Во время поста, да и не только, не все идет по плану. И если что-то пошло не так, порой кажется – не пошло вообще никак. Но, по рассуждению мудрых, эта мысль – левая, слева, от лукавого. Это такая проверка, на вшивость.
Святые утешают и объясняют, как не опустить руки и сделать возможное: не удается молиться – сделай что-то доброе; заболел и пропускаешь службы – читай Писание; не можешь по болезням поститься – давай милостыню; поругался, рассорился – займись самоанализом. Главное – не складывать руки, а действовать душой или телом.
Сохранять духовный баланс
Святитель Николай (Велимирович) Сербский: «Если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровое стало еще здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного.
Так и с нашей душою. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитв и служб, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот».
Пост – время ответить на забытые письма
Епископ Диоклийский Каллист (Уэр): «Больше, чем в любую другую часть года, во время поста мы должны уделять время Богу в молитве, а нашим ближним – в делах помощи и внимания. Ответить на письма, на которые мы долго забывали ответить, и написать письма всем тем, кем мы так долго пренебрегали. Мы должны делиться с ближними не только деньгами, но самими собой, своим временем, своей дружбой, своей любовной заботой.
Так новое пробуждение отношений с Богом в молитве ведет нас к полноте и обновлению отношений с людьми».
Пост не должен быть причиной хлопот для других
Епископ Каллист (Уэр) считает, что, если наш пост становится для других причиной дополнительных хлопот – в нем есть что-то неправильное. Например, «когда мы в гостях, иногда более скромно и по-христиански будет без возражений съесть то, что нам предлагают, нежели требовать такой пищи, которая удовлетворяла бы нашим правилам».
Аскеза по силам
Преподобный Паисий Святогорец отметил признак разумно постящегося человека:
«Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи».
Тем, кто унывает от неисправления
Игумен Никон Воробьев предостерегал о том, чтобы его духовные чада не отчаивались от повторяющихся грехов: «Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния – это не признак смирения, а гордости. Нужно сокрушаться, просить у Господа прощения и стараться впредь не повторять, а если опять впали в какой-то грех, то, не медля, надо опять и прощения просить, и Господь простит, ибо пришел спасать не праведников, а грешников, т. е. сознающих свои грехи.
Сколько бы раз ни согрешил вновь – не надо отчаиваться, а опять, покаявшись, продолжать борьбу. Тогда и самые падения будут нам на пользу».
Если кажется, что Бог не простит
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) успокаивает тех, кому кажется, что его уже Бог не простит: «Будем всегда помнить, что нет греха, побеждающего милосердие и человеколюбие Божие.
А потому, как бы ни случилось нам согрешить, как бы ни увлеклись мы вражиими приманками в жизни, никогда не отчаемся в милости Божией, но с верой, упованием и покаянием будем возвращаться к Отцу нашему Небесному, зная, что милость Его ждет нас, а любовь не замедлит выйти нам навстречу и принять в Свои Отеческие объятия, омыть наши греховные раны, исцелить болезни, чтобы жизнь жительствовала в нас навечно.
Не бойся грехов и немощи своей, а со дерзновением иди к Таинству покаяния – и как бы худ ты ни был, если со смирением обличишь себя пред Богом и испросишь помилования, то, верен Бог, одеяние души твоей будет светлее солнца, и ты с исповеди выйдешь тих и радостен – и завтра дорогим гостем войдешь в чертог Господень!»
Лучше бы ты ел что угодно
Святитель Иннокентий Херсонский разбивает в пух и прах традиционное представление о посте как о времени ограничения себя в пище, нарядах и развлечениях.
Святой делает упор на помощи нуждающимся, которая намного важнее внешних ограничений: «Лучше бы ты ел что угодно, но в то же время питал тех, кто и не в пост едва сводит концы с концами; лучше бы ты продолжал красоваться одеждами по-прежнему, но праздно висящее и поедаемое молью в шкафу отдал бы тем, кто в нем больше нуждается.
Лучше для тебя, когда ты пребываешь в увеселениях, но, прохлаждаясь сам, доставляешь утешение и отраду тем, кто давно забыл, есть ли какая радость на земле…
В противном случае, пост наш будет подобен лекарству, при употреблении которого больной, по неразумию и невоздержности, предается всем прежним привычкам, произведшим его болезнь. Чего ожидать от такого лекарства, кроме усиления болезни? В таком случае лучше уже не поститься вовсе, ибо тогда, по крайней мере, не будем обольщать себя тем, что мы находимся вне опасности».
Свой крест – идти по своему пути
Часто жизненный крест ассоциируется с чем-то слишком тягостным и непосильным. А порой христиане берут на себя чрезмерную ответственность, набирая огромное количество обязанностей, считая, что это и есть их крест.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) дает более четкое понятие жизненного креста, которое больше соответствует призванию и спокойствию: «А что же значит – свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги). Не ищи освобождения от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу».
Как победить ложный стыд на исповеди
Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) рассуждает: «Почему тебе не хочется говорить другому о грехах своих? Стыдно? О, если бы это было так! Если бы в душе твоей мог пробудиться спасительный стыд, которого ты дотоле, быть может, и не чувствовал.
Но стыд ли, или, один ли стыд удерживает тебя открыть священнику грехи твои? Будь искренен к себе: гордость живет во всех нас; это – общая наша собственность.
А, по ее милости, не любим мы думать о себе низко, не любим казаться даже себе, не только другим, в черном виде. Согласитесь же, может ли быть приятна для гордости нашей исповедь? Если так, то исповедь – дорогое, неоцененное лекарство, когда она смягчает самую опасную болезнь души нашей – гордость. Исповедь, заставляя нисходить в глубину души и извлекать на свет один за другим нечистоты сердечные, сокрушает гордость нашу и засевает смирение».
Как себя настроить на частое причастие
Бывает, что человек хотел бы причаститься, но никак не может собраться. Святой Николай Сербский замечает: «Когда люди нашли лекарство от оспы, они говорили: мы победили эту болезнь! Точно так же говорили, и найдя лекарство от болезни горла, зубной боли, подагры и иных недугов: мы эти болезни одолели! Итак, найти лекарство от некоей болезни означает победить болезнь.
Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из которого рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство – Он Сам, воскресший и живой Господь. Он является единственным и только одним надежным средством от греха.
Если люди грешат и погибают во грехах, это не означает, будто Христос не победил греха; а означает только то, что они не употребляют единственного Лекарства от своей смертельной болезни; значит, Христос как Лекарство еще недостаточно им ведом; или, если и ведом, они все-таки по каким-либо причинам не принимают Его.
Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает. Ядущие же живого Господа питаются жизнью. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех».
Повод для радости есть всегда
Бывает, что постом все вдруг представится мрачным, и сама Церковь тоже. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объяснял, почему даже при виде всяких бед надо радоваться:
«Если сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться?
Но знайте, дорогие мои, торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью».
При подготовке статьи были использованы следующие источники:
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди Великого поста. – Москва: Правило веры, 2014. – 328 с.
- Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина / Свт. Иннокентий Херсонский. – Москва : Отчий дом, 2011. – 448 с. – (Серия «Духовный собеседник»). / Великий пост. 5-376 с.
- Письма о духовной жизни / игум. Никон (Воробьев) ; [сост., предисл. А.И. Осипова]. – Москва : Благовест, 2013. – 576 с.
- Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том VI. О молитве. – Москва: Орфограф, 2021. – 288 с.
- Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. – Издание третье. – СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. – С. 492-496.
- Bishop Kallistos of Diokleia. Lent and the Consumer Society. Печатается с разрешения издателей по: Living Orthodoxy in the Modern World. Edited by Andrew Walker and Costa Carras, London, 1996, с. 64–84.
Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ