Православный портал о благотворительности

Если в пост не получилось задуманное – как не расстроиться и найти другие варианты

Великий пост – это работа над ошибками в своей жизни. Часто эти ошибки и обозначаются в пост и благодаря посту. Как обратить зло ошибок в добро?

Святитель Николай (Велимирович) Сербский. Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска церкви святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий

Во время поста, да и не только, не все идет по плану. И если что-то пошло не так, порой кажется – не пошло вообще никак. Но, по рассуждению мудрых, эта мысль – левая, слева, от лукавого. Это такая проверка, на вшивость.

Святые утешают и объясняют, как не опустить руки и сделать возможное: не удается молиться – сделай что-то доброе; заболел и пропускаешь службы – читай Писание; не можешь по болезням поститься – давай милостыню; поругался, рассорился – займись самоанализом. Главное – не складывать руки, а действовать душой или телом.

Сохранять духовный баланс

Святитель Николай (Велимирович) Сербский: «Если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровое стало еще здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного.

Так и с нашей душою. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитв и служб, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот».

Пост – время ответить на забытые письма

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр): «Больше, чем в любую другую часть года, во время поста мы должны уделять время Богу в молитве, а нашим ближним – в делах помощи и внимания. Ответить на письма, на которые мы долго забывали ответить, и написать письма всем тем, кем мы так долго пренебрегали. Мы должны делиться с ближними не только деньгами, но самими собой, своим временем, своей дружбой, своей любовной заботой.

Так новое пробуждение отношений с Богом в молитве ведет нас к полноте и обновлению отношений с людьми».

Пост не должен быть причиной хлопот для других

Епископ Каллист (Уэр) считает, что, если наш пост становится для других причиной дополнительных хлопот – в нем есть что-то неправильное. Например, «когда мы в гостях, иногда более скромно и по-христиански будет без возражений съесть то, что нам предлагают, нежели требовать такой пищи, которая удовлетворяла бы нашим правилам».

Аскеза по силам

Коллаж. Преподобный Паисий Святогорец
Преподобный Паисий Святогорец

Преподобный Паисий Святогорец отметил признак разумно постящегося человека:

«Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи».

Тем, кто унывает от неисправления

Игумен Никон Воробьев предостерегал о том, чтобы его духовные чада не отчаивались от повторяющихся грехов: «Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния – это не признак смирения, а гордости. Нужно сокрушаться, просить у Господа прощения и стараться впредь не повторять, а если опять впали в какой-то грех, то, не медля, надо опять и прощения просить, и Господь простит, ибо пришел спасать не праведников, а грешников, т. е. сознающих свои грехи.

Сколько бы раз ни согрешил вновь – не надо отчаиваться, а опять, покаявшись, продолжать борьбу. Тогда и самые падения будут нам на пользу».

Если кажется, что Бог не простит

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Христос приходит к грешникам. Фреска церкви Успения на Волотовом поле

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) успокаивает тех, кому кажется, что его уже Бог не простит: «Будем всегда помнить, что нет греха, побеждающего милосердие и человеколюбие Божие.

А потому, как бы ни случилось нам согрешить, как бы ни увлеклись мы вражиими приманками в жизни, никогда не отчаемся в милости Божией, но с верой, упованием и покаянием будем возвращаться к Отцу нашему Небесному, зная, что милость Его ждет нас, а любовь не замедлит выйти нам навстречу и принять в Свои Отеческие объятия, омыть наши греховные раны, исцелить болезни, чтобы жизнь жительствовала в нас навечно.

Не бойся грехов и немощи своей, а со дерзновением иди к Таинству покаяния – и как бы худ ты ни был, если со смирением обличишь себя пред Богом и испросишь помилования, то, верен Бог, одеяние души твоей будет светлее солнца, и ты с исповеди выйдешь тих и радостен – и завтра дорогим гостем войдешь в чертог Господень!»

Лучше бы ты ел что угодно

Святитель Иннокентий Херсонский разбивает в пух и прах традиционное представление о посте как о времени ограничения себя в пище, нарядах и развлечениях.

Святой делает упор на помощи нуждающимся, которая намного важнее внешних ограничений: «Лучше бы ты ел что угодно, но в то же время питал тех, кто и не в пост едва сводит концы с концами; лучше бы ты продолжал красоваться одеждами по-прежнему, но праздно висящее и поедаемое молью в шкафу отдал бы тем, кто в нем больше нуждается.

Лучше для тебя, когда ты пребываешь в увеселениях, но, прохлаждаясь сам, доставляешь утешение и отраду тем, кто давно забыл, есть ли какая радость на земле…

В противном случае, пост наш будет подобен лекарству, при употреблении которого больной, по неразумию и невоздержности, предается всем прежним привычкам, произведшим его болезнь. Чего ожидать от такого лекарства, кроме усиления болезни? В таком случае лучше уже не поститься вовсе, ибо тогда, по крайней мере, не будем обольщать себя тем, что мы находимся вне опасности».

Свой крест – идти по своему пути

Часто жизненный крест ассоциируется с чем-то слишком тягостным и непосильным. А порой христиане берут на себя чрезмерную ответственность, набирая огромное количество обязанностей, считая, что это и есть их крест.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) дает более четкое понятие жизненного креста, которое больше соответствует призванию и спокойствию: «А что же значит – свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги). Не ищи освобождения от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.

Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу».

Как победить ложный стыд на исповеди

Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) рассуждает: «Почему тебе не хочется говорить другому о грехах своих? Стыдно? О, если бы это было так! Если бы в душе твоей мог пробудиться спасительный стыд, которого ты дотоле, быть может, и не чувствовал.

Но стыд ли, или, один ли стыд удерживает тебя открыть священнику грехи твои? Будь искренен к себе: гордость живет во всех нас; это – общая наша собственность.

А, по ее милости, не любим мы думать о себе низко, не любим казаться даже себе, не только другим, в черном виде. Согласитесь же, может ли быть приятна для гордости нашей исповедь? Если так, то исповедь – дорогое, неоцененное лекарство, когда она смягчает самую опасную болезнь души нашей – гордость. Исповедь, заставляя нисходить в глубину души и извлекать на свет один за другим нечистоты сердечные, сокрушает гордость нашу и засевает смирение».

Как себя настроить на частое причастие

Бывает, что человек хотел бы причаститься, но никак не может собраться. Святой Николай Сербский замечает: «Когда люди нашли лекарство от оспы, они говорили: мы победили эту болезнь! Точно так же говорили, и найдя лекарство от болезни горла, зубной боли, подагры и иных недугов: мы эти болезни одолели! Итак, найти лекарство от некоей болезни означает победить болезнь.

Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из которого рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство – Он Сам, воскресший и живой Господь. Он является единственным и только одним надежным средством от греха.

Если люди грешат и погибают во грехах, это не означает, будто Христос не победил греха; а означает только то, что они не употребляют единственного Лекарства от своей смертельной болезни; значит, Христос как Лекарство еще недостаточно им ведом; или, если и ведом, они все-таки по каким-либо причинам не принимают Его.

Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает. Ядущие же живого Господа питаются жизнью. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех».

Повод для радости есть всегда

Бывает, что постом все вдруг представится мрачным, и сама Церковь тоже. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объяснял, почему даже при виде всяких бед надо радоваться:

«Если сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться?

Но знайте, дорогие мои, торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью».

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди Великого поста. – Москва: Правило веры, 2014. – 328 с.
  2. Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина / Свт. Иннокентий Херсонский. – Москва : Отчий дом, 2011. – 448 с. – (Серия «Духовный собеседник»). / Великий пост. 5-376 с.
  3. Письма о духовной жизни / игум. Никон (Воробьев) ; [сост., предисл. А.И. Осипова]. – Москва : Благовест, 2013. – 576 с.
  4. Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том VI. О молитве. – Москва: Орфограф, 2021. – 288 с.
  5. Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. – Издание третье. – СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. – С. 492-496.
  6. Bishop Kallistos of Diokleia. Lent and the Consumer Society. Печатается с разрешения издателей по: Living Orthodoxy in the Modern World. Edited by Andrew Walker and Costa Carras, London, 1996, с. 64–84.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version