цель
– По сути, нам надо было запустить организацию с нуля. «Неограниченные возможности» – молодая НКО, ее создали в конце 2017 года родители детей с тяжелыми ментальными нарушениями. У основателей нет бизнес-навыков.
Что сделали
– Когда мы с командой посчитали в деньгах все пожелания, которые озвучила НКО, стало очевидно, что план получается очень дорогой и практически нереализуемый. У меня были опасения, что НКО не воспримет наши рекомендации и не согласится с необходимостью оптимизации бизнес-кейса. На совместном обсуждении мы предложили планировать только минимально необходимые инвестиции для реализации основных задач. К чести НКО, они нормально все это восприняли.
Наша команда не только разработала им бизнес-план на несколько лет, помогла с формулированием миссии, но и научила, как проводить переговоры с потенциальными донорами, как позиционировать себя перед партнерам, составила список потенциальных компаний-доноров и подготовила необходимые материалы для встреч с ними.
Результат
– Многими нашими наработками в НКО уже пользуются. Сотрудники организации, хочу отметить, вообще были очень вовлечены в процесс, мы работали действительно слаженно, и, как мне кажется, они остались довольны результатом.
Я тоже вполне доволен и тем, как мы работали, и тем, что получилось. Мне понравилось быть в команде, собранной из незнакомых людей, с разными опытом и знаниями. Кроме того, я значительно расширил свой кругозор в области НКО и теперь понимаю, чем они занимаются, какие у них проблемы.
Мне нравится концепция todogood, когда профессионалы могут помочь сделать благое дело тому, у кого нет возможности привлекать специалистов на постоянной основе. В корпоративной работе, к сожалению, часто приходится выполнять много действий ради действий. Участие в волонтерском проекте для меня – возможность применить свои знания и опыт там, где они точно приносят пользу и результат.