Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Если обида нестерпимо жжет сердце. Как простить, если не получается?

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. Мы хотим, чтобы Господь простил нашего обидчика, поэтому в этот день мы ему говорим: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царствии Небесном, мы пожелали этому человеку быть прощенным Богом. А что делать, если даже произнести такие слова трудно? Предлагаем вам истории о том, как прощать, если совсем не получается

Коллаж Татьяны Соколовой

Один из самых удивительных примеров прощения – это поступок великой княгини Елизаветы Федоровны. Она очень любила мужа, великого князя Сергея Александровича. 4 февраля 1905 года в его карету была брошена бомба. Великий князь погиб на месте. Убийцу поймали. Посетив террориста Каляева в тюрьме, Елизавета Федоровна простила его, просила императора о его помиловании, а когда Николай II отказал и Каляева казнили – помогала его семье. Такое поведение – образец для христианина, но, к сожалению, зачастую для нас недосягаемая высота. Расскажем о том, что советуют делать священники, чтобы простить обидчика всем сердцем; что делать, если кажется, что Бог тебя не простил; почему нам не стоит смущаться, если мы прощаем, а нас прощать не собираются; а также расскажем две истории – о нашем современнике и о блаженной Пелагее Дивеевской, которые по-настоящему смогли простить своих обидчиков.

Где-то промолчать, где-то потерпеть и отойти в сторону

Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1667-1670 гг. Национальная галерея Вашингтона, США
Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1667–1670 гг. Национальная галерея Вашингтона, США

Мы придем в Прощеное воскресенье в храм и постараемся простить всех, кто обижал нас. Но что делать, если в один день всех простить не получается? Если обида не проходит?

В статье Степана Абрикосова «Прощеное воскресенье: 7 этапов прощения» настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев предлагает начать не со следствия, а с причины – избегать ситуаций, когда люди становятся врагами.

Как этого достичь? Чтобы со всеми жить в мире, нужно быть внимательным к себе: где-то промолчать, где-то потерпеть, где-то отойти в сторону.

Если все же возникла ситуация, когда нужно постоять за правду и конфликт произошел, правильным будет осудить грех, но не человека, его совершившего.

Если после ссоры в нас появится жажда мести, лучше всего от всей души предать своего обидчика в руки Божии. Пусть Господь решает, что с ним дальше делать: нужно ли его наказать или нет. По словам отца Константина, мы можем даже попросить об этом Бога, но, конечно, не проклиная своего обидчика и не призывая на его голову кары небесные, а искренне желая его вразумления, а там уж Господь пусть управит Сам, как лучше для этого человека.

Иногда мы считаем, что, если после ссоры отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не так. Можно простить человека – и отойти в сторону. Мы не обязаны продолжать с ним общение.

Отец Константин замечает, что нельзя попустительствовать греху, потому что это может привести к настоящей трагедии. Например, если муж распускает руки, а жена без конца будет прощать, то это может кончиться тем, что она погибнет, а супруг окажется за решеткой.

«Прости – и отойди», – поясняет свою мысль батюшка.

Если не клеятся отношения с кем-то на приходе – лучше попросить друг у друга прощения и тоже держаться друг от друга подальше, избегая греха, независимо от того, кто прав и кто виноват.

Бывает, что злость не проходит. Тогда батюшка советует… забыть о своем враге. Но молиться о нем переставать нельзя!

Отец Константин напоминает, что молитва за человека – самое главное проявление любви.

Если искренне простить не получается, следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать – «Бог простит».

Затем отец Константин советует благотворить врагу.

– Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить, – размышляет пастырь. – Очень важно видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог – видит в каждом за множеством грехов доброе начало.

Епитимия от Господа

Петер фон Корнелиус. Фрагмент фрески Каза Бартольди в Риме. Иосиф прощает своих братьев, 1817 год. Изображение с сайта artchive.ru
Петер фон Корнелиус. Фрагмент фрески Каза Бартольди в Риме. Иосиф прощает своих братьев, 1817 год. Изображение с сайта artchive.ru

В статье Софьи Бакалеевой «Не могу себя простить» протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке размышляет о том, почему мы не чувствуем, что прощены, даже после исповеди.

Отец Федор напоминает, что чувство, что тебя простили, – это результат теснейшей связи человека с Богом, плод личных отношений со Христом, когда Бог и человек хорошо слышат друг друга.

– Но если мы с вами не подвижники, наше сердце, ум в мирских заботах и переживаниях – мы не ощущаем духовных движений ни Святого Духа, ни лукавого, хотя они все время рядом, – говорит отец Федор Бородин. – Также мы не чувствуем прощения, которое даровано нам Господом. Мы приступаем с верой к таинству исповеди, но очень редко чувствуем облегчение, мирное состояние от Господа. Это свидетельствует о том, что все мы – как новоначальные, у нас очень и очень мало духовного опыта.

Священник говорит, что Господь ждет от нас не формальное «прости, Господи», а перемены нашего сердца, «чтоб из плотяного, живущего корыстью, хотящего комфорта, пугающегося страданий оно ожило, сделалось готовым к исполнению воли не своей, а Божией, всегда благой, но всегда крестной».

Отец Федор напоминает, что мы получили прощение ценою пролития крови Христовой. И каждый раз на исповеди мы получаем прощение именно ценою мук Христа: «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20).

Что же делать тем, кто мучается от своих неблаговидных поступков даже после искренней исповеди?

– Надо найти добродетель, противоположную совершенному греху, – предлагает протоиерей Федор Бородин. – Например, если ты кого-то обворовал – раздай милостыню. Кричал, унижал людей – послужи кому-то кротко, тихо. Если ты сжег чей-то дом и не можешь найти уже этого человека, помоги построить дом тому, кому сможешь. Да просто сделай что-то доброе и скажи: «Господи, прими это дело во искупление греха моего».

Пастырь вспоминает слова митрополита Антония Сурожского о том, что иногда большой грех, страшный поступок изглаживается в таинстве исповеди, но словно оставляет рубец после себя.

– Больше как напоминание, чем воспоминание. Напоминание о нашей хрупкости, о том, как надо осторожно жить, чтобы не повторить то же самое, – считает отец Федор Бородин и в подтверждение этих слов приводит слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную епитимию».

Просить прощения – это значит рисковать

Фото: Михаил Жбанков/ТАСС

Статья Дарьи Сивашенковой «Прощение и отмщение: как не остаться в дураках» – о том, как простить близкого человека, который тебя прощать не собирается. Иерей Петр Коломейцев, заместитель декана психологического факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, говорит, что просить прощения – это значит рисковать. Верующие просят прощения у неверующих, а те в ответ ничего не просят. И считают, что раз просят прощения, значит, в чем-то и виноваты.

– Но ведь мы и не для того просим прощения, чтобы тут же попросили у нас! – уверен отец Петр. – Главное в этот день – самим попросить прощения.

Священник говорит, что сомневаться в том, не останешься ли ты в дураках, когда сам будешь просить прощения, а тебе не ответят, это все равно что задаваться вопросом: мыть ли нам руки, если рядом с нами сядет человек с грязными руками.

Прося прощения, мы очищаем свою душу, потому что знаем, что обида разрушительна, она для души вредна.

– Мне кажется, что в подобной ситуации каждый сам решает, мыть ему руки или нет, просить ему прощения или нет. Не нужно держать обиды на тех, кто так и не попросил у нас прощения. В Писании написано: «Солнце да не зайдет в гневе вашем». То есть до захода солнца нужно самим стараться покончить со всеми обидами. Просто потому, что ты можешь не проснуться и уйти с этими обидами в вечность.

Если ты на стороне Бога – ты тоже должен принять этот выбор

Коллаж
Коллаж Татьяны Соколовой

Легко быть теоретиком и рассуждать о том, как прощать ближнего, но что делать, если обида у тебя до неба и о прощении не может быть и речи? Именно это произошло с Владимиром. Его искренняя история о том, как сложно простить, – в статье Татьяны Цветковой «Прощение может «расти» годами».

От Владимира ушла жена с маленьким ребенком. Они познакомились в церкви, родители девушки были верующими, и, хотя она была совсем молодой и не очень тяготела к храму, Владимир надеялся, что у них все получится, что он справится.

Они поженились, родился сын.

Неожиданно препятствием для счастливого супружества оказалась церковность мужа: сначала по выходным жена стала просить вместо службы «куда-нибудь съездить», а потом и вовсе так заскучала, что в кафе познакомилась с молодым человеком, изменила мужу, а потом в его отсутствие собрала вещи и ушла с сыном строить новые отношения.

Владимир тяжело переживал случившееся.

«Мне хотелось отомстить, пересчитать этому парню ребра», – признается он. Когда мужчина приходил к сыну, он видел, что его бывшая жена счастлива, и это добавляло ему страданий.

Ситуация усугублялась еще и тем, что родители и брат жены были прихожанами его храма, они часто встречались. Родители воспринимали происходящее спокойно, говоря, что так «бывает» и новый избранник девушки отличный парень.

Владимир не мог успокоиться и не мог простить не то что жену, но даже ее близких, которые, на его взгляд, были с ней заодно. Он не мог ни на кого смотреть и решил подождать, вдруг девушка вернется.

И только после того, как его любимая официально вышла замуж, он стал пытаться как-то принять эту ситуацию. До этого он желал жене разных бед, чтобы она поняла, как больно сделала ему.

Теперь понял, что не хочет, чтобы она испытала тот ужас, что испытал он сам.

– Наверное, это и есть прощение – когда ты не хочешь зла человеку, который принес зло тебе. Я понял, что Господь не отнимает человеческую свободу, даже если человек совершает грех. Господь позволяет ему сделать этот выбор. А если ты на стороне Бога, ты должен тоже принять этот выбор.

Сейчас Владимир женат на девушке из своего прихода. У его бывшей супруги в новом браке родился ребенок.

Помолись за меня!

Рака с мощами блаженной Пелагеи в Казанской церкви Дивеевского монастыря. Фото с сайта ppdm.moseparh.ru
Рака с мощами блаженной Пелагеи в Казанской церкви Дивеевского монастыря. Фото с сайта ppdm.moseparh.ru

Блаженная Пелагея Дивеевская тоже немало пострадала в жизни, но смогла простить всех своих обидчиков. О ней рассказывает Ксения Орабей в статье «Блаженную Пелагею Дивеевскую били дома и в монастыре, она всех прощала».

В детстве ее бил отчим, не любила мать. В 16 лет ее против воли выдали замуж, и она начала чудить. Муж считал ее «психической» и избивал ее, морил голодом, даже сажал в клетку, а она не сопротивлялась. Однажды по его просьбе ее высекли, да так, что на коже не осталось живого места, мясо висело клочьями.

Перед тем как родственники разрешили ей все же уйти в монастырь, Пелагея попросила прощения у мужа и у родных. В монастыре она тоже чудила, дивеевские сестры часто не понимали ее и обижали.

Однажды сестры увидели, как блаженная согнулась и застонала: «Ох, батюшка! Ведь вот ты какой! Умирает он, да умирает-то как?! Без причастия!»

Оказывается, за много верст от монастыря, скорчившись от мучительной боли, умирал в своей избе от холеры ее муж. Рассказывали, что перед смертью он звал свою жену: «Ох, Пелагея Ивановна, матушка! Прости ты меня Христа ради! Не знал я, что ты терпишь Господа ради! А как я тебя бил-то! Помоги мне! Помолись за меня!»

Муж Пелагеи действительно умер без причастия. Святая молилась об упокоении души своего почившего супруга всю жизнь. Она искренне простила его и желала ему душевного спасения.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?